Опытный многоцелевой самолет Henschel Hs 124. Германия
Данный материал, переведенный уважаемым коллегой NF и доработанный мной, выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье "Гонка за призраком скорости. Один мотор — хорошо, а два — лучше".
Предисловие
Для вооружения Люфтваффе новыми видами техники технический департамент RLM выдал авиафирмам заказ на многоцелевой самолёт. Фирма Хеншель получила заказ на разработку такого многоцелевого самолёта и начала параллельную разработку и постройку трех отличавшихся друг от друга опытных образцов такой машины.
Henschel Hs 124 V1
Машина получила два двигателя Jumo-210 C , носовую закрытую металлическую оконечность с установленной во вращающейся башне 20-мм пушкой. Самолёт в первых пробных полётах летал без вооружения.
Рис.1. Hs 124 V1 с двумя двигателями Jumo 210 и тремя макетами огневых точек
Рис.2. Hs 124 V1 в полёте
Рис.3. Вид сзади на фюзеляж Hs 124 V1. Задняя огневая точка без пулемёта
Henschel Hs124 V2
У этого самолёта было другое вооружение, смонтированное в новой носовой оконечности. Носовая оконечность со стеклянными панелями имела прорезь для установки на лафете 20-мм пушки. Пушка обслуживалась стрелком и имела углы склонения 30° вверх, 40° вниз и по 20° по обе стороны горизонта. Для сброса мелких осколочных бомб на самолете должен был дополнительно смонтирован бомбардировочный прицел.
Рис.4. Hs 124 V2 с двумя двигателями BMW-132 и остекленной носовой оконечностью фюзеляжа
Hs 124 V2 получил два двигателя BMW -132 Dc вследствие чего самолёт приобрёл характерный внешний вид.
Henschel Hs 124 V3
В качестве многоместного истребителя был выпoлнен вариант Hs 124 V3. По этой причине машина получила двухместную кабину и неподвижное вооружение смонтированное в носовой части фюзеляжа и состоявшее из четырех пулемётов МG-17 или из двух 20-мм пушек и двух пулемётов МG-17. Силовая установка сначала состояла из двух двигателей Jumо-210 С, которые позже были заменены двигателями BMW-132 Dc.
Описание конструкции № 33
Общие данные
Двухмоторный самолёт Hs 124 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси. Самолет разрабатывался в трех вариантах:
а) бомбардировщик;
б) штурмовик для атак на малых высотах;
c) дальний разведчик.
В соответствии с предъявленными к нему требованиями самолёт мог выполнять в воздухе следующие маневры:
- переворот,
- бочкa,
- разворот,
- боковое скольжение
и комбинации этих маневров.
Коэффициент максимально допустимой нагрузки с полным полётным весом в варианте бомбардировщика составлял 10,5.
При более низком полётном весе данный параметр увеличивался до 11,2 в варианте штурмовика и до 12 в варианте разведчика.
Во время пикирования была установлена максимальная скорость 550 км/ч.
Рис.5. Передняя и средние части фюзеляжа Hs 124 V1
Фюзеляж
Фюзеляж состоял из трех частей скреплённых друг с другом при помощи болтов. Это позволяет осуществлять транспортировку самолёта по железной дороге. Конструкция фюзеляжа монококовая за исключением мест размещения экипажа и оборудования.
Шпангоуты, балки и обшивка – дюралевые, элементы крепления – стальные.
Рис.6. Средняя часть фюзеляжа
Расположенная перед кабиной пилота застекленная носовая часть самолета в бомбардировочном и разведывательном вариантах была идентичной, различие было в составе оборудования. Для штурмовика была разработана другая носовая кабина, которая была взаимозаменяемой с кабиной бомбардировщика.
Рис.7. Задняя часть фюзеляжа Hs 124. Вид спереди справа
Кабина пилота была полностью закрыта и имела развитое остекление, обеспечивавшее хороший обзор. В полёте часть кабины можно было сдвинуть назад. Во время полёта сиденье пилота можно было установить в вертикальное положение.
Рис.8. Боковая секция фюзеляжа на стапеле
Позади крыла располагалась радиорубка, которая одновременно являлась пулемётной огневой точкой. Удлиненный фонарь кабины над рабочим местом стрелка-радиста обеспечивал хорошую защиту от ветра. Для стрельбы задняя часть фонаря кабины радиста откидывалась.
Рис.9. Вид задней части фюзеляжа из его передней части
Кабины пилота и радиста у всех вариантов самолёта были одинаковыми. Все отсеки для размещения экипажа обогревались горячим воздухом.
Несущая поверхность
Крыло состояло из прямоугольного центроплана и двух трапециевидных консолей соединённых при помощи болтов. Из-за расположенных в нижней части крыла топливных баков и убирающегося шасси центроплан крыла имела три лонжерона и работающую обшивку. Нижняя обшивка в районе расположения топливных баков съёмная.
Рис.10. Изготовление консоли крыла
Консоли крыла имели однолонжеронную конструкцию с работающей обшивкой. Элементы крыла – дюралевые, крепления. Наиболее нагруженные детали частично выполнены из стали.
Рис.11. Передняя часть консоли крыла
Данная конструкция с работающей обшивкой впоследствии зарекомендовала себя способной выдерживать значительные повреждения.
Рис.12. Задняя часть консоли крыла с креплением для элерона
В качестве элементов механизации крыла на консолях установлены элероны, а между элеронами и фюзеляжем были смонтированы посадочные щитки (закрылки), управление которыми осуществлялось пилотом посредством гидравлического привода.
Хвостовое оперение
Хвостовое оперение состояло из свободнонесущего горизонтального хвостового оперения и двухкилевого вертикального оперения трапецевидной формы. Лонжероны, нервюры и обшивка выполнены из дюраля, рули обтянуты полотном. Оба руля направления оснащены триммерами и имеют аэродинамическую и весовую компенсацию для уравнивания изменений нагрузки.
Рис.13. Hs124 V1 двойной киль обеспечивал хорошие сектора обстрела при стрельбе в направлении назад
Шасси
Шасси разработано убирающимся одностоечным с применением кольцевых пружин. Стойки шасси убираются назад при помощи гидравлического привода и полностью помещались в задних отсеках мотогондол.
Створки ниш шасси закрывались самостоятельно. При отказе гидравлического привода шасси могли быть выпущены при помощи ручного привода. О положении шасси пилот получал информацию от электрического датчика.
Колёса шасси имели гидравлические тормоза.
Хвостовое колесо было поворачивающимся и имело возможность перестановки.
Система управления
Рули высоты и элероны приводятся в действие вручную при помощи тяг. Расположенные в крыле элероны управлялись при помощи тросов. Рули направления управлялись при помощи тяг посредством нажатия на педаль. При помощи педалей в действие приводятся тормоза колёс. Педали могли регулировать для соответствия их положения размерам пилота.
Триммирование рулей высоты и направления проводилось посредством идущей из кабины пилота системы рычагов и триммеров.
Силовая установка
В качестве силовой установки на самолете использовались два девятицилиндровых двигателя воздушного охлаждения BMW-132 Dc с нагнетателем создающим среднее давление и позволяющим двигателю на высоте 3000 метров развивать номинальную мощность в 880 л.с. при 2320 об/мин. Была предусмотрена установка других двигателей мощностью 800-1000 л.с.
Моторные рамы были выполнены из дюралевых труб. Рамы крепились к центроплану крыла при помощи шаровых соединений.
Двигатели были заключены в капоты NACA с регулируемыми створками для подвода охлаждающего воздуха к двигателям. Привод створок гидравлический.
Винты металлические трехлопастные фирмы VDM диаметром 3,3 метра. Изменение шага винта в полёте имело электрический привод.
Для запуска двигателей применялись инерционные стартеры с ручным и электрическим приводом.
Топливо находилось в расположенных в центроплане крыла металлических топливных баках объёмом 1750 литров. Для увеличения дальности полёта имелась возможность установки в фюзеляже между пилотом и радистом дополнительного топливного бака объёмом около 800 литров.
Масляные баки общим объёмом 110 литров подвешивались в моторных гондолах позади среднего лонжерона.
Описание боевых вариантов данного самолёта
Самолёт Hs124 разрабатывался для использования в качестве бомбардировщика, штурмовика и дальнего разведчика и имел соответствующие для этих функций полётное оборудование и вооружение. Основные признаки по которым различались эти варианты указаны ниже:
1. Бомбардировщик
Экипаж бомбардировщика состоял из трех человек. Бомбардир находился в передней части фюзеляжа. Выше и позади него в кабине расположенной перед крылом находился пилот. За крылом располагался радист, выполнявший функции стрелка и защищавшего самолёт от атак сзади.
Бомбардир имел расположенный перед ним прицел для сброса бомб. Cбоку от прицела располагались рычаги привода сброса бомб, а так же летные контрольные приборы. В качестве бомбового прицела сначала был предусмотрен механический прибор GV219d или прицел GF218. Прицелы были смонтированы таким образом, что при их обслуживании бомбардир был готов в любой момент открыть огонь из пулемёта.
В качестве особого пожелания имелась возможность монтажа других бомбовых прицелов. Возможность при обслуживании данных прицелов быстрого переключения внимания на открытие огня из пулемёта, зависело от тех требований, которые необходимо было бы соблюдать при работе с прицелом. Обзор бомбардира в направлении вниз, по сторонам и вперёд обеспечивался соответствующим остеклением кабины. Огневая точка, расположенная в передней части кабины, имела пулемёт калибра 7,9 мм, смонтированный для обеспечения достаточного сектора обстрела. Пулемёт был соединён с сиденьем для наблюдения при помощи компенсатора ускорений таким образом, что имелась возможность стрелять из пулемёта и при сильных перегрузках и ускорениях. Первоначально боекомплект состоял из 450 патронов. Расположенное позади бомбардира складывающееся горизонтальное сиденье предназначалось для размещения в нём бомбардира во время совершения самолётом аварийной посадки.
В пилотской кабине органы управления и приборная доска располагались таким образом, что пилот, находясь на своём сиденье, имел хороший обзор во все стороны и вниз, в том числе через окна в полу кабины.
Радиооборудование состояло из радиопередатчика, способного передавать и принимать радиограммы на длинных и коротких волнах. В радиорубке было предусмотрено размещение радиопеленгатора с рамой.
Для защиты от атак сзади служил установленный на поворачивающемся лафете пулемёт калибра 7,9 мм с боекомплектом из 975 патронов.
Нормальная бомбовая нагрузка составляла 600 кг и могла представлять собой следующий набор бомб:
12×50 кг = 600 кг или
2×250 кг + 2×50 кг = 600 кг.
При наличии на борту меньшего количества топлива было возможным увеличить бомбовую нагрузку до 900 кг. В данном случае был возможно следующий состав бомбовой нагрузки
2×250 кг +8×50 кг = 900 кг.
Вместо принятых на вооружение немецких бомб можно было так же подвешивать бомбы фирм Bofors, Tolfvan, Vickers, Škoda и тд.
2. Штурмовик
Экипаж штурмовика должен был состоять из пилота и стрелка-радиста. Расположение кабины пилота и радиорубки аналогично бомбардировочному варианту. В носовой части фюзеляжа были установлены 4 пулемёта калибра 7,9 мм с боекомплектом в 500 патронов на ствол.
Два из этих пулемётов могли быть заменены 20-мм пушками. В качестве установленного оружия могут быть использованы соответствующие системы от компаний Vickers, Madsen и Oerlikon.
Вооружение было смонтировано таким образом, что пилот имел такой же обзор вперёд сквозь остекление носовой части фюзеляжа и вниз через стеклянные панели в полу как и на бомбардировщике.
Вместо неподвижно установленного вооружения в носовой части этого варианта самолёта было возможно использование кабины бомбардира так же как и в варианте бомбардировщика. В данном случае за счет демонтажа бомбардировочного прицела была возможна установка передней подвижной огневой точки с боекомплектом увеличенным до 2000 патронов.
Под фюзеляжем была возможна подвеска 10-кг бомб общим весом 420 кг. В случае необходимости увеличения бомбовой нагрузки имелась возможность подвески под крылом 10-кг бомб общим весом в 400 кг.
Сброс бомб осуществлял пилот.
3 Дальний разведчик
Экипаж разведчика состоял из трех человек. Размещались они так же как и в варианте бомбардировщика. Наблюдатель имел хороший обзор через стеклянные панели кабины вперёд, вниз и по обе стороны.
Фотокамера была смонтирована за сиденьем наблюдателя. Изначально была предусмотрена установка кинокамеры Zeiss-Reihenbildners RMK S 1818 с шириной диафрагмы в 50 см, имелась возможность монтажа других приборов аналогичного назначения. Как и на бомбардировщике позади наблюдателя располагалось складывающееся сиденье для обеспечения безопасности наблюдателя при выполнении аварийной посадки.
Оборудование кабины пилота было таким же как и на бомбардировщике. Большое окно в полу кабины облегчало пилоту управление самолётом при проведении аэрофотосъёмки.
Радиорубка и пулемётная огневая точка для защиты от атак сзади были аналогичны тем, что на бомбардировщике.
Лист с техническими данными № 71
Штурмовик, дальний разведчик и бомбардировщик Hs 124 с двигателями BMW-132 Dс.
Размеры
Размах крыла 18,2 м
Длина 14,5 м
Высота 3,75 м
Площадь крыла 54,6 м²
Силовая установка
2 двигателя BMW-132 Dc
Номинальная мощность на высоте 3000 метров (5 минут) 2×880 л.с.
Мощность на уровне моря 2×800 л.с.
Ввзлётная мощность (1 минута ):2×880 л.с.
Обороты двигателя при номинальной мощности 2320/1438 об/мин.
Расход топлива в полёте на крейсерском режиме 0,230 кг/л.с.×ч
Воздушный винт
Трехлопастный воздушный винт VDM переменного в полете шага диаметром 3,3 м.
Вес, кг |
Бомбардировщик |
Штурмовик |
Дальний разведчик |
пустого |
4250 |
4200 |
4250 |
полной нагрузки |
2980 |
2747 |
2299 |
полётный |
7230 |
6947 |
6549 |
Развесовка полной нагрузки |
|||
экипажа |
270 |
180 |
270 |
топлива |
1340 |
1340 |
1340 |
масла |
100 |
100 |
100 |
бомбовой нагрузки нормальной |
600 |
420 |
– |
боеприпасов |
50 |
75 |
50 |
бомбовой нагрузки максимальной |
900 |
820 |
– |
топлива (с максимальной бомбовой нагрузкой) |
1040 |
1340 |
– |
Лётные данные
Замер основных параметров лётных данных производился при нормальном состоянии атмосферы. Замеры данных бомбардировщика и штурмовика были произведены с подвешенными на внешней подвеске бомбами.
|
Бомбардировщик и штурмовик |
Дальний разведчик |
Максимальная скорость, км/ч |
||
на уровне моря при мощности двигателей 800 л.с. |
363 |
380 |
на высоте 3000 метров при мощности двигателей по 800 л.с. |
410 |
435 |
на высоте 8000 метров при мощности двигателей по 594 л.с. |
385 |
410 |
Время набора высоты, мин |
||
от уровня моря до 2000 метров |
4,4 |
3,6 |
от уровня моря до 4000 метров |
9,3 |
7,3 |
от уровня моря до 6000 метров |
17,1 |
12,7 |
Практический потолок (набор высоты 0,5 м/с), м |
7900 |
8500 |
Максимальная скорость с одним работающим двигателем,1/2 запаса топлива на борту и без бомб, км/ч |
||
на уровне земли на режиме максимальной мощности двигателя 800 л.с. |
295 |
|
на высоте 3000 метров на режиме максимальной мощности 880 л.с. |
329 |
|
Практический потолок, м |
5000 |
|
Дальность полёта с 2-мя работающими двигателями при нормальном запасе топлива на борту в 1340 кг при снижении мощности двигателей на 40 % от макси-мальной, км |
||
на уровне моря |
1820 при скорости 300 км/ч |
1950 при скорости 320 км/ч |
на высоте 3000 м |
1860 при скорости 337 км/ч |
2000 км при скорости 365 км/ч |
на высоте 6000 м |
2450 км при скорости 300 км/ч |
2700 км при скорости 330 км/ч |
Дальность полёта при увеличенной бомбовой нагрузке с 1040 кг топлива на борту при снижении мощности на 40 % от максимальной (только бомбардировщик), км |
||
на уровне моря |
1410 при скорости 300 км/ч |
|
на высоте 3000 м |
1420 при скорости 337 км/ч |
|
на высоте 6000 м |
1900 при скорости 300 км/ч |
|
Максимальная дальность полёта, км |
4200 |
|
Взлётно-посадочные характеристики |
||
длина участка необходимого самолёту после взлёта для наборa высоты в 20 метров, м |
540 |
435 |
длина разбега |
260 |
210 |
длина участка пролетаемого самолётом при посадке с высоты 20 м без бомб с запасом топлива на 2 часа полёта, м |
250 |
250 |
длина пробега с торможением |
128 |
128 |
посадочная скорость |
100 |
100 |
Примечания
Указанные данные только для информирования.
Установление гарантии следует только при заключении контракта.
Данные о весовых нагрузках различных вариантов изложены на листе c техническими данными №71
а )Штурмовик:
1. Навигационное оборудование и оборудование для ведения наблюдения 8,3 кг
2. Контрольно-измерительные приборы силовой установки 20,2 кг
3. Средства спасения и обеспечения безопасности 60,2 кг
4. Средства для подачи сигналов и обмена информацией 2,1 кг
5. Электрооборудование 106,7 кг
6. Радиостанция 57 кг
7. Приспособления для размещения пулемётного вооружения 110 кг
8. Специальное оборудование 215,2 кг
9. Приспособление для монтажа специального оборудования 51,7 кг
Итого 631,4 кг
б) Дальний разведчик
1. Навигационное оборудование и оборудование для ведения наблюдения 8,3 кг
2. Контрольно-измерительные приборы силовой установки 20,2 кг
3. Средства спасения и обеспечения безопасности 60,2 кг
4. Средства для подачи сигналов и обмена информацией 2,1 кг
5. Электрооборудование 106,7 кг
6. Радиостанция 57,9 кг
7. Приспособления для монтажа пулемётного вооружения 110 кг
8. Специальное оборудование 144 кг
9. Приспособления для монтажа специального оборудования 32,5 кг
Итого 539 кг
c) Бомбардировщик
1. Навигационное оборудование и оборудование для ведения наблюдения: 8,3 кг.
2. Контрольно-измерительные приборы силовой установки 20,2 кг
3. Средства спасения и обеспечения безопасности 60,2 кг
4. Средства для подачи сигналов и обмена информацией 2,1 кг
5. Электрооборудование 106,7 кг
6. Радиостанция 57 кг
7. Приспособления для монтажа пулемётного вооружения 110 кг
8. Специальное снаряжении (при подвеске 12×50 кг бомб) 213 кг
9. Приспособления для монтажа специального снаряжения 42,5 кг
Итого 620 кг
схемы вариантов Henschel Hs 124
источник: Henschel Hs 124 LUFTFAHRT international 15