Опытный многоцелевой самолет Bristol Type 120 (G.4/31). Великобритания

14
Опытный многоцелевой самолет Bristol Type 120 (G.4/31). Великобритания

Опытный многоцелевой самолет Bristol Type 120 (G.4/31). Великобритания

Компания Bristol Aeroplane Company (Bristol) была особенно неудачливой в усилиях по созданию многоцелевого самолета, который Министерство авиации планировало использовать в качестве замены как самолетов-ветеранов Bristol F.2B and D.H.9A, так и созданных позднее Westland Wapiti и Fairey Gordon. На собственные средства компании Bristol Фрэнк Барнуелл (Frank Barnwell) разработал многоцелевой самолет Type 118. Несмотря на то, что Барнуелл постарался включить в конструкцию машины самый широкий спектр возможностей, реакция Министерства авиации была вялой (отчасти из-за тогдашней озабоченности штаба Королевских ВВС истребителями), которое предпочло взять Type 118 напрокат для испытаний двигателей, проводившихся в Ираке в 1932 году.

Второй прототип многоцелевой машины был построен компанией Bristol в 1931 году, когда стало очевидно, что будет выпущена новая спецификация на самолет общего назначения, которая, по всей вероятности, должна была быть основана на собственных предложениях компании. Когда в июле того же года была выпущена спецификация G.4/31, оказалось, что новый прототип Bristol Type 120 находится в диапазоне требуемых ею характеристик.

Первоначальный вариант спецификации G.4/31 требовал самолет, пригодный для работы как в тропическом, так и в умеренном климате, способный действовать в качестве дневного и ночного легкого бомбардировщика, в котором бомбардир выполнял прицеливание в положении лежа, самолета непосредственной поддержки сухопутных войск, пикирующего бомбардировщика, самолета-разведчика и санитарного самолета. Требования спецификации включали в себя способность нести 500 фунтов (227 кг) бомб на высоте 20000 футов (6096 м), 1000 фунтов (454 кг) бомб на высоте 12000 футов (3658 м), максимальную скорость на высоте 6500 футов (1981 м) не менее 165 миль в час (266 км/ч).

Было решено без какого-либо промедления продолжить работу с Type 120 и установить на эту машину 600-сильный двигатель Mercury V, чтобы как можно скорее поднять самолет в воздух и значительно опередить его возможных конкурентов. К сожалению в октябре 1932 года министерство авиации решило внести в спецификацию серьезные изменения, внеся в ее требования выполнение задач по разведке в береговой зоне и способность нести торпеду, что практически лишило шансов Type 120 на победу в конкурсе.

схема опытного многоцелевого самолета Bristol Type 120 (G.4/31)

схема опытного многоцелевого самолета Bristol Type 120 (G.4/31)

Здесь следует сделать небольшое отступление и сказать, чтобы полностью удовлетворить противоречивым требованиям данной спецификации, нужно было проявить немалую изобретательность и затратить значительные финансовые средства на разработку. При этом в соответствии с политикой тех лет в качестве вознаграждения за затраченные усилия и средства Министерство авиации предлагало компании-победителю контракт на серийное производство ее машины. Дополнительную интригу вносил тот факт, что управление технических разработок (Directorate of Technical Development) Министерства авиации не высказало предпочтения в пользу биплана или моноплана.

Инженеры компании Bristol возможно опрометчиво включили в конструкцию Type 120 такую инновационную особенность как рудиментарная куполообразная «башня», благодаря которой стрелок мог вести огонь при полете самолета на максимальной скорости. Данная особенность привела к помещению самолета в секретный лист, что для машины, созданной на собственные средства компании и предназначавшейся в том числе для экспортных поставок, было серьезным недостатком.

круглый «иллюминатор», расположенный в передней части фюзеляжа непосредственно перед основными стойками шасси, является свидетельством размещения под кабиной пилота пространства для размещения места бомбардира или носилок с ранеными (в варианте санитарного самолета). Вход в заднюю кабину осуществлялся через треугольную дверь, на которую нанесен номер «R-6» (снимок: The Bristol Aeroplane Co Ltd, негатив №995 ; снимок датирован апрелем 1932 года)

круглый «иллюминатор», расположенный в передней части фюзеляжа непосредственно перед основными стойками шасси, является свидетельством размещения под кабиной пилота пространства для размещения места бомбардира или носилок с ранеными (в варианте санитарного самолета). Вход в заднюю кабину осуществлялся через треугольную дверь, на которую нанесен номер «R-6» (снимок: The Bristol Aeroplane Co Ltd, негатив №995 ; снимок датирован апрелем 1932 года)

Несмотря на все сказанное выше Type 120 впервые поднялся в небо в Филтоне 29 января 1932 года, и компании Bristol была предоставлена возможность оправить самолет в научно-исследовательский центр авиации и авиационного вооружения (A&AEE – Aircraft & Armament Evaluation Establishment) для проведения оценочных испытаний. Данные испытания никак не были связаны со спецификацией G.4/31 (машина была официально признана непригодной выполнять торпедометание, и была вычеркнута из числа участников конкурса) и были направлены на изучение влияния «башни» на управляемость и летные характеристики относительно небольшого самолета.

Благодаря этой в принципе излишней конструктивной особенности в марте 1933 года Министерство авиации приобрело Type 120 и присвоило ему серийный военный номер K3587, в то время как участие компании Bristol в конкурсе по спецификации G.4/31 привело к существенным финансовым потерям. В январе 1938 года самолет был окончательно списан с баланса Министерства авиации и возможно во время своей эксплуатации никогда не нес бомб,

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Bristol Type 120

Назначение: многоцелевой боевой самолет

Статус: прототип

Компания-производитель: The Bristol Aeroplane Co Ltd, Филтон, Бристоль

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка:

• один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Mercury V, развивавший мощность 600 л.с. и вращавший двухлопастный винт
• один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Pegasus IM.3, развивавший мощность 650 л.с.

Размеры:

размах крыльев 40 футов 8 дюймов (12,40 м)
длина 34 фута 0 дюймов (10,36 м)
высота 12 футов 0 дюймов (3,66 м)
площадь крыльев 376 кв. футов (34,9 м²)

Масса:

пустого 3632 фунтов (1647 кг)
общая 5200 фунтов (2359 кг)

Летные характеристики (с двигателем Bristol Pegasus IM.3):

максимальная скорость на высоте 6500 фунтов (1981 м) 173 миль в час (278 км/ч)
практический потолок 25500 футов (7772 м)

Вооружение:

• стрелковое – один 0,303 дюймовый (7,7 мм) синхронизированный пулемет Vickers, установленный в верхней левой части фюзеляжа, и один 0,303 дюймовый (7,7 мм) пулемет Lewis, установленный в кольцевой установке Скарффа внутри вращающейся куполообразной «башни»
• бомбовое – четыре 230-фунтовых (104 кг) бомбы

Количество изготовленных: 1 экз.

источник: Francis K. Mason «The British Bomber since 1914», стр.244

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account