Опытный истребитель PZL P-50 Jastrząb. Польша
5 сентября 1939 года в небе над Люблином появился неизвестный низкоплан с убирающимися основными стойками шасси. Польскими зенитчиками самолет был идентифицирован как немецкий и был немедленно сбит. Только после того как пилот приземлился на парашюте и был задержан, было установлено, что в кабине сбитой машины сидел летчик-испытатель государственного авиационного завода (PZL – Państwowe Zakłady Lotnicze) Ежи Видавский (Jerzy Widawski) и что дальнобойная зенитная пушка уничтожила прототип первого современного польского самолета-истребителя P-50 Jastrząb (ястреб). В рамках эвакуации предприятия PZL пилот перегонял прототип из прифронтовой Варшавы и Львов.
Сбитый «ястреб» был единственным построенным прототипом истребителя P-50, разработка которого шла очень медленными темпами с 1937 года. Первоначально командование польских ВВС планировало заменить устаревшие высокопланы PZL P-11 двухмоторными истребителями PZL P-38 Wilk. Однако, когда у моторостроительного отделения предприятия PZL возникли проблемы с разработкой двигателей Foka, идея с оснащением польских ВВС истребителями Wilk ушла на второй план, и в начале 1937 года были разработаны технические условия на разработку однодвигательного самолета-истребителя. Проект истребителя P-50 был разработан конструкторской группой PZL под руководством дипломированного инженера Всеволода Якимюка, но работы по изготовлению прототипа были задержаны работами по пассажирскому самолету PZL-44 Wicher. Только после завершения создания прототипа PZL-44 работы по изготовлению прототипа PZL P-50 начали набирать скорость.
В качестве силовой установки истребителя предусматривался 840-сильный (617 кВт) девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Mercury VIII, лицензионное производство которого было налажено в Польше предприятием PZL. «Ястреб» был задуман в качестве свободнонесущего низкоплана цельнометаллической (дюралюминий) конструкции. Основу крыла составлял большой коробчатый кессон, состоявший из лонжеронов крыла и продольных элементов из гофрированного металла, которые покрыты гладкой обшивкой. Технологически фюзеляж состоял из трех частей: передней, средней и задней. Передняя и средняя части имели силовой набор из стальных труб и дюралюминиевую обшивку; задняя часть представляла собой дюралюминиевый монокок. Основные стойки шасси убираются в центральную часть крыла. Вооружение истребителя состояло из четырех 7,9-мм пулеметов, два из которых были установлены в фюзеляже и синхронизированы. Под фюзеляжем могла быть подвешена 100-кг бомба.
Конструкторские работы и изготовление прототипа P-50/I заняли довольно продолжительное время, и первоначально установленный срок первого полета – сентябрь 1938 года – был сорван. Заводской летчик-испытатель Болеслав Орлиньский впервые смог поднять машину в воздух лишь в феврале 1939 года, и начальные летные испытания выявили ряд недостатков, требующих исправления. Машина показала себя маломаневренной и неустойчивой, а на скоростях близких к максимальной наблюдался флаттер хвостового оперения. В горизонтальном полете вместо запланированных 480 км/ч прототип P-50/I смог разогнаться лишь до 442 км/ч; скороподъемность также не соответствовала требованиям польских ВВС. Британский двигатель был заменен на изготовленный в Польше по лицензии, и на прототипе был испытан ряд винтов (компаний Hamilton, Letov и Ratier), по результатам которых был выбран трехлопастный винт изменяемого шага Hamilton-Standard. После модификаций скорость возросла до 480 км/ч, и в ряде полетов даже фиксировался показатель 500 км/ч.
Еще до изготовления прототипа было заказано триста серийных самолетов варианта P-50A, но в апреле 1939 года из-за проблем с доводкой контракт на производство был сокращен до серии из тридцати машин. К этому времени изготовленные в больших количествах двигатели PZL-Mercury VIII были использованы для оснащения истребителей P-11g Kobuz – заказанной в качестве временной меры модификации старичка-«пулавчика» P-11. К лету 1939 года прототип P-50/I удалось излечить от большей части детский болезней, и в сравнении прототипа с предложенным Польше американским истребителем Seversky P-35 (к этому времени устаревшим) превосходство оказалось на стороне «ястреба».
Параллельно с доводкой первого прототипа P-50/I шли работы над вторым прототипом P-50/II, который должен был оснащаться французским 900-сильным (662 кВт) двигателем Gnome-Rhȏne 14Kirs и который должен был стать основой для серийной модификации P-50B. К сожалению изготовление этого самолета не было завершено.
Как закончилась карьера прототипа P-50/I, уже было сказано в начале статьи. Зимой 1939-40 годов недостроенные машины были обнаружены и конфискованы нацистами. В заключение следует сказать, что истребитель PZL P-50 создавался в большой тайне, и в Польше о «ястребе» было мало что известно. Поэтому вызывает удивление тот факт, что в феврале 1939 года прототип был показан итальянскому министру иностранных дел графу Галеаццо Чиано во время его визита в Польшу. Снимки, сделанные по этому случаю и запечатлевшие только части самолета, являются единственными сохранившимися фотографиями истребителя.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: PZL P-50 Jastrząb
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Компания-производитель: Państwowe Zakłady Lotnicze (PZL); Варшава, Окенце
Экипаж: 1 чел.
Размеры:
размах крыла 9,70 м
длина 7,70 м
высота 2,70 м
площадь крыла 19,00 м²
Масса:
пустого самолета 1900 кг
нормальная взлетная 2400 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 480 км/ч
крейсерская скорость 375 км/ч
дальность полета 750 км/ч
Количество изготовленных: 1 экз. (+ недостроенные 1 прототип и 30 серийных)
источник: Václav Němeček «LETADLA 39-45. PZL P-50 JASTRZĄB» // Letectvi+Kosmonautika 25/1977, стр.987