1

Расположенная в Шпайере (Speyer) баварская авиастроительная компания Pfalz-Flugzeugwerke GmbH (Pfalz) в годы Первой Мировой войны прославилась созданием двух знаменитых истребителей-бипланов – D.III/IIIa и немного более поздних D.XII. Однако это не означало, что после не особенно распространенных монопланов E.I – E.V, созданных под влиянием французского аэроплана Morane-Saulnier H, компания Pfalz не экспериментировала с прототипами различных концепций. И если бы ситуация сложилась немного по-другому, то в воздушных битвах одного знаменитого триплана Fokker Dr.I мог бы заменить другой триплан – родом из Шпайера.

Под конкурентом или преемником популярного триплана Энтони Фоккера конструкторы компании Pfalz братья Эрнст и Вальтер Эверсбухи имели ввиду, прежде всего, свой Dr.I. Этот опытный истребитель имел более элегантный внешний вид, но из-за больших сложностей в производстве и ремонте в полевых условиях деревянного монококового корпуса он с самого начала находился в значительно менее выгодной ситуации. И как оказалось, монококовая конструкция фюзеляжа стала большим минусом самолета.

У компании Pfalz истребитель Dr.I не был первым проектом самолета-триплана. Первым самолетом с данной компоновкой стал экспериментальный самолет Dreidecker-Typ (Dr-Typ). Фактически это была модификация биплана D.III с новыми несущими поверхностями, который участвовал в конкурсе на истребитель нового типа (т.н. Typen-Prufung). В этом конкурсе, состоявшемся в Адлерсхофе в октябре 1917 года, рассматривались самолеты, которые должны были стать более легкой и маневренной заменой истребителю Fokker Dr.I. Созданный компанией Pfalz экспериментальный самолет Dr-Typ был значительно тяжелее, поскольку он оснащался 160-сильным (118 кВт) двигателем жидкостного охлаждения, и по сравнению со стандартным Pfalz D.III не предлагал значительного улучшения характеристик. В то же самое время инспекция военной авиации (Idflieg) требовала создания более легкого, со значительно более высокой горизонтальной и вертикальной маневренностью; высокая скорость для этого истребителя не рассматривалась в качестве основного приоритета.

Силовая установка, предназначенная для Pfalz Dr.I, таила в себе все признаки будущих проблем в эксплуатации. Это был новый одиннадцатицилиндровый ротативный двигатель Siemens-Halske Sh III. Этот двигатель, развивавший мощность 160 л.с. (118 кВт) и весивший 196 кг, представлял собой уникальное по тем временам техническое достижение. Он отличался не только нехарактерно большим количеством цилиндров, но и был оснащен некоторым аналогом редуктора. Воздушный винт не соединялся непосредственно с корпусом двигателя и не вращался вместе с ним вокруг фиксированного коленчатого вала. Благодаря сложной системе передач, смонтированной на ступице и соединенной с удлиненным неподвижным валом и с вращающимся корпусом, винт мог вращаться в направлении, противоположном направлению вращения блока цилиндров. Помимо вращения в противоположную сторону система передач обеспечивала снижение частоты вращения с 1800 об/мин до 900 об/мин, позволяя использовать винт с диаметром 3,14 метра и с большим шагом. Мотор был размещен под алюминиевым капотом с радиальными вырезами. Поскольку во время первых испытаний охлаждение было недостаточным, то нижняя часть капота была удалена. Для доступа к двигателю сначала необходимо было удалить винт, после чего снять капот. Для облегчения доступа к двигателю корпус капота был разделен на сегменты.

В остальном конструкция Pfalz Dr.I была проверенной цельнодеревянной. Монококовый фюзеляж с несколькими вспомогательными шпангоутами был образован наложением по диагонали и последующим склеиванием нескольких слоев полос шпона. Фюзеляж имел круглое поперечное сечение и представлял с килем единое целое. После завершения изготовления оболочки для увеличения прочности она дополнительно обклеивалась полотном.

Основу силового набора крыльев самолета составляли два деревянных коробчатых лонжерона, в обшивке крыльев использовалось полотно. По сравнению с верхним крылом среднее и нижнее крылья имели меньшие размах (8,10 м и 7,82 м) и длины хорд. Между собой крылья соединялись при помощи деревянных стоек и системы расчалок. В направлении к законцовкам крыльев их профили компенсировали его отрицательную крутку.

Элероны устанавливались только на верхнем крыле; основу элеронов составлял каркас из стальных сварных труб, обшивка элеронов была полотняной. Управление элеронами выполнялось при помощи тросов. Отклоняемые поверхности хвостового оперения имели такую же конструкцию как и элероны. Горизонтальный стабилизатор, профиль которого создавал отрицательную подъемную силу, был цельнодеревянным с фанерной обшивкой и изготавливался в виде отдельного узла.

Высокие основные стойки шасси были изготовлены из стальных труб и оснащались амортизацией из резиновых жгутов. Стойки имели V-образную форму и были соединены между собой межколесной осью.

Консоли среднего и нижнего крыльев были прикреплены к установленным на фюзеляже петлевым соединениям. Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем посредством изготовленных из труб коротких центропланных стоек.

Основной топливный бак (60 литров) был размещен позади двигателя. Там же находился и маслобак емкостью 22 литра (!), а за ним резервный топливный бак (20 литров).

Вооружение опытного истребителя Pfalz Dr.I состояло из двух синхронизированных 7,92-мм пулеметов LMG 08/15 (Spandau). Пулеметы были расположены перед кабиной пилота и их рукоятки были в пределах его досягаемости.

Первый экземпляр опытного истребителя Pfalz Dr.I совершил свой первый полет в сентябре 1917 года и вскоре после коротких заводских испытаний был отправлен в Адлерсхоф для участия в вышеупомянутом конкурсе. В берлинских испытаниях самолета принял участие Манфред фон Рихтгофен. Pfalz Dr.I фон Рихтгофену так понравился, что тот предложил запустить его в массовое производство для замены истребителя Fokker Dr.I. Однако другие летчики-испытатели и привлеченные к тестированию машин фронтовые летчики не были столь оптимистичны. Они высоко оценили маневренность и скороподъемность, но не были удовлетворены скоростью самолета, редко приближавшейся к табличным данным, и были совершенно не в восторге от его поведения на близких к скорости сваливания критических режимах. Но что важнее всего, происходили постоянные проблемы с двигателем и топливной системой.

Тем не менее, в ноябре 1917 года Idflieg заказало пробную серию из десяти машин. В  конце апреля 1918 года машины этой серии единичными экземплярами были переданы различным подразделениям, воевавшим на западном фронте. Качество изготовления самолетов было низким, скорость оказалась недостаточной, а трудности с двигателем усиливались, когда не было доступа к качественным смазочным материалам и в качестве заменителя использовалось кастровое масло. Так вместо 160 л.с. (118 кВт) двигатель с трудом развивал 135 л.с. (99 кВт). Помимо этого ситуация в небе изменилась и с появлением более мощных машин союзников в воздушных боях требовались более скоростные истребители. У сверхманевренных, но менее скоростных машин шансов в небе было уже мало.

Тем временем в Шпайере продолжали совершенствовать конструкцию триплана. Компанией был создан облегченный вариант Dr.II, имевший уменьшенную площадь крыльев и оснащенный 110-сильным (81 кВт) двигателем Oberursel Ur II. Второй экземпляр Pfalz Dr.II был оснащен развивавшим ту же мощность мотором Siemens-Halske Sh I. Новый самолет не вышел из стадии прототипа. Тем не менее, это не был концом базовой конструкции: на ее базе были созданы два прототипа истребителей-бипланов D.VIII, один из которых был оснащен двигателем Siemens-Halske Sh III а второй двигателем Goebel Goe III (оба развивали мощность 160 л.с. [118 кВт]). Pfalz Dr.VIII участвовал в состоявшемся в январе-феврале 1918 года конкурсе на новый истребитель и был заказан в количестве 40 экземпляров. Машины были изготовлены перед самым концом войны и не смогли в полной мере проявить себя. Последним серийным истребителем компании Pfalz стал биплан D.XII.

Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
первый экземпляр опытного истребителя Pfalz Dr.I (3050/17) с колесами, «заимствованными» у Pfalz D.III

Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия 
схемы опытного истребителя Pfalz Dr.I (3050/17)

Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
на данном снимке опытного истребителя Pfalz Dr.I хорошо показана задняя часть его монококового фюзеляжа
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
опытный истребитель Pfalz Dr.I с вырезанной нижней частью капота двигателя
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
первый экземпляр опытного истребителя Pfalz Dr.I (3050/17) остался в цветах обработанных бесцветным лаком материалов, т.е. в цвете полотна, неокрашенных алюминиевых пластин и стальных труб, распорок и креплений. Название самолета и регистрационный номер нанесены на борт фюзеляжа и продублированы на киле. Опознавательные знаки нанесены на верхнюю поверхность верхнего крыла, нижнюю поверхность нижнего, на борта фюзеляжа и на руль направления
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия


одиннадцатицилиндровый ротативный двигатель Siemens-Halske Sh III
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
прототип опытного истребителя Pfalz Dr.I
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия 
серийные истребители Pfalz Dr.I были полностью окрашены алюминиевой краской. Капот этого самолета (вероятно 221/17) был изменен для улучшения охлаждения двигателя

Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
опытный истребитель Pfalz Dr.I (3050/17) с нанесенными на борт и киль названием и регистрационным номером 
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
опытный истребитель Pfalz Dr.I (3050/17) был облетан фон Рихтгофеном и фон Тутшеком (von Tutschek) в октябре 1917 года
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
испытания одного из прототипов Pfalz Dr I; слева направо: Эрнст Шлегер (Eimst Schlegel), знаменитый предвоенный летчик и летчик-испытатель Pfalz Манфред фон Рихтгофен и (вероятно) Альфред Эверсбуш
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
посещение пилотами завода компании Pfalz; Шрайер, декабрь 1917 года. Идентифицированные слева направо: лейтенант Авер (Lt Aver) (в кожаном летном пальто), Эрнст Эверсбуш, капитан Вили Мейер (Hpt Willy Meyer), капитан Мухлиг Хоффманн (Muchlig Hoffmann), лейтенант Креффт (Lt Krefft), Манфред фон Рихтгофен, лейтенант Фритц фон Фалькенхайн (Lt Fritz von Falkenhayn), капитан фон Тутшек, Эрнст Шлегель (Ernst Schlegel), Альфред Эверсбуш, старший лейтенант Рист (Obit Rist), Байерлейн (Baierlein) (в очках)
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
весной 1918 года самолет опытной серии был испытан на фронте
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия 
Pfalz Dr II (слева) и серийный Pfalz Dr I в Адлерсхофе

Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
Dr II, разработанный вслед за Dr I, был меньше и легче
Опытный истребитель Pfalz Dr.I. Германия
два необычных снимка недостроенного истребителя Pfalz Dr I в процессе постройки. Самолет уже окрашен блестящий алюминиевой краской. Опознавательные знаки и серийный номер уже нанесены

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Pfalz Dr.I

Назначение: истребитель

Компания-производитель: Pfalz-Flugzeugwerke GmbH, Шпайер

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: одиннадцатицилиндровый ротативный двигатель Siemens-Halske Sh III, развивавший мощность 160 л.с. и вращавший двухлопастный винт

Размеры:

размах крыльев 8,55 м
длина 5,50 м
высота 2,75 м
площадь крыльев 17,20 м²

Вес:

снаряженного 510 кг
взлетный 705 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 4000 метров 190 км/ч
крейсерская скорость 165 км/ч
время набора высоты 5000 метров 13,5 мин
практический потолок 7500 м
продолжительность полета 1,5 ч

Вооружение: два синхронизированных 7,92-мм пулемета LMG 08/15 (Spandau)

Количество изготовленных: 12 (2 прототипа и 10 серийных)

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account