2

Поскольку Императорская армия решила не принимать на вооружение отличавшийся крылом «обратная чайка» опытный истребитель Kawasaki Ki-5, то в 1934 году был организован новый конкурс, в котором приняли участие компании Kawasaki и Nakajima. Kawasaki вернулась к схеме классического полутораплана и представила самолет, ставший впоследствии Ki-10, тогда как Nakajima – истребитель-моноплан с нижним расположением крыла, имевший сильное сходство с американским Boeing P-26. Американский самолет был принят на вооружение в том же году и привлек внимание всего мира в связи с переходом истребителей от бипланов к монопланам.

В компании Nakajima руководить опытно-конструкторскими работами был назначен Ясуси Кояма (Yasushi Koyama), главным конструктором проекта был Синроку Иноуе (Shinroku Inoue). Новый самолет отличался коренастым фюзеляжем и расчаленным крылом с закругленными законцовками, придававшими ему эллиптический вид в плане. Хотя предыдущий низкоплан компании Nakajima имел свободнонесущее крыло, более тонкий профиль для более высоких скоростей мог быть применен только на крыле, усиленном с помощью внешних расчалок. Поэтому конструкторы кампании пошли именно на такой вариант крыла нового истребителя. Неубирающиеся основные стойки шасси были оснащены широкохордными обтекателями.

Опытный истребитель Nakajima Ki-11 (中島 キ11). Япония

схемы Ki-11

В период с апреля по декабрь 1935 года были построены четыре прототипа, каждый из которых имел некоторые отличия. Третий прототип был оснащен трехлопастным пропеллером, а четвертый – двухлопастным и фонарем кабины. Каждый из прототипов имел отличия в обтекателях шасси и в вертикальном оперении, а также мелкими изменениями по результатам испытаний.

Опытный истребитель Nakajima Ki-11 (中島 キ11). Япония

Третий прототип опытного истребителя Nakajima Ki-11

Опытный истребитель Nakajima Ki-11 (中島 キ11). Япония

Четвертый прототип опытного истребителя Nakajima Ki-11

Совместные летные испытания Ki-10 и Ki-11 проходили в середине 1935 года в армейском авиа­техническом исследовательском институте в Тачикаве и проводились его группой летчиков-испытателей. Оценки летных качеств самолетов в основном базировались на излюбленном методе японской авиации – маневренных боях на горизонталях, дававшем полутораплану Kawasaki Ki-10 преимущество над монопланом Nakajima Ki-11. Последнему в данном случае больше подошла бы тактика «ударь и беги», преимущества которой были обнаружены несколько позже. На основе этих отличий победу в конкурсе одержал Ki-10, принятый на вооружение Императорской армией и ставший «истребителем тип 95», тогда как в сентябре 1935 года Ki-11 был отвергнут. Однако в отчетах было указано о более высокой надежности стоявшего на Ki-11 радиального двигателя Kotobuki по сравнению с установленным на Ki-10 рядным двигателем водяного охлаждения Ha-9 II, являвшимся развитием лицензионного варианта BMW-VI. Несмотря на эти результаты, Ki-11 послужил основой для разработки следующего поколения японских истребителей, одним из которых стал Nakajima Ki-27, получивший от союзников во время войны на тихом океане кодовое обозначение Nate.

Компанией Nakajima были предприняты усилия для производства Ki-11 в качестве экспортного истребителя для стран Юго-Восточной Азии, но ни один из возможных клиентов не проявил к нему никакого интереса, и поэтому производство было прекращено после постройки четырех прототипов. Первый и третий прототипы были использованы компанией Nakajima для исследований в рамках разработки новых проектов истребителей, а четвертый был продан газете Asahi Shimbun (朝日新聞 – газета «Утреннее солнце») в качестве высокоскоростного самолета (номером гражданской регист­ра­ции J-BBHA) под обозначением AN-1.

Опытный истребитель Nakajima Ki-11 (中島 キ11). Япония

Опытный истребитель Nakajima Ki-11 (中島 キ11). ЯпонияОпытный истребитель Nakajima Ki-11 (中島 キ11). Япония

AN-1, J-BBHA, и вариант его окраски

Опытный истребитель Nakajima Ki-11 (中島 キ11). Япония

AN-1, J-BBHA, в полете

На службе у газеты Asahi Shimbun этот единственный AN-1 добился значительных успехов. 31 декабря 1935 года пилотируемый Мосабуро Ниино (Mosaburo Niino) самолет AN-1 установил рекорд скорости, пролетев из Токио в Осаку за 1 час 25 минут. Данный рекорд был превышен на этом же самолете, когда по этому маршруту летал Масааки Иинума (Masaaki Iinuma). В июне 1936 года во время солнечного затмения, которое лучше всего было наблюдать на острове Хоккайдо, пилоти­ру­емый Иинума AN-1 доставил непроявленные пленки в токийский офис газеты, опередив конкурентов всех остальных газет. Этот полет был выполнен со средней скоростью 398 км/ч. До появления Mitsubishi Karigane, использовавшегося газетой Asahi Shimbun в марте 1937 года в качестве самолета для сверхдальних перелетов Kamikaze, Nakajima AN-1 оставался самой скоростной японской машиной. Для подготовки к европейскому перелету доброй воли Иинума использовал AN-1 для повышения летного мастерства перед историческим полетом. Известный французский пилот Марсель Доре (Marcel Doret) в сентябре 1937 года взлетал на AN-1 с аэропорта Ханеда (Haneda), демонстрируя свое мастерство высшего пилотажа на этом современном самолете.

Опытный истребитель Nakajima Ki-11 (中島 キ11). Япония

Опытный истребитель Nakajima Ki-11 (中島 キ11). Япония

Опытный истребитель Nakajima Ki-11 (中島 キ11). Япония

модель AN-1, J-BBHA

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Описание: однодвигательный одноместный расчалочный истребитель-моноплан. Цельнометал­лическая монококовая конструкция фюзеляжа, смешанная металлическо-деревянная конструкция крыла с полотняной обшивкой. Открытая кабина пилота

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: 550-700-сильный девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Nakajima Kotobuki 3, вращавший двух- или трехлопастный металлический винт изменя­емого шага

Размеры:

размах крыла 10,80 м
длина 7,45 м
высота 3,37 м
площадь крыла 18,00 м²

Вес:

пустого 1205 кг
с полной нагрузкой 1487 кг
удельная нагрузка на крыло 82,6 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 2,70 кг/л.с.

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 4300 метров 420 км/ч
крейсерская скорость 350 км/ч
время набора высоты 3000 метров 6 мин 9 сек
продолжительность полета 2,5 часа

Вооружение: два 7,7-мм синхpонных пулемета «тип 89»

Производство: с апреля по декабрь 1935 года были изготовлены 4 самолета


источник: Robert C Mikesh & Shorzoe Abe «Japanese Aircraft 1910-1941»

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account