Опытный истребитель Mitsubishi Ki-33 (三菱 キ33). Япония
После провала Ki-11 и непринятия Ki-18 Императорская армия в декабре 1935 года информировала три крупнейшие авиастроительные компании, что в апреле следующего года будет проведен конкурс на новый истребитель. Дата конкурса была основана на времени готовности ожидаемого нового армейского двигателя Ha-1 Ko. Конкурсные требования к новому истребителю имели в своей основе отвергнутого армией Ki-18 (A5M1).
В свою очередь в компании Mitsubishi считали, что ее активное участие в создании самолетов по двум спецификациям флота 9-си (принятые на вооружение истребитель A5M и дальний ударный бомбардировщик наземного базирования G3M) не позволяет разбрасывать скудные проектно-конструкторские ресурсы на отдельные проекты как для армии, так и для флота. Кроме того, в свете выдающихся характеристик Ki-18 второй отказ Императорской армией от машины, построенной на базе флотской модели мог служить подтверждением приверженности принципам в ущерб качествам самолетов.
схемы Ki-33
Внутренние дебаты между маркетинговым подразделением Mitsubishi и ее инженерами привели к компромиссу, что заказ Императорской армии будет честью для компании при условии, что он не вызовет заметного перетекания инженерных ресурсов (если, конечно, такие проектные работы не будут абсолютно необходимыми).
Ki-33
Новый истребитель получил обозначение Ki-33. Главным конструктором проекта был Дзиро Хорихоси, который разработал истребитель по спецификации флота 9-си. К августу 1936 года было завершено изготовление первого прототипа. Это было выполнено гораздо раньше, чем у компаний-конкурентов, поскольку проектирование и изготовление компанией Mitsubishi нового истребителя велось и использованием опыта работ над предшествующими ему флотскими моделями. Когда был построен второй прототип, оба самолета были доставлены в Кагамигараху для проведения внутрифирменных летных испытаний.
Ki-33
Также как и отклоненный Ki-18, внешне Ki-33 очень напоминал флотский истребитель A5M1. Помимо замены двигателя Kotobuki 5 на Ha-1 существенным отличием самолета были крутка крыла, которую Хорихоси ввел в конструкцию второго прототипа для сравнения с первым, в котором было обычное крыло. Эта крутка крыла на больших углах атаки задерживала срыв потока на его законцовках, что имело очень важное значение для улучшения маневренности в воздушных боях на горизонталях.
Ki-33
Самолеты компаний-конкурентов появились намного позднее начала испытаний машин Mitsubishi. К этому времени конкуренты изготовили вторые прототипы своих самолетов, у законцовок которых также была выполнена крутка. По результатам испытаний были сделаны выводы, что Ki-33 превосходит Ki-27 в скорости и управляемости. Однако длительные испытания двух конструкций привели к тому, что Nakajima изготовила и установила на Ki-27 три новых варианта крыла, каждый из которых отличался площадью и круткой. В свою очередь компания Mitsubishi, признавая закономернось (реальную или вымышленную) отказа от своего Ki-18, сделала (если сделала) небольшие изменения в своем Ki-33.
Ki-33
Как следствие, Императорской армией лучшим был признан Nakajima Ki-27, который и был принят на вооружение под обозначением "истребитель тип 97". оснащенный двигателем водяного охлаждения Ha-9 II Ko истребитель Kawasaki Ki-28 в зимний сезон показал максимальную скорость 464 км/ч (в летнюю жару скорость уменьшилась на 10 км/ч). Ki-28 проиграл, поскольку компания Kawasaki в ущерб чистой скорости проигнорировала важность для Императорской армии маневренности в воздушных боях на горизонталях.
Ki-33
В течение этого периода компания Mitsubishi претерпела ряд неудач с армейскими самолетами, в то время как разработка машин для Императорского флота была успешной. Однако эта череда провалов не имела продолжения. После неудач с истребителями Императорская армия приняла на вооружение "разведывательный самолет тип 97" (Ki-15, кодовое обозначение союзников Babs), "тяжелый бомбардировщик тип 97" (Ki-21, кодовое обозначение союзников Sally), "легкий бомбардировщик тип 97" (Ki-30, кодовое обозначение союзников Ann) и другие самолеты. Все эти машины приняли участие в войне в Китае и на начальной стадии войны на Тихом океане.
вариант окраски Ki-33
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Описание: однодвигательный одноместный истребитель-моноплан. Цельнометаллическая конструкция с полотняной обшивкой поверхностей управления
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: 620-745-сильный девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Ha-1 Ko, вращавший двухлопастный металлический винт фиксированного шага
Размеры:
размах крыла 11,00 м
длина 7,545 м
высота 3,19 м
площадь крыла 17,80 м²
Вес:
пустого 1132 кг
с полной нагрузкой 1462 кг
удельная нагрузка на крыло 82,2 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 1,97 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 3000 метров 474 км/ч
скорость набора высоты 5000 метров 5 мин 56 сек
Вооружение: два 7,7-мм синхpонных пулемета "тип 89" с боезапасом 800 патронов на ствол
Производство: в 1936 году изготовлены 2 самолета
источники:
- Robert C Mikesh & Shorzoe Abe "Japanese Aircraft 1910-1941"
- фотографии, схемы и рисунки были взяты с http://www.airwar.ru/enc/fww2/ki33.html