Опытный истребитель Kawasaki Ki-28 (川崎 キ28). Япония
По различным причинам Императорская армия Японии не приняла на вооружение ни один из предложенных истребителей-монопланов, представленных тремя крупнейшими компаниями-авиапроизводителями на конкурс 1934 года — Kawasaki Ki-5, Nakajima Ki-11 и Mitsubishi Ki-18. Вместо этого, пока не был доступен моноплан приемлемой конструкции, Императорская армия выбрала классический биплан, и в начале 1935 года в производство был запущен маневренный истребитель Kawasaki Ki-10, в надежде, что его проблемы с двигателем были успешно решены.
Признавая, что следующее поколение истребителей будет монопланами, в апреле 1936 года Императорская армия объявила новый конкурс. Для своих проектов Nakajima и Mitsubishi выбрали двигатели воздушного охлаждения, тогда как Kawasaki для своего прототипа традиционно выбрала мотор с водяным охлаждением. В это время были серьезные споры о том, какой двигатель для истребителя является более предпочтительным.
Убирающиеся шасси уже устанавливались на американских и европейских истребителях, но японские конструкторы решили сохранить более легкое и менее хлопотное неубирающееся шасси, сосредоточив свое внимание на улучшении обтекания.
В компании Kawasaki главным конструктором проекта истребителя Ki-28 был назначен Такео Дои. Используя в качестве отправной точки свой опыт работы с Ki-5, Дои внес в конструкцию следующие отличия: вручную выдвигаемый радиатор для охлаждающей жидкости двигателя, центроплан крыла с одинаковой по всему размаху длиной хорды, консоли с небольшой трапециевидностью и относительным удлинением свыше 7 для повышения скорости, высоты и маневренности. Полуоткрытый фонарь кабины был вписан в фюзеляж, и компания Kawasaki впервые установила на своем самолете щелевые закрылки.
Проектирование Ki-28 было начато в ноябре 1935 года, и год спустя первый прототип был собран, а в декабре 1936 года была закончена постройка второго прототипа. После заводских испытаний в Кагамигахаре два прототипа были отправлены на аэродром Армейского Технического Летно-исследовательского института в Тачикаве, ставшего местом проведения сравнительных испытаний с еще двумя конкурирующими истребителями. Kawasaki Ki-28 испытывался с Nakajima Ki-27 и Mitsubishi Ki-33, и их борьба в целом была равной.
Летные испытания показали, что Kawasaki Ki-28 является самым скоростным среди конкурентов. Хотя у земли он со своими 410 км/ч уступал Ki-33 (412 км/ч) и Ki-27 (420 км/ч), а на высоте 1000 м его скорость составляла 432 км/ч против 433 км/ч у Ki-33 и 437 км/ч у Ki-27. Но с высоты 2000 м Ki-28 превзойти не удалось: Ki-28 и Ki-33 развивали скорость 454 км/ч, а Ki-27 – 445 км/ч. Максимальную скорость 485 км/ч Ki-28 развивал на высоте 4000 м, где Ki-33 и Ki-27 смогли достичь лишь 468 км/ч (для Ki-27 это была максимальная скорость). Максимальную скорость Ki-33 развивал на высоте 3000 м, она составляла 474 км/ч против 476 км/ч у Ki-28 и 467 км/ч у Ki-27. На высоте 5000 м максимальная скорость Ki-28 составляла 483 км/ч, Ki-27 – 467 км/ч и Ki-33 – 461 км/ч. На высоте 6000 м Ki-28 был способен развить 481 км/ч, в то время как его соперники заметно отставали: Ki-27 – 463 км/ч и Ki-33 – 454 км/ч.
Данные о скороподъемности, полученные в результате испытаний, показали следующую картину: высоту 1000 м Ki-28 набрал за 1 мин 5 сек; Ki-27 – 1 мин 3 сек и Ki-33 – 1 мин 16 сек. Для высоты 2000 м результаты распределялись следующим образом: Ki-28 – 1 мин 59 сек, Ki-27 – 2 мин, Ki-33 – 2 мин 15 сек; для 3000 м – 2 мин 54 сек, 3 мин 2 сек, 3 мин 16 сек; для 4000 м – 3 мин 57 сек, 4 мин 14 сек, 4 мин 29 сек; для 5000 м – 5 мин 10 сек, 5 мин 38 сек, 5 мин 56 сек; для 6000 м – 6 мин 36 сек, 7 мин 17 сек, 7 мин 42 сек.
На результаты, несомненно, повлияло то, что Ki-28 был оснащен самым мощным двигателем. По сравнению со своими конкурентами Ki-28 был действительно «тяжелым истребителем». Его радиус поворота был больше, но из-за более высокой скорости время, затрачиваемое на разворот, было примерно одинаковым (Ki-27 делал горизонтальный разворот на 360º за 8,1 секунды, радиус разворота составлял 86,3 м; для Ki-33 эти значения составляли 9,8 секунды и 97,5 м, а для Ki-28 – 9,5 секунды при радиусе разворота 111,3 м), и поэтому в учебных воздушных боях трудно было сделать вывод, какой из самолетов был лучшим.
Тем не менее, стойкая приверженность руководства авиации Императорской армии к боеспособности в тесном маневренному бою возобладала. В марте 1937 года Ki-28 был признан неприемлемым, а предпочтение было отдано истребителю Накадзима Ki-27. После постройки двух прототипов работы по Ki-28 были закрыты. Если бы в руководстве армейской авиации раньше признали преимущества тактики «ударь-и-беги», то Ki-28 был бы оценен значительно выше. Позднее Императорская армия отказалась от подобной политики, что привело к созданию перехватчика Kawasaki Ki-60 и приемке на вооружение истребителя Ki-61.
Работы в кампании Kawasaki были продолжены, и в годы войны на Тихом океане она была крупным производителем исключительно армейской авиации. К ним относятся не только истребители-бипланы Ki-10 (кодовое обозначение союзников Perry), которых к началу войны на действительной службе осталось несколько машин, но и другие типы машин, участвовавшие в сражениях на протяжении всех боевых действий. Среди самолетов, конструкторские работы над которыми начались в предвоенный период, были двухместный двухмоторный тяжелый истребитель Ki-45 (кодовое обозначение союзников Nick), легкий бомбардировщик Ki-48 (кодовое обозначение союзников Lily) и фронтовой истребитель Ki-61 (кодовое обозначение союзников Tony). Весьма примечательно, что такая сравнительно небольшая компания, как Kawasaki, перед и в течение войны на Тихом океане экспериментировала с такими передовыми конструкциями, как Ki-64, Ki-78, Ki-88, Ki-96/102.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Описание: одноместный истребитель-низкоплан. Цельнометаллическая конструкция из легких сплавов, поверхности управления покрыты полотном. Полуоткрытая кабина пилота
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: 720-800-сильный V-образный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения Kawasaki Ha-9 II Ko, вращавший двухлопастный металлический винт
Размеры:
размах крыла 12,00 м
длина 7,90
высота 2,60 м
площадь крыла 19,00 м²
Вес:
пустого 1420 кг
с полной нагрузкой 1760 кг
удельная нагрузка на крыло 92,6 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 2,2 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 3500 метров 486 км/ч
крейсерская скорость 406 км/ч
скорость набора высоты 5000 метров 5 мин 10 сек
практический потолок 11000 м
дальность полета 1000 км
Вооружение: два стреляющих вперед фиксированных 7,7-мм пулемета
Производство: построено два прототипа в ноябре и декабре 1936 года
источники:
- Robert C Mikesh &Shorzoe Abe «Japanese Aircraft 1910-1941»
- http://www.airwar.ru/enc/fww2/ki28.html