3

После окончания Второй Мировой войны главный конструктор компании Hawker Сидни Кэмм пбыл возведен в рыцарское достоинство. Кэмм, безусловно, заслужил эту награду, и читатели журнала «L+K» хорошо знают созданные им самолеты, которые внесли значительный вклад в победу антигитлеровской коалиции. Сидни Кэмм пришел в компанию Hawker в 1923 году на должность старшего чертежника и спустя два года сменил Уилфрида Картера на посту главного конструктора компании. Отличительный почерк Сидни Кэмма можно легко проследить во всей продукции этой компании.

Однако даже лучшие авиаконструкторы во время своей карьеры не избегали влияния определенных стеротипов и привычек. То же самое было и с Сидни Кэммом, который в 1937 году в ответ на требования выпущенной Министерством авиации спецификации F.18/37 разрабатывал истребитель нового поколения. Спецификация требовала создания самолета-истребителя, оснащенного одним из перспективных 2000-сильных (1470 кВт) двигателей, которые на тот момент находились в состоянии разработки.

Так, например, компания Rolls-Royce разрабатывала 24-цилиндровый Х-образный двигатель, названный позднее Vulture, а компания – 24-цилиндровый H-образный двигатель (позднее Sabre). Если Vulture показал себя полностью разочаровывающее, то Sabre, несмотря на все имевшиеся проблемы, смог преодолеть период детских болезней и проявить себя.

Сидни Кэмм, естественно, не знал об этом и поэтому он разработал варианты с двигателями Vulture (type R) и Sabre (type N), которым были присвоены наименования Tornado (торнадо) и Typhoon (тайфун). Если Tornado погубил его двигатель, то Typhoon был запущен в серийное производство. Однако и конструкторов и пилотов ждало разочарование: несмотря на двигатель очень большой мощности «тайфун» не соответствовал первоначальной роли истребителя. Тем не менее, Typhoon смог себя реабилитировать в качестве боевой машины: в конце 1941 года «тайфуны» были единственными истребителями Королевских ВВС, способными бороться с новейшими Fw 190 A.

Причина первоначального разочарования «тайфунами» была довольно простой: как и в своих предыдущих машинах Сидни Кэмм выбрал аэродинамический профиль крыла NACA 22 с относительной толщиной 18% у корневых частей и размещение в крыле основных стоек шасси, вооружения и топлива. Оказалось, что при скоростях более 650 км/ч данный профиль не подходит и является источником значительного аэродинамического сопротивления.

На вооружение Королевских ВВС истребители Typhoon были приняты в августе 1941 года. К этому времени Сидни Кэмм уже осознал сделанную им ошибку и предложил Министерству авиации усовершенствованный варинат, условно названный им Typhoon II. Новая машина должна была иметь почти элллиптическое в виде сверху крыло с новым аэродинамическим профилем серии NACA 61, имевшим относительную толщину 14,5% у корневых частей и 10% у законцовок. Это означало, что топливо нужно было перемещать из крыла в фюзеляж, который должен был быть удлинен на 530 мм.

В сложившейся ситуации Министерство авиации быстро отреагировало на предложение Сиди Кэмма и выдало спецификацию F.10/41. Компания получила контракт на разработку истребителя, которому впоследствии было присвоено наименование Tempest (буря, шторм), и должна была изготовить пять прототипов с разными вариантами силовой установки [1]:

  • • прототип Tempest I должен был получить 24-цилиндровый H-образный двигатель Sabre IV;
  • • прототип Tempest II – двухрядный радиальный двигатель Bristol Centaurus II;
  • • прототип Tempest III – двенадцатицилиндровый рядный двигатель Rolls-Royce Griffon IIB;
  • • прототип Tempest IV – двенадцатицилиндровый рядный двигатель Rolls-Royce Griffon 61;
  • • прототип Tempest V – должен был получить 24-цилиндровый H-образный двигатель Sabre V.

В напряженной военной ситуации было решено сосредоточиться на вариантах I, II и V. 2 сентября 1942 года в воздух поднялся прототип Tempest V HM595, который представлял собой модифицированный «тайфун». Tempest V быстро попал в серийное производство и широко применялся на заключительном этапе Второй Мировой войны в качестве истребителя-бомбардировщика и перехватчика самолетов-снарядов V-1.

Прототип Tempest I представлял собой совершенно другое техническое решение и вследствие этого потребовал более продолжительного времени разработки. Находившийся под двигателем сляно-водяной радиатор типа «умывальник» был удален и охладение воды и масла осуществлялось с помощью длинных узких радиаторов, размещенных в расширенной передней кромке центроплана крыла. Благодаря этому переносу фюзеляж самолета получил очень чистые с точки зрения аэродинамики линии.

Опытный истребитель Hawker Tempest I. Великобритания


схема опытного истребителя Hawker Tempest I с двигателем Sabre IV

Вооружение, состоявшее из четырех 20-мм пушек Hispano Mk.V, должно было размещаться в консолях крыла – по две пушки на консоль – как можно ближе к центроплану. Боезапас пушек составлял по 150 снарядов на ствол. В отличие от «тайфуна», пушки которого далеко выступали из крыла, в прототипе Tempest I стрелковое вооружение было почти целиком утоплено в крыле. Однако прототип так и не было вооружен: сначала он летал с макетами стандартного вооружения, а затем и оно было снято.

Первый и единственный прототип Tempest I HM599 совершил свой первый полет 24 февраля 1943 года. Заводские испытания показали, что 2240-сильный (1760 кВт) двигатель Sabre IV в сочетании с аэродинамически чистым планером дали потрясающий эффект, обеспечив машине высокие летные характеристики. HM599 стал самым быстрым из всех «темпестов», разгоняясь на высоте 7500 метров до скорости 750 км/ч.

Опытный истребитель Hawker Tempest I. Великобритания
в полете опытный истребитель Hawker Tempest I с двигателем Sabre IV

Однако двигателестроительная компания Napier прекратила развитие версии Sabre IV, соредоточившись на совершенствовании варианта Sabre V. В феврале 1944 года двигатель Sabre V был установлен на прототип Tempest I, и с этим авиамотором самолет завершил серию летных испытаний [2]. Снятый с HM599 двигатель Sabre IV в течение некоторого времени был установлен на прототипе Tempest V HM595 и использовался для сравнения характеристик самолета. В заключение следует сказать, что серийные истребители Tempest V летали с разными вариантами двигателей Sabre II, а авиамоторами Sabre V стали оснащать истребители Tempest VI.

Опытный истребитель Hawker Tempest I. Великобритания
на заключительном этапе летных испытаний прототип истребителя Hawker Tempest I летал с двигателем Napier Sabre V. Помимо нового двигателя прототип также получил устанавливавшийся на серийные «темпесты» цельнотянутый каплевидный фонарь кабины и сдвинутый вперед небольшой воздухозаборник под двигателем. Макеты пушек были удалены. Верхние и боковые поверхности были покрыты пятнами темно-зеленого и серо-голубого цветов, нижние поверхности были выкрашены в оранжево-желтый цвет

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hawker Tempest I

Назначение: истребитель

Статус: опытный

Компания-производитель: Hawker Aircraft Co. Ltd., Кингстон, графство Суррей

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка:

  • • 24-цилиндровый H-образный двигатель Sabre IV, развивавший 2240 л.с. (1670 кВт)
  • • 24-цилиндровый H-образный двигатель Sabre V, развивавший 2600 л.с. (1940 кВт)

Размеры:

размах крыла 12,50 м
длина 10,24 м
высота 4,88 м
площадь крыла 28,84 м²

Вес:

пустого 4065 кг
взлетный (с двигателем Sabre IV) 5020 кг
взлетный (с двигателем Sabre V) 5075 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 7500 метров 750 км/ч
практический потолок 11900 м
дальность полета 1245 км


  • [1] помимо этого в июле 1945 года Королевские ВВС получили вариант Tempest VI с двигателем Sabre V A
  • [2] к этому времени прототип Tempest I HM599 получил каплевидный фонарь кабины пилота

источник: VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45. HAWKER TEMPEST I» «L+K» 10/94, стр.30/744

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account