Опытный истребитель Hawker Fury I. Великобритания
Хотя в 1942 году продолжались испытания прототипов истребителя Tempest в конструкторском бюро компании Hawker начались работы по улучшению и облегчению истребителя. На некоторые из их идей повлияло изучение немецкого истребителя Focke-Wulf Fw 190 A-3, который в июне 1942 года вследствие навигационной ошибки совершил посадку на британских островах. FW 190 оказался меньше и легче, чем британские истребители, построенные в то же время компанией Hawker. В сентябре 1942 года британское министерство авиации выпустило спецификацию F.6/42, требовавшую создания нового истребителя. В ответ на эту спецификацию компания Hawker представила три варианта усовершенствованного истребителя Tempest, каждый из которых своим собственным двигателем: 12-цилиндровым рядным Rolls-Royce Griffon, 18-цилиндровым радиальным Bristol Centaurus и 24-цилиндровым Н-образным Napier Sabre.
Министерство авиации поддержало проекты компании Hawker и в феврале 1943 года выпустило под них спецификацию F.2/43. Спустя два месяца Министерством была выпущена спецификация N.7/43, требовавшая создания палубного истребителя. Главный конструктор компании Hawker Сидни Кэмм считал, что для создания истребителя, соответствующего требованиям спецификации N.7/43, достаточно к конструкции «улучшенного темпеста» добавить складывающиеся консоли крыла и тормозной гак. Этот проект был одобрен, и под проект палубного истребителя компании Hawker была выпущена новая спецификация N.22/43. Примерно в это же время два новых самолета компании Hawker получили официальные названия: Fury (истребитель наземного базирования для Королевских ВВС) и Sea Fury (палубная версия для авиации Королевского флота).
С самого начала предпочтительным вариантом силовой установки был Napier Sabre для Fury и Bristol Centaurs для Sea Fury. Несмотря на то, что рабочие чертежи оснащенного двигателем Sabre истребителя Fury были закончены задержки в доводке нового двигателя Sabre VII (NS.93/SM) привели к тому, что первыми были созданы истребители Fury, оснащенные двигателями Centaurus и Griffon. Истребитель Fury с двигателем Centaurus (военный номер NX798) совершил свой первый полет 1 сентября 1944 года, с Fury с двигателем Griffon (военный номер LA610) – 27 ноября того же года.
Хотя в августе 1944 года Министерство авиации заказало 200 самолетов Fury I с двигателями Sabre, ходили слухи, что производство авиамоторов данного типа после окончания войны будет прекращено. В октябре 1944 года Министерство авиационной промышленности заверило компанию Hawker, что производство двигателей Sabre будет продолжено. В ноябре 1944 года Министерство авиационной промышленности попросило компанию Hawker построить прототип истребителя Fury с двигателем Sabre, используя для этого планер прототипа LA610. Однако в феврале 1945 года заказ на истребители Fury I был сокращен на 50 самолетов до 150 машин, но в марте были запрошены два дополнительных прототипа с двигателями Sabre (военные номера VP207 и VP213). Работы по установке двигателя Sabre на планер LA610 начались в июле 1945 года. С окончанием войны и осознанием, что будущее боевой авиации принадлежит машинам с реактивными двигателями, в сентябре 1945 года заказ на истребители Fury I был снова сокращен – уже до 120 единиц.
В декабре 1945 года Министерство авиации проинформировало компанию Hawker, что основной задачей истребителей Fury I должно стать нанесение ударов по наземным целям. В компании осознавали, что Fury I не подходит на роль штурмовика из-за двигателя жидкостного охлаждения и отсутствия бронирования и как следствие в феврале 1946 года заказ на эти машины был дополнительно сокращен до 60 самолетов. Но даже это количество было под угрозой. К февралю 1946 года изменения конструкции планера LA610 были завершены, но двигатель Sabre VII еще не был готов. Вместо ожидания этого двигателя на планер был установлен 2600-сильный (1939 кВт) авиамотор Sabre VA. Впрочем вскоре доводка Sabre VII была завершена, мотор был установлен на планер, и 3 апреля 1946 года Fury LA610 совершил свой первый полет с запланированной силовой установкой.
Большая часть планера LA610 осталась такой же, как и на других прототипах, в то время как отсек силовой установки был серьезно изменен. Так на самолет был установлен обтекаемый капот, закрывавший двигатель жидкостного охлаждения Sabre. Радиаторы охлаждающей жидкости были установлены во внутренних секциях крыла, заменяя дополнительные топливные баки. Охлаждающий воздух попадал в переднюю кромку крыла, проходил через радиаторы и выходил через заслонки, установленные на нижней поверхности крыла. Данная конфигурация была аналогична той, которая использовалась на единственном прототипе Tempest I (HM599), серийное производство которого не состоялось, так как в Министерстве авиации сочли крыльевые радиаторы слишком уязвимыми для боевых повреждений. Положение створок радиатора Fury I автоматически регулировалось в зависимости от температуры двигателя. Расположенный под обтекателем втулки винта разделенный воздуховод подавал всасываемый воздух в двигатель через верхнюю часть воздуховода. Воздух в нижней части воздуховода направлялся к маслорадиаторам двигателя и выходил через заслонку в нижней части капота.
Помимо того, что Fury с двигателем Sabre был одним из самых красивых самолетов, этот истребитель зарекомендовал себя обладающим самыми высокими летными характеристиками из числа поршневых самолетов компании Hawker. 24-цилиндровый двигатель Napier Sabre представлял собой Н-образный авиамотор с горизонтальным расположением блоков цилиндров и с двумя коленвалами. Диаметр цилиндров составлял 5 дюймов (127 мм), ход поршней – 4,75 дюйма (121 мм), рабочий объем – 2238 куб. дюймов (36,7 л). Для повышения мощности двигатель Sabre VII был оснащен системой впрыска водо-метаноловой смеси; авиамотор развивал мощность 3055 л.с. (2278 кВт) и вращал четырехлопастный винт Rotol диаметром 13 футов 3 дюйма (4,0 м). Также в компании Hawker рассматривался вопрос установки пятилопастного винта Rotol диаметром 12 футов 3 дюйма (3,9 м), но решающим аргументом в выборе пропеллера оказался меньший вес четырехлопастного винта.
Fury с двигателем Sabre имел максимальную скорость 483 миль в час (777 км/ч) на высоте 18 500 футов (5639 м) и 422 миль в час (679 км/ч) на уровне моря. В противоположность оснащенный 2560-сильным (1909 кВт) на высоте 18 000 футов (5487 м) развивал максимальную скорость 460 миль в час (740 км/ч) и на уровне моря 380 миль в час (612 км/ч). Начальная скороподъемность Fury I составляла 5480 футов в минуту (27,8 м/с) и высоты 20 000 футов (6096 м) самолет набирал за 4,1 минуты. С другой стороны, у Sea Fury начальная скороподъемность была 4320 футов в минуту (21,9 м/с) и для достижения высоты 20 000 футов (6096 м) палубному истребителю требовалось 5,7 минут. Практический потолок Fury I составлял 41 500 футов (12 649 м). Размах крыльев Fury I и Sea Fury составлял 38 футов 5 дюймов (11,7 м). Длина Fury I составляла 34 фута 8 дюймов (10,6 м), что на 1 дюйм (25,4 мм) превышало длину Sea Fury. В отношении Fury с двигателем Sabre вес снаряженного самолета составлял 9350 фунтов (4241 кг) и вес с полной нагрузкой – 12 120 фунтов (5498 кг).
14 августа 1946 года заказ на оставшиеся 60 истребителей Fury I был отменен. Из трех прототипов Fury I один (LA610) остался в компании Hawker для проведения испытаний, второй (VP207) после достройки был отдан в аренду компании Napier для испытаний двигателей, а третий прототип (VP213) остался был недостроенным и был использован в качестве источника запчастей. Прототип VP207 был выбран компанией Napier, так как он имел большой радиатор, который мог обеспечить охлаждение такого мощного двигателя как Sabre VII. Однако с отменой заказов на истребители Fury I больше не было необходимости в двигателе Sabre VII, и его разработка была остановлена, и поэтому компания Napier отказалась брать VP207. Постройка второго прототипа была завершена компанией Hawker, и первый полет VP207 состоялся 9 мая 1947 года. В течение некоторого времени прототип оставался в компании Hawker в качестве самолета-демонстратора. Об дальнейшей эксплуатации LA610 мало что известно, но считается, что самолет был оправлен на слом в конце 1940-х годов. Второй прототип VP207 хранился и обслуживался на принадлежащем компании аэродроме Лэнгли и в середине 1950-х годов был отправлен на слом.
Несмотря на то, что Fury I никогда не продвигался дальше фазы прототипа, Sea Fury был запущен в серийное производство и был растиражирован в количестве около 789 машин (число колеблется в зависимости от источника); в это число вошли прототипы и 61 двухместный учебный самолет T.20. Палубные истребители Sea Fury воевали в Корее, где были последними поршневыми самолетами первой линии в составе авиации Королевского флота, а также действовали в составе военно-воздушных сил ряда государств. Некоторые Sea Fury до сих пор летают, но из-за редкости двигателей Bristol Centaurus большая их часть была переоборудована на Wright R-3350. В заключение следует сказать, что два Sea Fury были переоборудованы для участия в гонках; два из них получили двигатели Pratt & Whitney R-4360, а третий – Pratt & Whitney R-2800. Но ни один из них не показал ошеломляющие результаты или продемонстрировал такие же летные характеристики, как одетый в военную форму Hawker Fury I с двигателем Napier Sabre.
Источники:
-
-
- Sea Fury in British, Australian, Canadian & Dutch Service by Tony Buttler (2008)
- British Secret Projects Fighters & Bombers 1935-1950 by Tony Buttler (2004)
- Jane’s All the World’s Aircraft 1947 by Leonard Bridgman (1947)
- Hawker Sea Fury (Warbird Tech Volume 37) by Kev Darling (2002)
- RAF Fighters Part 2 by William Green and Gordon Swanborough (1979)
- War Planes of the Second World War: Fighters Volume Two by William Green (1961)
- Tempest: Hawker’s Outstanding Piston-Engined Fighter by Tony Buttler (2011)
- Hawker Typhoon, Tempest and Sea Fury by Kev Darling (2003)
- Aircraft Engines of the World 1947 by Paul H. Wilkinson (1947)
-
источник: https://oldmachinepress.com/2014/10/14/hawker-fury-i-sabre-powered/
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnyi-istrebitel-hawker-fury-i-velikobritaniya