Опытный истребитель Grumman XP-50 и проект истребителя Grumman XP-65. США
После получения от министерства ВМС (Navy Department) контрактов на разработку семи различных типов самолетов от XFF-1 до XF5F-1, после запуска в производство двух типов гражданских летающих лодок G-21 и G-44, а также после получения экспортных контрактов из Аргентины, Канады и Португалии компании Grumman 25 ноября 1939 года наконец удалось получить от Военного министерства (War Department) – в те годы авиакорпус армии США (US Army Air Corps – USAAC) – контракт на прототип двухмоторного истребителя XP-50. К сожалению, прототип, налетавший 20 часов в промежуток с 18 февраля по 14 мая 1941 года, был потерян в авиакатастрофе. После истребителя XP-50 вплоть до 1981 года, когда был создан экспериментальный самолет X-29, компания Grumman больше не создавала самолеты специально разработанные для авиакорпуса армии США, ВВС армии США или для ВВС США.
Разработку своего единственного армейского истребителя компания Grumman начала в ответ на циркулярное предложение (Circular Proposal) 39-775, выпущенное отделом материально-технического обеспечения (Materiel Division) 11 марта 1939 года и требовавшее создания нового поколения истребителей-перехватчиков, которые должны были иметь уже существующие планеры и оснащаться более мощными двигателями и другими усовершенствованиями. С этой целью Билл Швендлер и его команда предложили проект G-41, который по существу был идентичен G-34 (XF5F-1, который тогда строился для палубной авиации ВМС США), но оснащался двумя радиальными двигателями Wright R-1820, оснащенными турбонагнетателями.
В июне 1939 года проект G-41 был передан на рассмотрение представителям USAAC и занял второе место после Lockheed Model 522, который представлял собой дальнейшее развитие P-38 с оснащенными турбонагнетателями радиальными двигателями Pratt & Whitney XH-2600 или Wright R-2160. Тем не менее несмотря на второе место командование USAAC увидело достаточно преимуществ в предложении компании Grumman, заявив, что его силовая установка менее рискована, чем у предложения компании Lockheed, и побудив компанию в Бетпейдже представить новый проект G-45, отличавшийся от первоначального G-41 носовой стойкой шасси, удлиненной носовой частью фюзеляжа и другими небольшими улучшениями. Вооружение самолета компании Grumman должно было состоять из двух 20-мм пушек и двух 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулемётов, размещенных в носовой части фюзеляжа, а также двух 100-фунтовых (45,4 кг) бомб, подвешенных под фюзеляж.
Хотя руководство отдела материально-технического обеспечения по-прежнему предпочитало Lockheed Model 522 и заказало прототип XP-49, они не хотели рисковать и заказали прототип Grumman G-45, получивший обозначение XP-50. Контракт на этот самолет был заключен 25 ноября 1939 года, и разработка рабочего проекта с последующей постройкой прототипа продвигались быстрыми темпами. Силовая установка прототипа состояла из двух девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Wright R-1820-67/79, развивавших мощность 1200 л.с., вращавших трехлопастные винты изменяемого шага и оснащенных турбонагнетателями.
18 февраля 1941 года XP-50 (зав. номер 643; 40-3057) под управлением Роберта Л. Холла (Robert L Hall) совершил в Бетпейдже свой первый полет. Во время начальных испытаний XP-50 показал лучшие характеристики, чем XF5F-1, поскольку оснащенные турбонагнетателями двигатели показали заметно лучшие характеристики на средних и больших высотах.
К несчастью для компании Grumman, 14 марта прототип XP-50 был поврежден во время посадки, а 14 мая – ровно два месяца спустя после первой аварии – у отремонтированного самолета в полете взорвался турбонагнетатель. Вызванные взрывом повреждения не позволили Роберту Холлу убрать правую основную стойку, чтобы совершить посадку на брюхо, или выпустить носовую стойку, чтобы совершить нормальную посадку. У пилота не было другого выбора, кроме как выпрыгнуть с парашютом над проливом Лонг-Айленд.
После потери XP-50 компании Grumman удалось привлечь интерес армейцев к G-46 – проекту большого двухмоторного истребителя, оснащенного радиальными 1700-сильными двигателями Wright R-2600 с двухступенчатыми механическими нагнетателями или турбонагнетателями. Работы над этим G-46, начатые в октябре 1939 года, привели к разработке двух проектов: G-49 – экспортной версии, предложенной в феврале 1940 года, и G-51 – палубного истребителя, который 24 марта 1941 года был представлен управлению аэронавтики ВМС США.
В конце концов, армия и флот согласились дать разрешение на разработку на базе G-46 двухмоторных истребителей, которые должны были иметь одну и ту же базовую конструкцию и отличаться составом оборудования. Вариант для армейской авиации должен был оснащаться двигателями с турбонагнетателями, тогда как версия для морской авиации должна была иметь двигатели с механическим наддувом. Кроме того, армейский вариант должен был иметь герметизированную кабину пилота и вооружение в виде двух 37-мм пушек, тогда как флотский планировалось вооружить четырьмя 20-мм пушками. Также в состав вооружения обоих вариантов должны были входить по четыре 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулемета.
16 июня 1941 года ВВС армии США заказали два прототипа XP-65, а через две недели управление аэронавтики заключило контракт на два прототипа F7F-1. Однако впоследствии командование как ВВС армии США, так и авиации ВМС пришли к выводу, что общая конструкция не будет соответствовать специфическим требованиям каждой службы, и 16 января 1942 года армейская авиация вышла из программы, чтобы позволить компании Grumman оптимизировать конструкцию нового двухмоторного истребителя для удовлетворения требований военно-морских сил.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип | XP-50 | XP-65 |
Назначение | истребитель | истребитель |
Статус | прототип | проект |
Компания-производитель | Grumman | Grumman |
Экипаж | 1 чел. | 1 чел. |
Силовая установка: | ||
тип двигателей | Wright R-1820-67/69 Cyclone | Wright R-2600 |
мощность | 2×1200 л.с. | 2×1700 л.с. |
общая мощность | 2400 л.с. | 3400 л.с. |
Размеры: | ||
размах крыла | 42 фута (12,80 м) | 52 фута 6 дюймов (16,00 м) |
длина | 31 фут 11 дюймов (9,73 м) | 46 футов 5 дюймов (14,15 м) |
высота | 12 футов (3,66 м) | 15 футов 2 дюйма (4,62 м) |
площадь крыла | 304 кв. фута (28,24 м²) | 463 кв. фута (43,01 м²) |
Масса: | ||
пустого | 8307 фунтов (3768 кг) | 15 943 фунта (7232 кг) |
с полной нагрузкой | 10 558 фунтов (4789 кг) | 21 425 фунтов (9718 кг) |
максимальная | 13 060 фунтов (5924 кг) | н/д |
удельная нагрузка на крыло | 34,7 фунта на кв. фут (169,6 кг/м²) | 46,3 фунта на кв. фут (225,9 кг/м²) |
удельная нагрузка на мощность | 4,4 фунта на л.с. (2,0 кг/л.с.) | 6,3 фунта на л.с. (2,9 кг/л.с.) |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость | 424 миль/ч (682 км/ч) | 427 миль/ч (687 км/ч) |
на высоте | 25 000 футов (7620 м) | 25 000 футов (7620 м) |
крейсерская скорость | 317 миль/ч (510 км/ч) | 180 миль/ч (290 км/ч) |
время набора высоты 20 000 футов (6095 м) | 5 минут | н/д |
практический потолок | 40 000 футов (12 190 м) | 42 000 футов (12 800 м) |
дальность полета | ||
нормальная | 585 миль (940 км) | 825 миль (1325 км) |
максимальная | 1250 миль (2010 км) | н/д |
Количество изготовленных | 1 экз. | ––– |
Примечание: летные характеристики XP-50 и характеристики XP-65 являются расчетными данными компании Grumman
источник: René J. Francillon «Grumman Aircraft since 1929», стр.156-160