Опытный истребитель FIAT CR.42 DB. Италия
В конце 1930-х годов входящей в состав концерна FIAT компанией Fiat Aviazione был создан CR.42 Falco (сокол) – один из последних серийных истребителей-бипланов. Этот истребитель был оснащен 840-сильным (626 кВт) 14-цилиндровым радиальным двигателем FIAT A 74 RC38. Обладая хорошими летными характеристиками и превосходной маневренностью, CR.42 был одним из лучших истребителей-бипланов из числа когда-либо созданных. Однако фронтовые истребители приняли новую тактику, в которой основной боевой характеристикой была скорость, и поэтому горизонтальная маневренность биплана была сменена на скорость и скороподъемность моноплана. Стремясь максимизировать сочетание скорости и маневренности, министерство авиации Италии выдало компании Fiat Aviazione контракт на установку на истребитель CR.42 немецкого 1000-сильного (746 кВт) двигателя Daimler-Benz DB 601A. Созданный самолет получил обозначение CR.42 DB.
В некоторых источниках самолет с двигателями DB 601 неверно указывается как CR.42 B; данное обозначение было присвоено двухместной учебной машине, построенной из стандартного CR.42 путем перемещения двигателя вперед, удлинения фюзеляжа и добавления второй кабины. Кроме того, некоторые источники утверждают, что двигателем CR.42 DB был Alfa Romeo RA 1000 RC41, который представляет собой DB 601A, изготовленный в Италии по лицензии. Однако в конце 1941 года, когда CR.42 DB уже вовсю летал, двигатель Alfa Romeo RA 1000 ещё находился на начальной стадии испытаний. Маловероятно, что на CR.42 DB был установлен ещё непроверенный двигатель RA 1000.
Проектирование FIAT CR.42 DB было начато в начале 1941 года. Самолету был присвоен номер военного регистра MM 469. В течение нескольких недель стандартный CR.42 был переоборудован под немецкую силовую установку. Переход от большого 14-цилиндрового радиального двигателя с воздушным охлаждением к длинному двигателю V-образному 12-цилиндровому двигателю с жидкостным охлаждением потребовал многих изменений в планере самолета.
Как и у всех других «фалько» планер прототипа CR.42 DB состоял из стальных труб и легких сплавов. Фюзеляж имел обшивку из листов алюминия, за исключением бортов и низа задней части, в которой использовалось полотно. Крылья и хвостовое оперение имели силовой набор из дюралюминия. Передние и задние кромки крыльев покрывались листами алюминия, а остальные поверхности – полотном. Стабилизатор и киль имели алюминиевую обшивку, все поверхности управления имели дюралюминиевый силовой набор и полотняную обшивку.
Передняя часть фюзеляжа CR.42 DB была перепроектирована под установку двигателя DB 601A и его радиатора. Двигатель был заключен в обтекаемый плотно прилегающий капот. На левой стороне капота был расположен воздухозаборник нагнетателя двигателя. В верхней части капота двигателя находились две трубы для прохождения пуль стандартного вооружения итальянских истребителей тех лет: двух 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT, каждый из которых имел боезапас 400 патронов. Кожух радиатора был расположен под двигателем. Воздухозаборники для маслорадиатора были размещены в том же месте, где у стандартного CR.42, – в передней кромке корневой зоны консолей нижнего крыла.
Также как и у стандартного «фалько» размах верхнего и нижнего крыльев CR.42 DB составляли 9,70 и 6,50 метров, но это было единственное, что общее из габаритных характеристик обоих машин. CR.42 DB был длиннее стандартного на 0,54 метра; его составляла 8,80 метров. При пустом весе 1950 кг CR.42 DB был тяжелее стандартного «фалько» на 230 кг. Благодаря немецкому двигателю летные характеристики CR.42 DB существенно превзошли характеристики стандартного «фалько»: максимальная скорость на высоте 5300 метров составляла 520 км/ч; время набора высоты 5000 метров составляла 5 минут 40 секунд; практический потолок был 10600 метров, дальность полета – 1150 километров. Стандартный CR.42 был на 90 км/ч медленнее, для достижения высоты 5000 метров ему дополнительно требовалась 1 минута 40 секунд, а практический потолок был ниже на 400 метров.
Первый полет CR.42 DB состоялся в марте 1941 года под управлением заводского летчика-испытателя Валентино Куса. Для проведения летных испытаний летом 1941 года самолет был доставлен в Экспериментальный центр (Centro Sperimentale), расположенный неподалеку от Рима на аэродроме Гуидония. CR.42 DB оказался исключительным самолетом, он был (и остается) самым быстрым бипланом в мире. Однако хотя CR.42 DB по скорости горизонтального полета не уступал истребителям-монопланам, находившимся на тот момент на вооружении Regia Aeronautica, он не мог добиться большего, в то время как скорость истребителей-монопланов должна была возрасти по мере оснащения их все более мощными двигателями.
Хотя 10 апреля 1941 года был размещен заказ на 150 самолетов данного типа, серийное производство так и не было начато. Недостаточная поставка в Италию двигателей DB 601 и приоритетное использование данных двигателей в более перспективных истребителях-монопланах Macchi MC.202 Folgore (молния) и Re.2001 Falco II (сокол II) не оставили никаких шансов на оснащение ими истребителей CR.42 DB. Был построен только один CR.42 DB. Некоторое внимание было уделено удлинению CR.42 DB до 9,38 метров и модификации в двухместный учебный или разведывательный самолет. Однако эти работы никогда не выходили за рамки начальной стадии проектирования. Хотя FIAT CR.42 DB был вершиной развития истребителей-бипланов он был превзойден фронтовыми истребителями-монопланами, и эра истребителей-бипланов подошла к концу.
источники:
- The FIAT Fighters 1930–1945 by Piero Vergnano (1969)
- Italian Civil and Military Aircraft 1930-1945 by Jonathan W. Thompson (1963)
- Aeronuatica Militare Museo Storico Catalogo Motori by Oscar Marchi (1980)
- Tutti gli aerie del Re by Max Vinerba (2011)
- “Fantasmi di aerie e motori Fiat dal 1935 al 1945 (prime parte)” by Giovanni Masino Ali Antiche 106 (2011)
- Fiat CR.42 Falco by Przemyslaw Skulski (2007)
источник: https://oldmachinepress.com/2016/07/13/fiat-cr-42-db-fighter/