1

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье "Опытный истребитель 川崎 キ64 (Kawasaki Ki-64). Япония".

В августе 1942 года IJA обнаружила потребность в самолете, способном в своей первичной роли выполнять функции перехватчика, выполняющего боевые вылеты на защиту военных баз, аэродромов и других считавшихся важными объектов и, следовательно, подвергающихся нападению противника. Армией были разработаны технические требования на проектирование самолета, и Кавасаки была той фирмой, что дала ответ на этот запрос: Ki-88.

До составления своих технических требований в IJA были тщательно рассматрены ряд идей, прежде чем остановиться на самолете, который должен был иметь тяжелое вооружение для гарантированного нанесения повреждений самолетам противника, особенно бомбардировщикам, а также хорошие характеристики управляемости, чтобы получить не только устойчивую оружейную платформу, но и избежать крутой кривой обучения новых пилотов.

 Опытный истребитель 川崎 キ88 (Kawasaki Ki-88). Япония
схемы Ki-88

Для этого конструктор Кавасаки Цучии Такео начал работу над тем, что впоследствии стало Ki-88. В качестве основного вооружения Такео была выбрана 37-мм пушка, поддерживаемая двумя 20-мм пушками.

Вероятно, что 37-мм пушка Ho-203 и две 20-мм пушки Ho-5 служили бы вооружением, пригодным для установки в носу самолета. Учитывая размеры и вес Ho-203 (пушка имела длину 1,53 м, и вес 88,9 кг), это представляло собой проблему с размещением их в носу рядом с двигателем. Чтобы обойти эту проблему Такео разместил 1500-сильный рядный двигатель с жидкостного охраждения Ha-140 (с наддувом или турбонагнетателем) в фюзеляже за кабиной. Трехлопастный винт приводился в движение удлиненным валом, соединявшим пропеллер с двигателем и редуктором. В сущности, самолет Такео был построен вокруг Ho-203.

Опытный истребитель 川崎 キ88 (Kawasaki Ki-88). Япония

 

 Опытный истребитель 川崎 キ88 (Kawasaki Ki-88). Япония
схемы Ki-88

Основным преимуществом размещения двигателя в средней части фюзеляжа было то, что оно позволяло пушке вести стрельбу через втулку винта, повышая тем самым как устойчивость орудийной платформы, так и улучшая точность стрельбы. Другое преимущество состояло в том, что позволяло квалифицированному конструктору сделать нос самолета более обтекаемым, уменьшая лобовое сопротивление и повышая скоростные характеристики.

 Опытный истребитель 川崎 キ88 (Kawasaki Ki-88). Япония
компоновка Ki-88

Большое количество ссылок наводят на мысль, что проект Такео был вдохновлен Bell P-39 Airacobra. Пока нет никаких свидетельств, которые определенно заявляли бы, что Такео просто скопировал американский истребитель P-39, ограниченно применявшийся в 1942 году в битве за Гуадаканал — времени начала проектных работ над Ki-88. Таким образом, японцы были осведомлены о такой компоновке. Был ли примером какой-либо из захваченных самолетов — неизвестно, но несомненно, что японская разведка располагала информацией об этом истребителе. Или могло быть, что Такео пришел к тем же выводам, какие были сделаны конструктором P-39 Хорландом Пойером: каким образом лучше разместить крупнокалиберную пушку на одномоторном самолете.

 Опытный истребитель 川崎 キ88 (Kawasaki Ki-88). Япония
макет Ki-88

В июне 1943 года Такео завершил свой проект для Ki-88. Кроме использования 37-мм пушки и размещения двигателя Ki-88 больше не имел никакого сходства с P-39. Ki-88 имел объемный фюзеляж для размещения двигателя Ha-140, расположенного ниже и позади кабины. Воздухозаборник для радиатора Ha-140 был установлен в нижней части фюзеляжа перед передней кромкой крыла. Сам радиатор был расположен в стороне от воздухозаборника на нижней внутренней части фюзеляжа, почти непосредственно под сиденьем пилота. Выступающий на левой стороне фюзеляжа непосредственно над задней кромкой крыла воздухозаборник предназначался для подачи воздуха для наддува (или турбонагнетателя) двигателя Ha-140. Шасси самолёта было традиционным и состояло из убирающихся в крыло основных стоек, в то время как хвостовое колесо было неубираемым (*так в тексте). Топливные баки были расположены в консолях крыла позади ниш основных стоек шасси. 20-мм пушки Ho-5 были установлены ниже и по обе стороны от пушки Ho-203.

Опытный истребитель 川崎 キ88 (Kawasaki Ki-88). Япония
 Опытный истребитель 川崎 キ88 (Kawasaki Ki-88). Япония
вариант окраски Ki-88

С завершением заключительного этапа проектирования начались работы над полномасштабным макетом Ki-88, завершившиеся где-то в 1943 году. Помимо этого начались работы по изготовления фюзеляжа и крыла для прототипа; ожидалось, что к октябрю 1943 года Ki-88 будет близок к завершению. Однако у IJA были другие планы на Ki-88. После осмотра макета и при рассмотрении предполагаемых технических характеристик самолета стало ясно, чтоKi-88 не имел реальных преимуществ как над другими проектами, так и над находящимися в эксплуатации, в частности, Kawasaki Ki-61 Hien. Таким образом компании было приказано прекратить все работы по Ki-88.

Летно-технические характеристики

Современники: Bell P-39 Airacobra (США), Bell XFL-1 Airabonita (США), Bell P-63 King Cobra (для самолетов, стоящих на вооружении ВВС РККА натовское кодовое обозначение Fred) (США), Гудков Гу-1 (СССР)

Тип: перехватчик

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один двенадцатицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения с наддувом (турбонагнетателем) Kawasaki Ha-140, развивающий 1500 л.с., приводящий в движение трехлопастный винт

Размеры:

размах крыла 12,37 м
длина 10,18 м
высота 4,14 м
площадь крыла 27,59 м²

Вес:

пустой 2949 кг
с полной нагрузкой 3899 кг

Летные характеристики*:

максимальная скорость 600 км/ч на высоте 6000 метров
дальность 1198 км
подъем на высоту 5000 метров 6 мин 30 сек
практический потолок 11000 м

Вооружение: одна 37-мм пушка Ho-203 и две 20-мм пушки Ho-5

Развитие: Нет. Ki-88 не пошел дальше стадии макета и частично соранного прототипа.


* — расчетные данные компании Кавасаки

источник: Edwin M Dyer "JAPANESE SECRET PROJECTS. EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945"

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account