15
Опытный гидросамолет наблюдения Villiers 26. Франция

Опытный гидросамолет наблюдения Villiers 26. Франция

Содержание:

Предисловие редакции: в данной статье пойдет речь об опытном гидросамолете Villiers 26, который обладал хорошей мореходностью, но … так никогда не смог взлететь.

Кратко о компании Villiers

В 1924-25 годах в авиационных кругах все чаще стало звучать имя Villiers – новой компании-производителя летательных аппаратов. Франсуа Вилье (François Villiers) родился 16 марта 1888 года в Париже и в Первую Мировую войну сражался стрелком-наблюдателем в составе эскадрильи MF 16, командовал которой капитан Могер-Деваренн (Mauger-Devarenne). После Перемирия Франсуа Вилье совместно с г-ном Пелабоном (Pelabon) основал транспортную компанию Les Grands Express Aériens, в которой он стал администратором, исполняющим обязанности генерального директора. Деятельностью компании стали регулярные пассажирские перелеты Париж – Лондон; обслуживали эту линию десять двухмоторных самолетов Goliath.

1 января 1923 года авиакомпания Grands Express Aériens объединилась с Messageries Aériennes, образовав новую компанию-авиаперевозчик Compagnie Air-Union. Однако авиаперевозки для Франсуа Вилье не являлись первоочередной задачей. Подстегиваемый жаждой деятельности и стремясь реализовать свои идеи в области авиастроения, Вилье решил заняться разработкой и постройкой летательных аппаратов.

К концу 1924 года расположенный в Мёдоне завод Франсуа Вилье выпустил несколько моделей летательных аппаратов с явным предпочтением гидросамолетов. Параллельно с созданием завода Вилье основал в Мериньяке (Mérignac) летную школу для пилотов морской авиации и в Кап-Ферре (Cap Ferret) летную школу для пилотов гидросамолетов.

В мае 1925 года Villiers II, оснащенный сбрасываемым шасси и водонепроницаемым корпусом, принял участие в конкурсе двухместных истребителей. Затем гидросамолет Villiers IV под управлением капитан-лейтенанта Демуро (Lieutenant de Vaisseau Demougeot) и с грузом на борту установил мировой рекорд скорости на дистанции 100 километров и рекорд высоты для самолетов своей категории. 8 февраля 1928 года на самолете компании Villiers впервые во Франции была испытана система увеличения подъемной силы, состоявшая из предкрылков и закрылков. Данная щелевая система, позволявшая увеличить диапазон скоростей, была применена на прототипе двухместного ночного истребителя Villiers 24. Ряд успехов компании и оригинальные идеи ее конструкторов привлекли внимание командования морской авиации, и у компании Villiers было заказано несколько экземпляров машин.

В 1929 году была выпущена спецификация, требовавшая создания гидросамолета наблюдения. Франсуа Вилье немедленно присоединился к числу участников и создал Vi-26, оснащенный 420-сильным двигателем Jupiter. Созданный компанией Villiers летательный аппарат был единственным поплавковым гидросамолетом, представленным на конкурс.

Техническое описание

Villiers 26 был трехместным поплавковым гидросамолетом; его предназначением было патрули­ро­вание в прибрежных районах и сопровождение кораблей.

схема гидросамолета наблюдения Villiers 26

Cхема гидросамолета наблюдения Villiers 26

Крыло

Крыло самолета было прямым и обладало толстым профилем и ярко выраженным поперечным V. С конструктивной точки зрения крыло состояло из двух консолей, крепившихся к фюзеляжу при помощи регулируемых соединительных узлов. Каждая консоль крыла содержит в себе топливный бак. С поплавками крыло соединялось при помощи профилированных дюралюминиевых стоек, дополнительно усиленных подкосами.

Силовой набор крыла состоял из двух кессонных лонжеронов, соединенных между собой трубами и рояльной проволокой. Расположенные на небольшом расстоянии друг от друга нервюры были изготовлены из классической для того времени сосны. В качестве обшивки крыла использовалось полотно.

Фюзеляж

Фюзеляж прямоугольного поперечного сечения имел деревянный силовой набор, состоявший из одиночных и коробчатых шпангоутов, соединенных между собой стрингерами и четырьмя лонже­ронами. Обшивка фюзеляжа гидросамолета в районе кабины экипажа состояла из тонких листов дюралюминия; все остальные поверхности имели фанерную обшивку.

Моторная рама двигателя, размещенного в передней части фюзеляжа, изготавливалась из дюралюминия. За противопожарной перегородкой находилось ветровое стекло, за которым была расположена кабина экипажа с размещенными бок о бок сиденьями пилотов и оборудованная двойным управлением. За пилотами располагалось рабочее место штурмана-радиста, освещенное круглыми окнами большого диаметра. Далее в верхней части фюзеляжа в круглом отверстии была установлена турель с двумя пулеметами Lewis.

Поплавки

Два поплавка, разделенных на водонепроницаемые отсеки, удерживали гидросамолет на плаву. Поплавки имели цельнодеревянную конструкцию и их силовой набор состоял из центрального киля, двух нижних скуловых стрингеров, трех верхних лонжеронов и из стрингеров. Изготовленная из березы фанерная обшивка покрывала верхние и боковые части поплавков. В качестве обшивки нижних поверхностей использовались три слоя красного дерева с размещенным между слоями лакированным полотном.

Особенностью гидросамолета была система создания высокой подъемной силы. Это был улучшенный вариант системы, испытанной на Villiers 24. Передняя подвижная кромка системы Handley-Page была разделена на две части. Одна часть имела ручное управление и действовала совместно с закрылками, выпуск которых происходил автоматически после того, как носок крыла отклонялся на 8°. Отклонение закрылков происходило вне зависимости от положения соответ­ствующего элерона. Сами элероны были оснащены компенсацией в виде флеттнеров и имели диапазон отклонения от +20° до –12°.

Краткая эксплуатация

В ангаре компании Villiers, расположенном на берегу озера Этан-де-Берр, в течение третьего квартала 1929 года под руководством Франсуа Дено (François Denhaut) велась сборка поплавкового гидросамолета Villiers 26. Г-н Дено хотя и был создателем первого гидросамолета с обитаемым корпусом, в те годы был управляющим по строительству в компании Villiers, которая в течение последних нескольких лет специализировалась на производстве поплавковых гидросамолетов.

строящийся гидросамолет наблюдения Villiers 26 в ангаре компании, расположенном на берегу озера Этан-де-Берр. На снимке хорошо видно большое количество носков нервюр у еще не отклоненной передней кромки

Строящийся гидросамолет наблюдения Villiers 26 в ангаре компании, расположенном на берегу озера Этан-де-Берр. На снимке хорошо видно большое количество носков нервюр у еще не отклоненной передней кромки

Тут необходимо сделать небольшое отступление и сказать, что когда Франсуа Дено посещал базу Сен-Рафаэль – Мекку прототипов гидросамолетов, – он непременно брал с собой зонтик от дождя. Однако этот зонт предназначался не для защиты от возможного дождя, а в качестве измери­тель­ного устройства – для того, чтобы достаточно точно и вместе с тем относительно безопасно определить высоту бортов гидросамолета и месторасположение редана!

В начале 1930 года Villiers 26 был спущен на воду и выполнил первые пробежки по прямой. Во время первой попытки взлета машина не смогла оторваться от водной поверхности и лишь глиссировала. Двигатель работал на полную мощность, но самолет так и не мог оторваться от воды. Дальнейшие испытания не принесли каких-либо положительных результатов. Несмотря на ряд изменений положения рулей высоты, гидросамолет упрямо не желал покидать воды озера Этан-де-Берр.

гидросамолет наблюдения Villiers 26 на выкатной тележке на берегу озера Этан-де-Берр перед спуском на воду; начало 1930 года. В те годы закрытая кабина экипажа была еще редкостью. Обратие внимание на расположение стрелка и установку двух 7,7-мм пулеметов Lewis
Опытный гидросамолет наблюдения Villiers 26. Франция

гидросамолет наблюдения Villiers 26 на выкатной тележке на берегу озера Этан-де-Берр перед спуском на воду; начало 1930 года. В те годы закрытая кабина экипажа была еще редкостью. Обратие внимание на расположение стрелка и установку двух 7,7-мм пулеметов Lewis

Гидросамолет наблюдения Villiers 26 на выкатной тележке на берегу озера Этан-де-Берр перед спуском на воду; начало 1930 года. В те годы закрытая кабина экипажа была еще редкостью. Обратие внимание на расположение стрелка и установку двух 7,7-мм пулеметов Lewis

Чрезмерный вес, ошибочное размещение центра тяжести и недостаточный обдув отклоняемых поверхностей привели к отказу от самолета, поскольку недостатки были слишком серьезными. Вскоре после этой неудачи руководство компании Villiers было вынуждено закрыть свои цеха: в результате полного отсутствия государственных заказов у компании возникли финансовые трудности. Однако цеха недолго простаивали без дела. В сентябре 1931 года их купил Анри Потез, и на берегу озера Этан-де-Берр началось производство небольших летающих лодок Potez 452.

25 мая 1934 года министр военно-морского флота сообщил командованию авиации ВМС Франции, что ни один гидросамолет, созданный в рамках программы 1929 года, не будет запущен в серийное производство. Речь шла, разумеется, о самолетах, переданных в Сен-Рафаэль комиссии по прикладным исследованиям в авиации (Commission d’Etudes Pratiques d’Aviation – CEPA; испытательный центр морской авиации). Что касается Villiers 26, который по известным причинам не мог покинуть воды озера Этан-де-Берр, то он был отправлен на слом.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Villiers 26

Назначение: гидросамолет наблюдения

Статус: опытный

Экипаж: 3 чел.

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Gnôme-Rhône 9 Ab Jupiter VI, развивавший мощность 420 л.с. и вращавший двухлопастный дере­вян­ный винт Chauvière

Размеры:

размах крыла 21,92 м
длина 12,705 м
высота 4,77 м
площадь крыла 68 м²

Масса:

пустого 2105 кг
взлетная 2800 кг

Летные характеристики (расчетные):

максимальная скорость
• у земли 175 км/ч
• на высоте 2000 метров 195 км/ч
посадочная скорость 55 км/ч
практический потолок 6000 метров
продолжительность полета на скорости 140 км/ч 9 часов

Вооружение: два 7,7-мм пулемета Lewis и две 50-кг бомбы

Оборудование: оборудование для ночных полетов и сигнальные ракеты


источник: Pierre Ropolo «Le Villiers 26 il flottait bien… mais ne voulait pas décoller !» // Le Fana de l’Aviation 1972-07 (035), стр.18-20

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account