1

10 мая 1940 года – в день начала немецкого наступления в Западной Европе – военно-воздушные силы нацистской Германии своей неожиданной операцией удивили всех в Мире: как своих союзников, так и, главным образом, своих противников. Впервые в истории была осуществлена крупная воздушно-десантная операция с применением грузовых планеров, ведомых к цели самолетами-буксировщиками. Операция, направленная на завоевание бельгийской крепости Эбен-Эмаэль (Eben-Emael), прошла очень быстро и была безоговорочно успешной. Вскоре союзники (и не только они) начали на удивление спокойно и быстро организовывать свои собственные планерные воздушно-десантные подразделения и строить необходимые для этого машины. Операция по захвату крепости Эбен-Эмаэль привлекла внимание японских армии и флота, которые разрабатывали планы оккупации крупных районов азиатского и тихоокеанского регионов и у которых для транспортировки сил вторжения (войск, техники, оборудования и припасов) были в наличии только корабли Императорского флота – медленные, долгоидущие и, следовательно, слишком уязвимые.

Уже летом 1940 года и армейский, и военно-морской штабы выпустили спецификации для проектирования и строительства подходящих грузовых планеров. Создание этих планеров имело особую важность, так как вместимость оборудованных моторами транспортных самолетов была ограничена их количеством. Машин было очень мало. Крупнейшим из них был Showa/Nakajima L2D (изготавливавшийся по лицензии американский Douglas DC-3), однако большинство транспортных машин были менее вместительными. Реквизиции самолетов гражданских авиакомпаний также не смогли бы исправить положение.

Если Императорская армия, в конце концов, приобрела более шестиста удачных планеров Kokusai Ku-8-II и выбрала несколько прототипов, то Императорский флот сделал ставку на заказанный 1-му авиатехническому арсеналу флота (Dai-Ichi Kaigun Kōkū Gijutsu-shō (第一海軍航空技術廠); сокр. «Kōkū Gijutsu-shō» (空技廠)) транспортный планер MXY5. Данный довольно передовой планер, разработанный конструктором Хируюки Ямамото (Haruyuki Yamamoto), был предназначен для перевозки пилота и одиннадцати полностью экипированных морских пехотинцев. Альтернативными нагрузками для планера могли стать разобранная гаубица или минометы. Общий вес полезной нагрузки мог достигать 800 кг.

Конструкция планера MXY5 была смешанной: основу фюзеляжа составлял прямоугольный каркас, изготовленный из сварных стальных труб и дополненный фанерными реечными стрингерами (laťkovými podélníky) и вспомогательными шпангоутами. Обшивка фюзеляжа представляла собой своего рода сэндвич из тонкой фанеры, покрытой с обеих сторон полотном. Хвостовое оперение было цельнодеревянным с полотняным покрытием отклоняющихся поверхностей. Входная дверь в грузовую кабину размещалась на левой стороне фюзеляжа под задней кромкой крыла; люк для крупногабаритных грузов размещался на его правой стороне ближе к хвосту. Сиденья перевозимых пехотинцев были расположены в два ряда – шесть справа и пять слева; они были расположены так, что пассажиры сидели друг напротив другу.

Кабина пилота была отлично оборудована и хорошо остеклена; фонарь кабины имел сдвижную часть. Обзор вниз обеспечивался окнами, расположенными в нижней плоскости носовой части планера. В дополнение к основному оборудованию приборной панели пилот имел доступ к телефонной связи с самолетом-буксировщиком [1] при помощи кабеля, добавленного к буксировочному тросу.

Опытный десантный планер Kugisho-Yokosuka MXY5. Япония

 
схемы Kugisho-Yokosuka MXY5

Крыло MXY5 было свободнонесущим и имело смешанную конструкцию: лонжерон изготавливался из листового дюралюминия, тогда как нервюры были деревянными, стрингеры и обшивка – фанерными. Навесные закрылки с механическим управлением и элероны Фрайза имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку.

Ближе к законцовкам крыла были установлены трубчатые «шпоры» U-образной формы, а у середины размаха крыла размещались выдвижные аэродинамические тормоза типа DFS.

Определенный интерес представляло шасси MXY5, состоявшее из обычных подрессоренных основных стоек и хвостового колеса, размещенных, соответственно, по сторонам фюзеляжа и в задней его части, и дополненных центральной лыжей, расположенной под передней частью фюзеляжа. Основные стойки были устроены таким образом, что во время испытательного полета и обучения посадке на лыжу они отклонялись на 90° вдоль фюзеляжа в направлении полета. Поскольку построенные, наконец, планеры MXY5 выполняли только функции обучения, то колесное шасси постоянно снималось и в эксплуатации от него избавлялись.

Опытный десантный планер Kugisho-Yokosuka MXY5. Япония
учебные планеры MXY5 несли темно-зеленую окраску на верхних и боковых поверхностях, тогда как нижние поверхности окрашивались в желто-оранжевый цвет. Опознавательные знаки не имели белой окантовки; авиабаза Кагамигахара, 1943 год

После подготовки авиатехническим арсеналом документации, командованием Императорского флота производство планера было передано цехам компании Nihon Hikoki KK (Nippi), Тамиока (Tamioca) [2]. Помимо первого прототипа Nippi изготовила еще восемь опытных образцов. Первый из них был завершен в декабре 1941 года и в феврале следующего года был переведен в 1-й авиатехнический арсенал для проведения испытаний на авиабазе Кагамигахара. Затем до начала 1943 года производство продолжалось умеренными темпами. Планеры в качестве учебных летали на авиабазах Кагамигахара, Кисаразу и в Исиоке.

Опытный десантный планер Kugisho-Yokosuka MXY5. Япония
два снимка близкого к завершению планера в цехах компании Nippi 

К этому времени было принято окончательное решение командования парашютно-десантных операций Императорского флота не изготавливать предназначенные для десантирования самолеты и планеры, предоставив право проведения таких операций армейским ВВС. Однако данное решение не удовлетворяло потребности Императорского флота, и в 1944 году интерес к грузовым планерам был восстановлен. Однако, поскольку MXY5 рассматривался как легкий планер, то требовалось разработать целый арсенал вместительных машин.

Опытный десантный планер Kugisho-Yokosuka MXY5. Япония
недостроенный корпус MXY5 на вспомогательной установке с перегрузочной тележкой

Летом 1945 года был создан планер MXY5a, отличавшийся от предшественника незначительно увеличенными размерами и грузоподъемностью 1100 кг. К концу войны были построены три прототипа, которые были полностью оборудованы и оснащены легким бронированием кабины пилота. Их конструкция была упрощена: так крыло было цельнодеревянным. Однако десантные планеры MXY5 и MXY5a использовались для подготовки пилотов и в боевых действиях участия не принимали.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ [3]

Тип: MXY5

Назначение: десантный планер

Компания-производитель:

  • проектирование — 1-й авиатехнический арсенал
  • производство: Nihon Hikoki KK, Тамиока (Tamioka), Йокогама

Размеры:

размах крыла 18,00 м
длина 12,50 м
высота 3,78 м
площадь крыла 44,00 м²

Вес:

пустого 1600 кг 
взлетный 2700 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость буксировки 260 км/ч
скорость планирования 130 км/ч
угол скольжения 1:10

Производство: 

  • MXY5 — 9 экземпляров
  • MXY5a — 3 экземпляра

  1. это должны были быть переделанные в транспортные самолеты ранние версии бомбардировщиков Mitsubishi G4M1 Betty
  2. первым самолетом компании была изготовленная по лицензии «небесная блоха» (Pou du Ciel) французского изобретателя Анри Минье (Henri Mignet); в Японии машина получила обозначение NFI-1 Hibaru 
  3. данные относятся к MXY5

источник: Miroslav Balous «Kugisho-Yokosuka MXY5» L+K 08-2012

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account