Опытный дальний противолодочный патрульный бомбардировщик-гидросамолет Blackburn G.P.. Великобритания

2

 

Неудача с двухфюзеляжным гидросамолетом-перехватчиком дирижаблей T.B. побудила компанию Blackburn приступить к строительству двухмоторного самолета более традиционного типа. Это был трехместный дальний противолодочный патрульный бомбардировщик, более известный как гидросамолет G.P. (General Purpose – общего назначения).

Самолет имел крылья с модифицированным аэродинамическим профилем RAF 3, длинный тонкий фюзеляж с необычно малой площадью поперечного сечения, размещенные в гондолах и установленные на нижнем крыле рядные двигатели водяного охлаждения и большое двухкилевое бипланное хвостовое оперение. Схема бипланной коробки (верхнее крыло имело существенно бóльший размах, чем нижнее, и его щаконцовки были усилены расчалками) и установленные независимо друг от друга поплавки с широкой колеей напоминали предшественника; однако в отличие от T.B. поплавки были оснащены пружинными амортизаторами и разделены внутри на двенадцать водонепроницаемых отсеков. Для удобства хранения консоли двухлонжеронных крыльев, расположенные за гондолами двигателей, были выполнены складывающимися назад. После складывания общий размах крыльев уменьшался до 27 футов 10 дюймов (8,48 м).

Опытный дальний противолодочный патрульный бомбардировщик-гидросамолет Blackburn G.P.. Великобритания

Схема первого гидросамолета Blackburn G.P.

Компанией Blackburn были построены два прототипа этого самолета, несколько отличавшиеся друг от друга. Первый из них, построенный в июле 1916 года и получивший серийный военно-морской номер 1415, был оснащен двумя 150-сильными двигателями Sunbeam Nubian, вращавшими четырехлопастные винты и охлаждавшимися вертикальными радиаторами, крепив­ши­мися к стойкам в задних частях каждой из мотогондол.

Три члена экипажа были размещены в открытых кабинах. Бомбардир/стрелок в носу самолета, пилот – перед центропланом, а задний стрелок располагался позади крыльев. Бомбовый прицел устанавливался снаружи на правой стороне передней кабины. Вооружение помимо двух пулеметов Lewis, размещавшихся в кольцевых установках Скарффа, состояло из четырех 230-фунтовых (104 кг) бомб на подкрыльевых держателях. В связи с отсутствием соединительных стоек между поплавками альтернативным вариантом вооружения была торпеда, размещавшаяся под фюзеляжем. Хотя нет никаких доказательств, что гидросамолет G.P. когда-либо летал с торпедой, это был первый британский самолет, обладавший такой возможностью. Также G.P. был одним из первых самолетов Великобритании, имевших радиоаппаратуру в составе постоянного комплекта оборудования.

По завершении постройки гидроплан G.P. был отправлен для испытаний в расположенную на острове Грейн испытательную станцию RNAS. Тесты включали в себя постановку на мертвый якорь в бурном море в течение нескольких дней, что в те годы расценивалось как

«разрушающие испытания».

Опытный дальний противолодочный патрульный бомбардировщик-гидросамолет Blackburn G.P.. Великобритания

Первый гидросамолет Blackburn G.P. (серийный военно-морской номер 1415) в испытательной станции RNAS; остров Грейн, 1916 год

Между тем для компании Blackburn в Бро (Brough) на реке Хамбер (River Humber) был выбран участок для нового аэродрома и для базы гидросамолетов и к концу 1916 года – моменту завершения изготовления второго гидросамолета G.P. – были построены первые эксперимен­таль­ные ангар и слип. Второй гидросамолет, получивший серийный военно-морской номер 1416 и иногда называвшийся S.P. (Special Purpose – специальное назначение), представлял собой улучшенный вариант G.P.. Эта машина оснащалась двумя 190-сильными двигателями Rolls-Royce (позднее получили обозначение Falcon), вращавшими четырехлопастные воздушные винты в противоположных направлениях. Охлаждение новая силовая установка имела такое же, как и у моторов Sunbeam. Однако в отличие от двигателей первого самолета моторы Rolls-Royce имели выпускные коллекторы на внешних стенках блоков цилиндров, что делало их удобными для проводки выхлопных труб по бортам, а не по верхушкам моторных гондол. Маслобаки были подвешены между внутренними стойками гондол перед блоками радиаторов.

Опытный дальний противолодочный патрульный бомбардировщик-гидросамолет Blackburn G.P.. Великобритания

Запуск гидросамолета G.P. (серийный военно-морской номер 1416); остров Грейн, 1916 год (с любезного разрешения Р. У. Кенуорти [R. W. Kenworthy])

Опытный дальний противолодочный патрульный бомбардировщик-гидросамолет Blackburn G.P.. Великобритания

Второй гидросамолет G.P. (серийный военно-морской номер 1416) в Бро в 1916; на снимке показаны гондолы двигателей и все четыре элерона крыльев

Конструктивно новая машина была прочнее, чем 1415, за счет более широкого использования металлических соединителей больших габаритов. В то время как первый самолет имел элероны только на верхнем крыле, 1416 был оснащен четырьмя элеронами: два из них, имевшие больший размах, были установлены на верхнем крыле, еще два, имевшие меньший размах, – на нижнем. Элероны крыльев были соединены между собой обтекаемыми стальными трубчатыми стойками. Также для зажних кромок крыльев и рулевых поверхностей была использована проволока, впервые примененная на Blackburn Triplane; таким образом, если у 1415 задние кромки были прямыми, то у 1416 образовывали характерный волнистый узор. Фактически это было шагом назад, поскольку на гидросамолетах проволочные задние кромки были постоянным источником неприятностей – проволока ржавела и перетирала полотно обшивки.

Опытный дальний противолодочный патрульный бомбардировщик-гидросамолет Blackburn G.P.. Великобритания

Второй гидросамолет G.P. готов к вылету; на снимке показана волнистая задняя кромка всех летных поверхностей

В ноябре 1958 года во время лекции в расположенном в Бро отделении Королевского авиационного общества Г. Э. Петти (G. E. Petty) вспоминал кошмар проведения в середине зимы заводских испытаний гидроплана G.P. с дрейфовавшими по Хэмблу льдинами. Запуск был простым и первый полет прошел успешно, но сильный прилив сделал трудной посадку. Оправившаяся вброд команда во главе с шурином Роберта Блекберна Р. Р. Родсом (R. R. Rhodes) сильно обморозилась. Продрогшим людям пришлось нести доски и согреваться перед ангаром у разведенного костра. Впоследствии гидросамолет на авиационной станции Грейт Ярмут (Great Yarmouth Air Station) проходил эксплуатационные испытания, но контракт на серийное производство получен не был. Тем не менее, сухопутная версия самолета под обозначением Blackburn Kangaroo была построена в небольших количествах.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Blackburn G.P.

Назначение: дальний противолодочный патрульный бомбардировщик-гидросамолет

Компания-производитель: The Blackburn Aeroplane and Motor Co Ltd, Olympia Works, Лидс, Бро

Экипаж: 3 человека

Силовая установка:

два 150-сильных двигателя Sunbeam Nubian
два 190-сильных двигателя Rolls-Royce

Размеры:

размах крыла:

  • верхнего 74 фт 10,25 дйм (22,82 м)
  • нижнего 52 фт 10,5 дйм (16,12 м)

длина 46 фт 0 дйм (14,02 м)
высота 16 фт 10 дйм (5,13 м)
площадь крыльев 880 фт² (81,75 м²)

Вес:

 

Sunbeam

Rolls-Royce

пустого

н/д

5840 фнт (2649 кг)

общий полетный

8100 фнт (3674 кг)

8600 фнт (3901 кг)

Летные характеристики [1]:

максимальная скорость на уровне моря 97 миль/ч (156 км/ч)
время набора высоты 5000 футов (1524 м) 10 мин
потолок 11 000 фт (3353 м)
продолжительность полета 8 ч

Количество изготовленных: 2 экземпляра


  • [1] с двигателями Rolls-Royce

источник: A. J. Jackson «Blackburn Aircraft since 1909», c. 106-109

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account