Опытный дальний бомбардировщик De Havilland D.H.3. Великобритания
Бомбардировщик de Havilland D.H.3 был третьим проектом, созданным капитаном Джеффри де Хэвиллендом для Aircraft Manufacturing Co. Ltd. Самолет, появившийся в 1916 году, был большим двухстоечным бипланом, предназначенным для бомбежки немецких индустриальных центров. Новый самолет де Хэвилленда всячески контрастировал с его предыдущими оснащенными толкающим винтом небольшими истребителями, но имел много общего с F.E.4 производства Royal Aircraft Factory, на ранней стадии проектирования которого он принял участие. D.H.3 был оснащен двумя 120-сильными двигателями с водяным охлаждением Beardmore, которые были установлены в гондолах между крыльями непосредственно над главными стойками шасси. Крылья большого размаха легко складывались, что позволяло экономить пространство ангара.
схемы бомбардировщика de Havilland D.H.3
Длинный тонкий фюзеляж, расчаленный фермой Уоррена*, был изготовлен из ели и в передней своей части был покрыт фанерой. К расположенному почти у самой земли фюзеляжу самолета крепилось ширококолейное шасси, стойки которого имели малые размеры. В носовой части фюзеляжа была установлена пара амортизирующих колес, предохранявших самолет от капотирования. Четырехлопастные девятифутовые (2,74 м) толкающие винты короткими телескопическими валами были отведены подальше от задней кромки крыльев.
прототип D.H.3 с 120-сильными двигателями Beardmore
D.H.3 был первым самолетом Джеффри де Хэвилленда, получившим изящный изогнутый руль направления, ставший характерным для почти всех его будущих проектов. Как и следовало ожидать для обеспечения такому большому самолету хороших характеристик управляемости была необходима роговая компенсация рулей высоты и, особенно, руля направления. Экипаж из трех человек состоял из пилота, размещенного в открытой кабине непосредственно перед крылом, переднего и заднего стрелков в индивидуальных кабинах: один в носовой части перед кабиной пилота, а другой сразу позади крыльев. Кабины стрелков были оснащены шкворневыми установками с одиночными пулеметами Lewis.
прототип D.H.3 с 120-сильными двигателями Beardmore
Для своего времени D.H.3 имел очень высокие характеристики и когда он участвовал в дальних полетах, то мог нести военную нагрузку в 680 фунтов (308,45 кг) и топливо на восемь часов полета.
крылья D.H.3 были разработаны так, чтобы складываться вне центроплана и экономить свободное пространство ангара
Был построен только прототип, который не получил регистрационного номера. Вторая версия этого самолета, несшая регистрационный номер Королевского Летного Корпуса 7744, была оснащена двумя 160-сильными двигателями Beardmore. Изменений было столько, что они привели к замене обозначения на D.H.3A. Изменения включали в себя вырезы в задней кромке, избавлялвшие от необходимости применения телескопических валов, облегчение работы органами управления и увеличение площади роговой компенсации руля направления.
D.H.3A., серийный номер 7744, показан с вырезом в задней кромке крыльев (Имперский военный музей, фото Q.67535)
Военным министерством был размещен заказ на 50 D.H.3A, но когда первый из них, A5088, все еще находился в стадии строительства, оно близоруко расторгло контракт, будучи убежденным, что стратегические бомбардировки Германии излишни, а двухмоторный бомбардировщик бесполезен. Оба прототипа былии облетаны летчиками эскадрильи оценки из Апавона, но затем были отправлены на свалку за хэндонскими ангарами. Утверждалось, что 7 июля прототипы D.H.3 были сожжены на фабричной свалке металлолома, когда Лондон бомбили их немецкие оппонены — Gotha. Эта и более поздние бомбардировки сподвигли на быстрое изменение официального отношения и, в конечном итоге, привели к серийному производству D.H.10.
вариант окраски D.H.3
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Компания-производитель: de Havilland Aircraft Co. Ltd., Хэндон, Лондон, N.W.9.
Силовая установка:
D.H.3 два 120-сильных двигателя Beardmore
D.H.3A два 160-сильных двигателя Beardmore
Размеры:
размах крыла
верхнего 60 фт 10 дйм (18,54 м)
длина 36 фт 10 дйм (11,23 м)
высота 14 фт 6 дйм (4,42 м)
площадь крыла
D.H.3 793 фт² (73,67 м²)
D.H.3a 770 фт² (71,54 м²)
Вес:
сухой (без съёмного оборудования и горючего)
D.H.3 3980 фнт (1805 кг)
максимальный
D.H.3 5810 фнт (2635 кг)
D.H.3A 5776 фнт (2620 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость 95 миль/ч (153 км/ч)
начальная скороподъемность 550 фт/мин (168 м/мин)
продолжительность полета 8 часов
дальность 700 миль (1126 км)
Производство:
прототипы: D.H.3 — без обозначений, D.H.3A — серийный номер 7744
остальные: 7745 и A5088 незакончены, заказ на A5089-A5137 аннулирован
* — ферма с параллельными поясами и треугольной решеткой
источники:
A J Jackson "De Havilland Aircraft since 1909"
www.airwar.ru/enc/bww1/dh3.html