Опытный бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-IX. Нидерланды
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Гонка за призраком скорости. Один мотор — хорошо, а два — лучше».
Нидерландская компания N. V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker (Fokker) заслуженно заняла свое место в истории мировой военной и гражданской авиации. Следует отметить, что это существенное положение было приобретено технически простыми средствами — единственно доработкой до совершенства концепция проектирования, разработанной и реализованной главным конструктором компании Fokker Рейнольдом Платцем (Reinhold Platz) еще в годы Первой Мировой войны — свободнонесущее крыло, в основном цельнодеревянной конструкции и фюзеляж с каркасом, сваренным из стальных труб. Применение этой концепции в компании продолжалось вплоть до Второй мировой войны.
Эта концепция упорно сохранялась компанией даже в те дни, когда преимущества цельнометаллических самолетов с работающей обшивкой монококового фюзеляжа уже были бесспорными. Данное упорство лишила компанию такой важной и казалось бы неприступной позиции в области транспортной авиации.
компоновка Fokker T.IX
Чтобы не повторить свою ошибку в военной авиации, компания Fokker постепенно отступила от своих принципов, и последние довоенные истребители D-XXI и G-1 использовали некоторые структурные элементы металлической конструкции. В 1938 году было решено построить новый двухмоторный тяжелый бомбардировщик Т-IX цельнометаллической конструкции.
схемы Fokker T.IX
Разработка этой машины была вдохновлена потребностями колониальных голландских военно-воздушных сил в голландской Ост-Индии (ныне Индонезии). ВВС голландской Ост-Индии желали заменить к тому времени уже устаревший американский двухмоторный бомбардировщик Martin 139. Компания Fokker попыталась воспользоваться необходимостью замены Martin-а и начала постройку T-IX с самым большим усердием, чтобы колониальные ВВС не успели, по своему обыкновению, не успели связаться с американскими поставщиками. В начале 1939 года самолет был в достаточно продвинутой стадии сборки и был показан правительственным чиновникам. В сентябре был запланирован первый полет.
сборка Fokker T.IX
Фактически это произошло 11 сентября 1939 года, в то время как в Европе уже 11 дней бушевала война, спровоцированная гитлеровской Германией. Голландия была еще нейтральной. Заводской летчик-испытатель Т.Х. Леегстра (T. H. Leegstra) был вполне удовлетворен первым пятнадцатиминутным полетом и спокойно приземлился в аэропорту Схипхол (Schiphol). В связи с особым положением в стране в то время полеты военных самолетов были ограничены. В связи с опасением, что голландская зенитная артиллерия могла сбить неизвестный ей прототип, новые полеты выполнялись с небольших аэродромов, расположенных недалеко от завода Fokker.
Fokker T.IX
Полеты проходили без проблем вплоть до 8 марта 1940 года, когда при заходе на посадку машина приземлилась "на брюхо" из-за неполного выпуска стоек шасси немецкого происхождения. Повреждения машины были незначительными, но были уничтожены шасси и винт VDM (также немецкий). Восстановление машины не было простым, но в апреле самолет продолжил полеты. К несчастью однажды из-за отказа тормозов самолет был серьезно поврежден о двери ангара, и должен был быть отправлен в цех. Больше T-IX до летного состояния не доводился. Нацистская Германия вторглась в Нидерланды 10 мая 1940 года, и вскоре после этого прототип был конфискован немцами.
Fokker T.IX
Однако они забрали только британские двигатели Hercules, оставив остальную часть на месте. После войны полуразобраный T-IX был отправлен в политехнический университет в Дельфте (Delft), а оттуда на военную базу Гилзе-Рийен (Gilze-Rijen). Там машина находилась до 1960 года, после чего была отправлена на слом. Конечно это позор, поскольку такой самолет был бы замечательным экспонатом любого музея авиации.
Fokker T.IX
Fokker T-IX был цельнометаллическим свободнонесущим среднепланом с экипажем от четырех до пяти человек; он оснащался двумя радиальными двигателями Bristol Hercules мощностью 1375 л.с.. Вооружение самолёта размещалось в фюзеляже — здесь могли быть установлены одна 20-мм пушка (ее установка в носовой турели была вдохновлена самолетом Martin 139) и до четырех оборонительных 7,7-мм пулемета (в расположенных в задней части фюзеляжа двух шкворневых установках могли размещаться по 1-2 пулемета), однако прототип летал без вооружения. Бомбовая нагрузка доходила до 2000 кг.
вариант окраски Fokker T.IX с опознавательными знаками образца 1939 года
На первом прототипе были нанесены опознавательные знаки, похожие на чехословацкие, за искючением того, что в центре был нанесен оранжевый диск. Самолёт первоначально имел номер 701, который позднее был заменен на 970. 23 сентября 1939 года в Нидерландах были введены новые опознавательные знаки — оранжевые треугольники, котовые также были нанесены и на T-IX.
ОСНОВНЫЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
ЛТХ: |
Модификация | Fokker T.IX |
Размах крыла, м | 24.70 |
Длина, м | 16.50 |
Высота, м | 5.10 |
Площадь крыла, м² | 88.30 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 6500 |
нормальная взлетная | 11200 |
Тип двигателя | 2 ПД Bristol Hercules II |
Мощность, л.с. | 2 × 1375 |
Максимальная скорость , км/ч | 440 |
Крейсерская скорость , км/ч | 398 |
Практическая дальность, км | 2720 |
Практический потолок, м | 8000 |
Экипаж | 5 |
Вооружение: | одна 20-мм пушка и четыре 7.7-мм пулемета до 2000 кг бомб или две торпеды |
источники:
- Václav Němeček "FOKKER T-IX", "Letectvi+Kosmonautika"
- http://airwar.ru/enc/sww2/fokt9.html