14
Опытный боевой вертолет Bell YAH-63. США

Опытный боевой вертолет Bell YAH-63. США

Содержание:

Предисловие журнала «Flugrevue»: В конкурсе армии США на новый боевой вертолет Bell YAH-63 сначала одержал победу над конкурентами из компаний Boeing-Vertol, Lockheed и Sikorsky, но затем в последующих сравнительных полётах уступил своему сопернику YAH-64 компании Hughes.

Боевой вертолет армии США

Летом 1972 года игра началась с новой силой: командование армии США вновь искало новый мощный боевой вертолет для замены Bell AH-1 Cobra, который с самого начала задумывался как временное решение. В то время военные прекратили программу создания боевого винтокрыла Lockheed AH-56 Cheyenne, который, вероятно, на тот момент был самым современным, но и самым дорогим ударным вертолетом в мире. Теперь в требованиях новой программы AAH (Advanced Attack Helicopter – перспективный ударный вертолет) один из основных упоров делался на обеспечении всепогодного применения. Кроме того, новая модель должна иметь крейсерскую скорость 270 км/ч и продолжительность полета 1 час 50 минут. В ответ на спецификацию армии США свои проекты представили пять авиастроительных компаний: Bell, Boeing-Vertol, Hughes, Lockheed и Sikorsky. Планировалась закупка 536 боевых вертолетов, первые из которых должны были поступить на вооружение в 1979 году.

на первом этапе Bell YAH-63 одержал верх над конкурентами из компаний Boeing-Vertol, Lockheed и Sikorsky, но в сравнительных полетах потерпел поражение от YAH-64 компании Hughes. Снимок и авторские права: FR Documentation

на первом этапе Bell YAH-63 одержал верх над конкурентами из компаний Boeing-Vertol, Lockheed и Sikorsky, но в сравнительных полетах потерпел поражение от YAH-64 компании Hughes. Снимок и авторские права: FR Documentation

В июне 1973 года командование армии США выбрало двух финалистов и заказало по два прототипа. Bell YAH-63 (Modell 409) и Hughes YAH-64 (Modell 77) должны были соревноваться друг с другом в сравнительных полетах. Стоимость контракта, который компания Bell заключила с командованием армии США, составила 44,7 миллиона долларов. Конструкторы компании выбрали для YAH-63 кабину с тандемным размещением членов экипажа и плоскими боковыми окнами, чтобы уменьшить отражение, что затрудняет обнаружение вражескими войсками. В отличие от конкурентов из компании Hughes в целях лучшего обзора земли во время полета на малых высотах пилот сидел в передней кабине, тогда как стрелок занимал заднее место. Другим отличие была ходовая часть: в компании Bell сделали выбор в пользу шасси с носовой стойкой, в то время как у YAH-64 шасси было с хвостовой опорой. Основа силовой установки была одинаковой и состояла из двух новых двигателей General Electric T700.

в отличие от других боевых вертолетов, пилот YAH-63 сидел в передней кабине. Снимок и авторские права: FR Documentation

в отличие от других боевых вертолетов, пилот YAH-63 сидел в передней кабине. Снимок и авторские права: FR Documentation

В числе требований спецификации армии США было сохранение в течение 30 минут работоспособности всех критически важных систем после попадания пули калибра 12,7 мм. В компании Bell решили обойтись без дополнительной брони и спроектировали стойку несущего винта и втулку несущего винта, а также автомат перекоса таким образом, чтобы пули частично отклонялись, что было проверено во время баллистических испытаний. Также инженеры компании Bell разместили важные резервные системы, такие как гидравлика, генераторы и двигатели, на максимально возможном расстоянии друг от друга. Редуктор несущего винта был плоским с боковым смещением шевронных шестерен; в то время данная компоновка называлась «Flat Pack» (плоский корпус).

несущий винт был соединен с плоским дополнительным редуктором, называвшимся в то время Flat Pack. Снимок и авторские права: FR Documentation

несущий винт был соединен с плоским дополнительным редуктором, называвшимся в то время Flat Pack. Снимок и авторские права: FR Documentation

Отличительной чертой опытного боевого вертолета YAH-63 был двухлопастный несущий винт с большой длиной хорды лопастей. Два лонжерона были разнесены довольно далеко друг от друга, чтобы удовлетворить требование выживания при попадании даже 23-мм снаряда. Стойка несущего винта могла опускаться для обеспечения перевозки на военно-транспортном самолете.

главной особенностью опытного боевого вертолета YAH-63 был двухлопастный несущий винт. Большая длина хорд лопастей должна была обеспечить большую снарядостойкость. Снимок и авторские права: FR Documentation

главной особенностью опытного боевого вертолета YAH-63 был двухлопастный несущий винт. Большая длина хорд лопастей должна была обеспечить большую снарядостойкость. Снимок и авторские права: FR Documentation

для перевозки военно-транспортной авиацией высота стойки несущего винта могли быть уменьшена. Снимок и авторские права: FR Documentation

для перевозки военно-транспортной авиацией высота стойки несущего винта могли быть уменьшена. Снимок и авторские права: FR Documentation

На оконечности хвостовой балки были размещены двухлопастный хвостовой винт и хвостовое оперение, состоявшее из двух килей, расположенных выше и ниже хвостовой балки, и стабилизатора, установленного на верхней части верхнего киля. Вооружение состояло из трехствольной 30-мм пушки XM-188 со скорострельностью 1200 выстрелов в минуту, размещенной под носовой частью фюзеляжа, управляемых ракет Tow (позже заменённых на Hellfire) и блоков неуправляемых ракетных снарядов калибром 70 мм, размещавшихся под крылом на четырех узлах подвески. Консоли крыла, имевшие малые размах и длину хорды, были присоединены к бортам фюзеляжа. В экстренной ситуации контейнер с боеприпасами пушки мог быть сброшен. Прицел, включая датчик бортовой ИК-системы переднего обзора, предназначенной для действий в ночных условиях, размещался в носовой части фюзеляжа под кабиной пилота.

оперение защищало хвостовой винт от случайного контакта с земной поверхностью. Снимок и авторские права: FR Documentation

оперение защищало хвостовой винт от случайного контакта с земной поверхностью. Снимок и авторские права: FR Documentation

Высокая живучесть имеет первостепенное значение

1 октября 1975 года – через день после первого полёта YAH-64 и в установленный армией США крайний срок – в Арлингтоне, штат Техас, под управлением Юджина Колвина (Eugene Colvin) и Рональда Эрхарта (Ronald Erhart) в воздух поднялся первый прототип YAH-63 (сер. номер 73-22246). Первый полет длился всего несколько минут, поскольку, вероятно, возникли боковые колебания из-за неправильно сбалансированного несущего винта. Первому полету предшествовало обширное тестирование планера, предназначенного для наземных испытаний. Из полных 50 часов система привода без серьезных проблем проработала 5 часов на режиме превышения номинального числа оборотов на 110 процентов. В компании Bell были настроены оптимистично. Руководитель программы Клиффорд Калиста (Clifford Kalista) заявил:

«YAH-63 – это вертолет с самой большой живучестью в мире. Мы максимально использовали наш опыт создания боевых вертолетов. Bell – единственная в Свободном мире [1] компания, которая серийно выпускает боевые вертолеты.»

К 10 октября 1975 года после почти шести часов налёта первый прототип выполнил цели первого этапа испытаний. Машина с полетной массой 6070 кг на высоте 600 метров достигла максимальной скорости 213 км/ч. Также были выполнены авторотации несущего винта. Через два месяца к испытаниям был готов второй прототип YAH-63 (сер. номер 73-22247). Однако программа испытаний столкнулась с неудачей, когда 4 июня 1976 года первый прототип был поврежден во время выполнения аварийной посадки. Во время зависания на высоте 6 метров от вертолета отвалилась какая-то деталь (*Teil); вертолет повернул вправо и коснулся земли, при этом несущий винт перерезал хвостовую балку. Однако в компании Bell смогли отремонтировать первый прототип YAH-63 (ремонт обошелся в шесть миллионов долларов) и отправить его на авиабазу Эдвардс для сравнительных полетов, которые с июня по сентябрь 1976 года проводились под руководством центра технического обеспечения полётов армейской авиации (Army Engineering Flight Activity – AEFA).

с вызванным аварией небольшим опозданием первый прототип YAH-63 принял участие в сравнительных полетах с YAH-64. Снимок и авторские права: FR Documentation

с вызванным аварией небольшим опозданием первый прототип YAH-63 принял участие в сравнительных полетах с YAH-64. Снимок и авторские права: FR Documentation

10 декабря 1976 года командование армии США сделало окончательный выбор в пользу машины компании Hughes. Среди прочих причин, приведших к победе YAH-64, были четырехлопастный несущий винт, обещавший снижение шума и большую прочность, и шасси с хвостовой стойкой, делавшее вертолет более устойчивым. YAH-64, получивший позднее наименование Apache и изготовленный в 1191 экземпляре, стал одним из самых успешных боевых вертолетов в мире.

После принятия решения командования армии США летные испытания прототипов YAH-63 были прекращены. Второй экземпляр сейчас находится в коллекции Музея армейской авиации США в Форт-Ракере, штат Алабама, а первый прототип в 1981 году был уничтожен в Лэнгли во время проводившихся НАСА испытаний на удар при столкновении.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Bell YAH-63

Назначение: боевой вертолет

Статус: прототип

Компания-производитель: Bell Helicopter Company, Форт-Уэрт, США

Экипаж: 2 человека (пилот, стрелок)

Силовая установка: два ГТД General Electric YT700-GE-700 мощностью по 1119 кВт каждый

Размеры:

общая длина 21,24 м
высота 3,72 м
диаметр несущего винта 15,7 м
площадь несущего винта 193,5 м²

Масса:

пустого 6795 кг
максимальная взлетная 8722 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 1220 метров 322 км/ч
дальность полета 483 км

Вооружение:

стрелковое – 30-мм пушка ХМ-118
ракетное:
• до 16 ПТУРС Hellfire
• до 76 НУРС калибром 70 мм

Количество изготовленных: 2 экземпляра

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опытный ударный вертолет Bell Model 409 YAH-63. США


[1] Свободной мир – термин времен холодной войны, означающий страны с некоммунистическими правительствами

источник: https://www.flugrevue.de/klassiker/zweiter-sieger-bell-yah-63/

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account