Опытные советские самолеты глазами запада. Дальний бомбардировщик Tupolev Tu-26 Backfire (Ту-22М)
Перед тем как выложить данную статью на сайт я хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге vasia23 за цветной профиль.
Тип летательного аппарата: Tupolev Tu-26 (Ту-22М)
Классификация НАТО: Backfire
Некоторые подробности о новом советском самолете с изменяемой геометрией крыла, получившем в НАТО кодовое обозначение Backfire, были опубликованы в 1972-73 годах издательством Jane’s в справочнике «Все самолеты мира» (Jane’s All the World’s Aircraft). Факт существования этого довольно загадочного самолета был признан Америкой в конце 1969 года, и утверждается, что в июле 1970 года его прототипы были обнаружены американскими разведывательными спутниками на заводе ОКБ Туполева в Центральной Азии. Благодаря переговорам об ограничении стратегических вооружений разведывательные спутники представляют собой заслуживающий доверия способ сбора информации; в настоящее время разведывательные спутники способны различать детали размерами 1 фут (0,305 м) с высоты 100 миль (161 км). Кроме того, Backfire был обнаружен все теми же разведывательными спутниками в полете; советская машина с одной дозаправкой в воздухе совершила полет продолжительностью 10 часов.
Скорее всего Backfire должен стать заменой 1,4-маховому Tupolev Tu-22 Blinder (Ту-22), который, как теперь полагают, не имеет дальности, необходимой для среднего бомбардировщика. Вполне вероятно, что Backfire примерно соответствует новому американскому бомбардировщику B-1A и способен на большой высоте выполнять крейсерский полет на скоростях М = 2-2,5 и преодолевать ПВО противника на малой высоте со сверхзвуковой скоростью.
По данным справочника издательства Jane’s, самолет может весить около 272000 фунтов (123380 кг). Хотя размеры самолета не были приведены, но исходя из масштабирования предварительной схемы общего вида и из сравнения с B-1A будет справедливым указать длину бомбардировщика Backfire в 120 футов (36,58 м) и размах крыла 100 футов (30,48 м). Эти величины хорошо коррелируются с масштабированной производной бомбардировщика Blinder, которая была показана в Москве на авиасалоне 1961 года. Силовая установка, по-видимому, состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей Кузнецова, которые аналогичны тем, которые установлены на русский сверхзвуковой пассажирский самолет Tu-144. Опять же эффективная форсажная тяга в 80000 фунтов (36288 кгс) соответствовала бы предполагаемым размерам и весу.
Наиболее примечательной особенностью конструкции дальнего бомбардировщика Backfire является очень малая по сравнению с фиксированной часть крыла, у которой изменяется стреловидность. Если приведенная в статье схема общего вида верна, то разница размахов крыла в вариантах с максимальным и минимальным углами стреловидности консолей очень мала и составляет около 10 процентов. Это находится в прямом противоречии с основными принципами изменяемой геометрии, согласно которым максимальная аэродинамическая эффективность достигается изменением угла стреловидности всей консоли крыла. В данном случае использование изменяемой геометрии для такой небольшой части крыла представляется едва ли целесообразным, особенно с учетом того факта, что самолет, по-видимому, является новой конструкцией, а не банальной модификацией бомбардировщика Blinder.
Вследствие малого изменения размаха крыла снижение индуктивного сопротивления будет очень малым и, соответственно, даст обеспечит небольшое увеличение аэродинамической эффективности на крейсерском режиме полета. Опять же относительно большая площадь крыла и довольно умеренный максимальный угол стреловидности могут лишь частично удовлетворить потребности в эффективном полете на малых высотах, где важны высокая удельная нагрузка на крыло и низкой коэффициент зависимости подъёмной силы от угла атаки. Помимо этого, наличие огромной неподвижной части будет снижать и без того ограниченную эффективность консолей, оснащенным механизмом изменения стреловидности, даже в большей степени, чем это видно из схемы общего вида. Причиной этому является аэродинамическая интерференция от обладающих большим углом стреловидности фиксированных частей крыла. С точки зрения схемы управления преимущество перемещения вперед консолей крыла у этого самолета также не замечено.
На схеме показано, что излом задней кромки крыла обусловлен необходимостью обеспечения широкой колеи ходовой части. Сам самолет в общих чертах очень похож на Tu-22 Blinder, хотя из приведенных выше рассуждений кажется несколько большим. Поэтому может возникнуть соблазн классифицировать Backfire как экспериментальную адаптацию Tu-22 в соответствии с традиционным русским методом, который был хорошо представлен на знаменитом авиапараде в Домодедово в июле 1967 года (см «The New Russians. Авиационный праздник, посвященный 50-летию Великого Октября» https://alternathistory.ru/the-new-russians-aviatsionnyj-prazdnik-posvyashhennyj-50-letiyu-velikogo-oktyabrya/). Во время авиационного парада в Домодедово применяемый русскими метод «частично изменяемой геометрии» был продемонстрирован на экспериментальном самолете Fitter B (С-22И), который представляет собой адаптацию истребителя-бомбардировщика Sukhoi Su-7B Fitter (Су-7Б) с изменяемой стреловидностью частей консолей крыла.
Сообщается, что в испытательных полетах приняли участие двенадцать самолетов Backfire, по результатам которых вместе с некоторым увеличением размаха крыла были сделаны некоторые изменения конструкции с целью уменьшения сопротивления. В свою очередь Fitter B также наблюдается в количествах бóльших, чем число машин, необходимых для участия в испытаниях или демонстрационных полетах. Может так оказаться, что русские будут очень рады в качестве замены Tu-22 Blinder взять такой самолет как Fitter B.
Источник: «Defence. Backfire «unstart»?» «FLIGHT International», 26 October 1972, стр.590