Опытные советские самолеты глазами запада. Часть 4 Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Tupolev Blackjack (Ту-160)
Хотя нет уверенности, что данный самолет является разработкой ОКБ Туполева, однако этот гигантский бомбардировщик с крылом изменяемой геометрии настолько велик и выглядит настолько характерно, что трудно себе представить работу другого конструкторского бюро. Blackjack – такое обозначение было присвоено советскому самолету в НАТО – впервые он был замечен на снимках, сделанных разведывательным спутником. Прототип стоял рядом со сверхзвуковым пассажирским авиалайнером Tu-144, что позволяет сделать сравнительную оценку размеров.
первым опубликованным на западе снимком бомбардировщика Tupolev Blackjack была фотография, сделанная разведывательным спутником. На данном снимке прототип нового бомбардировщика расположен рядом с сверхзвуковым пассажирским самолетом Tu-144 (на заднем плане). Месторасположение самолетов – испытательный центр Ramenskoye (лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова)
Данные, приведенные в таблице в конце статьи, по большей части взяты у министерства обороны США. Предыдущие оценки размаха крыла при максимальном угле стреловидности составляла всего 95 футов (29 м) при максимальном весе 575000 фунтов (260800 кг), в то время как общая длина была пересмотрена в сторону уменьшения до 180 футов (55 м). Теперь мало кто сомневается, что конфигурация у бомбардировщика Blackjack такая же, как у состоящего на вооружении ВВС США B-1, хотя туполевская машина гораздо крупнее американской. Согласно расчетам Blackjack будет быстрее B-1, хотя, возможно, оборонительные электронные системы, качества скрытности («stealth») и возможность выполнять полет на большой скорости на малых высотах будут хуже, чем у американского самолета.
Конечно, Blackjack не имеет ничего общего с относительно миниатюрным Tu-22M и автором проекта может быть другое, нежели ОКБ Туполева конструкторское бюро (хотя трудно представить себе другой первоисточник). Гигантский самолет с сложенным – простирающимся почти от носа – крылом и двумя парами смонтированных под консолями крыла двигателей имеет много общего с авиалайнером Tu-144D, хотя крайне маловероятно, что это сходство больше, чем просто поверхностное.
Вместо того, чтобы летать на больших высотах с крейсерской скоростью M = 2,0, бомбардировщик почти все свое боевые вылеты будет выполнять на сверхмалых высотах и на дозвуковой скорости. Было высказано предположение, что отсек с вооружением размещен в пространстве между группами двигателей. С дозаправкой в воздухе или же без нее, этот самолет, вероятно, имеет возможность достичь любой точки на поверхности Земли с баз, расположенных на территории Советского Союза или зависимых от СССР государств. Данная способность характеризует Blackjack исключительно как стратегический бомбардировщик (в отличие от Tu-22M). Таким образом, представляется маловероятным применение самолетом противокорабельных ракет, но ожидается размещение в нескольких установках крылатых ракет AS-X-15 (стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 [РКБ-500]; натовское обозначение AS-15 Kent).
стратегические бомбардировщики Tupolev Blackjack в полете; рисунок официального художника министерства обороны США представляет самолеты летящими на большой высоте в крейсерском режиме с крылом на максимальной стреловидности, т.е. в сочетании , которое, возможно, встретится редко. Это, безусловно, самый тяжелый самолет из числа построенных
Гигантский новый авиазавод быстро возводится в Казани рядом с уже существующим заводом ОКБ Туполева и предназначенный для серийного производства бомбардировщиков Blackjack, которые, согласно прогнозам, вступят в строй в 1987 году. Предполагается, что они должны заменить M-4 Bison и Tu-95 Bear-A.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Tupolev Blackjack (Ту-160)
Назначение: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец
Компания-производитель: ОКБ им. А. Н. Туполева, СССР
|
Tupolev Blackjack |
Ту-160 |
Силовая установка: |
|
|
тип двигателя |
ТРДД |
ТРДД НК-32 |
тяга, фнт (кгс) |
4×48500 (4×22000) |
(4×25000) |
общая тяга, фнт (кгс) |
242500 (88000) |
(100000) |
Размеры: |
|
|
размах крыла |
|
|
при минимальной стреловидности, фт дйм (м) |
177 0 (55) |
(55,7) |
град. |
20 |
20 |
при максимальной стреловидности, фт дйм (м) |
135 0 (41,2) |
(35,6) |
град. |
57 |
65 |
длина, фт дйм (м) |
171 (52,1) |
(54,1) |
высота, фт дйм (м) |
47 6 (14,5); |
(13,1) |
площадь крыла, фт² (м²) |
4000 (370) |
(232) |
Вес: |
|
|
пустого, фнт (кг) |
275600 (125000) |
(110000) |
внутреннего запаса топлива, фнт (кг) |
368000 (167000) |
(148000) |
нормальный взлетный, фнт (кг) |
|
(267600) |
максимальный, фнт (кг) |
683400 (310000) |
(275000) |
Летные характеристики: |
|
|
максимальная скорость на большой высота без внешних подвесок, миль/ч (км/ч) |
1382 (2224, M = 2,1) |
(2200, M = 2,1) |
максимальная скорость на малой высота без внешних подвесок, миль/ч (км/ч) |
|
(1030, M = 0,85) |
крейсерская скорость, миль/ч (км/ч) |
|
(850; М = 0,69) |
максимальный боевой радиус с полной боевой нагрузкой, миль (км) |
4536 (7300) |
(7300) |
продолжительность полета, ч |
14 |
15 |
Вооружение [1]: |
|
|
бомбовое |
|
|
стандартная нагрузка, фнт (кг) |
36000 (16330) |
(22500) |
максимальная нагрузка, фнт (кг) |
|
(40000) |
ракетное |
|
|
тип ракет |
AS-X-15 (Х-55) [2] |
(Х-55/Х-15) |
количество |
неизв. |
12/24 |
вариант размещения |
внешний |
внутренний |
История: впервые обнаружен западом 25 ноября 1981 года; введение в эксплуатацию в 1987 году
Страны-эксплуатанты: СССР
- [1] состав вооружения неизвестен и дана предварительная оценка
- [2] + крылатые ракеты из состава вооружения Tu-95 Bear
источники:
- Bill Gunston «An Illustrated Guide to Future Fighters and Combat Aircraft 1984»
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-160
- http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu160.html