Опытные поплавковые гидросамолеты-разведчики Besson MB-411. Франция
Объединение двух столь различных образцов техники как подводная лодка и самолет с самого начала рассматривалось с военной точки зрения. Еще в конце Первой Мировой войны командование немецкого флота, которое рассматривало подводную войну как наиболее эффективное оружие против торгового флота союзников, попыталось реализовать данную идею. Небольшой складывающийся самолет должен был помочь подводной лодке увеличить зону наблюдения и искать цели на больших расстояниях. Несколько немецких авиастроительных компаний занимались созданием самолетов, предназначенных для действий с подводных лодок, не только во время войны, но и после нее. Немецкими идеями заинтересовались многие страны, и самолеты, которые должны были действовать с подводных лодок, создавались в США, Италии, Великобритании, Франции, Советском Союзе и Японии, причем в последней концепция самолетов подводного базирования достигла своего максимального развития.
В 1925 году французская компания Marcel Besson et Compagnie (Besson), Булонь-сюр-Сен (Boulogne-sur-Seine), создала небольшой двухпоплавковый гидросамолет, предназначенный для действий с подводных лодок. Одноместная машина, получившая обозначение MB-35 Passepartout, оснащалась 120-сильным (88 кВт) радиальным двигателем Salmson. Французские военно-морские силы испытали эту машину и на некоторое время отказались от идеи самолетов подводного базирования.
Однако в 1932 году, когда рассматривался вопрос оснащения крупной подводной лодки «Сюркуф» ангаром и самолетом, командование авиации французских ВМС вновь обратились к компании Марселя Бессона. Ангар подводной лодки был герметичным и имел цилиндрическую форму с диаметром 2 метра и длиной 7 метров. Его размеры примерно соответствовали размерам гидросамолета MB-35 в сложенном состоянии.
При создании прототипа MB-410-01, заказ на который был сделан в августе 1932 года, в компании Besson использовали концепцию, аналогичную концепции гидросамолета MB-35. Одним из основных различий была ходовая часть: вместо двух размещенных бок о бок поплавков машина получила один центральный и два стабилизирующих, размещенных под крылом у его законцовок. В компании Besson пообещали облегчить механикам работы по сборке и разборке самолета.
Прототип MB-410-01 был одноместным; он имел цельнодеревянный фюзеляж с плоскими стенками и цельнодеревянное прямое крыло с одинаковой по всему размаху длиной хорды. Особый интерес представляло хвостовое оперение, в котором с целью экономии пространства в сложенном состоянии большая часть вертикального оперения находилась ниже фюзеляжа. В качестве силовой установки был выбран девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Salmson 9NC, развивавший мощность 130 л.с. (96 кВт) и вращавший двухлопастный винт.
В 1933 году во время испытаний в порту Сен-Рафаэля прототип был разбит, и командование авиации французских ВМС потребовало у компании Besson изготовить новый прототип, фактически новую машину. Однако к этому времени компания Besson обанкротилась, и контракт на производство прототипа был передан компании ANF-Les Mureaux, инженеры которой усовершенствовали пееданную м конструкцию. Оснащенный более мощным 175-сильным (128 кВт) двигателем Salmson 9ND самолет был изготовлен под обозначением MB-411.
Первый прототип совершил свой первый полет в Ле-Мюро (Les Mureaux) в июне 1935 года. За исключением более мощного двигателя, получившего узкий капот на манер кольца Тауненда, машина ничем не отличалась от MB-410-01. Однако процессы сборки и разборки самолета были улучшены: с момента вывода самолета из ангара до спуска его краном на воду проходило не более четырех минут. Центральный поплавок прижимался к фюзеляжу, консоли крыла плоскостями прикладывались к бортам фюзеляжа, горизонтальное оперение разделялось на две части и подкрыльевые поплавки занимали оставшееся пространство в ангаре. Через четыре минуты самолет снова был разобран и заведен внутрь ангара подводной лодки.
В августе 1935 года государственные испытания прототипа MB-411 были успешно завершены, и в конце 1935 года подводная лодка «Сюркуф» вышла в море с самолетом на борту. Во время учений на борту подлодки был обнаружен ряд недостатков гидросамолета, и MB-411 был отправлен на завод для доработки.
В мае 1936 года переоборудование было завершено. Поскольку самолет из одноместного стал двухместным, то ему пришлось в том же месяце вновь пройти государственные испытания при массе, увеличившейся с первоначальных 950 до 1020 кг. После испытаний самолет вновь занял свое место в цилиндрическом ангаре подводной лодки «Сюркуф». В феврале 1937 года командование авиация ВМС Франции заказало еще один прототип гидросамолета MB-411. В июле самолет был передал военно-морским силам.
Когда 18 июня 1940 года подводная лодка «Сюркуф», спасаясь от наступающих немцев, совершила переход из Бреста в Плимут, на ее борту находится первый гидросамолет MB-411. В Британии гидросамолет несколько раз вылетал из порта Пул (Pool), Дорсет, и затем хранился в Плимуте. Во время одного из немецких налетов на этот город гидросамолет MB-411, носивший к этому времени собственное имя Pétrel, получил небольшие повреждения. Наконец, 10 мая 1941 года подводная лодка «Сюркуф» вышла в море без самолета. Позднее в Карибском море она столкнулась с американским торговым судном и затонула. Оставшийся в Британии первый гидросамолет MB-411 получил некоторые изменений конструкции (закрытый фонарь) и дослуживал в составе 765-й эскадрильи авиации Королевского флота. Судьба самолёта, оставшегося во Франции, неизвестна.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Besson MB-411
Назначение: поплавковый гидросамолет-разведчик
Статус: опытный
Компания-производитель: Les ateliers ce constructions du Nord de la France et Les Mureaux (ANF), Ле-Мюро, департамент Сена и Уаза
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Salmson 9NC, развивавший мощность 175 л.с. (128 кВт) и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыла 12,00 м
длина 8,25 м
высота 2,85 м
площадь крыла 22,00 м²
Масса:
пустого самолёта 690 кг
взлетная 1020 кг
с перегрузкой 1140 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 1000 метров 185 км/ч
крейсерская скорость 130 км/ч
практический потолок 2800 м
дальность полета
• в одноместном варианте с топливным баком 650 км
• в двухместном варианте 346 км
Количество изготовленных: 2 экз.
источники:
- текст — VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «Letadla 39-45 Besson MB-411» «L+K» 10/89, стр.29/389
- часть фотографий — http://www.airwar.ru/enc/other1/mb35.html
- часть фотографий — http://www.airwar.ru/enc/other1/mb411.html