Опытные пикирующие бомбардировщики Savoia-Marchetti SM-86. Италия
Из-за своего географического положения Италию иногда называют «непотопляемым авианосцем в Средиземном море». Положение страны в центральной части Средиземноморья позволяло самолетам с итальянских аэродромов (по крайней мере, теоретически) контролировать все, что происходит в регионе. Во второй половине 1930-х годов фашистское руководство Италии пыталось укрепить военно-воздушные силы страны в этой роли. Модернизируя материальную часть, командование Regia Aeronautica (Королевские ВВС Италии) стремилось получить эффективный бомбардировщик, способный иметь достаточные дальность и грузоподъемность для атак и уничтожения вражеских кораблей в любой точке Средиземного моря.
Масштабный план модернизации итальянских ВВС (Programma R; программа R) привела к созданию подразделений пикирующих бомбардировщиков (bombardemento a tuffo). Менее официально самолеты данного типа назывались «bombardemento in picchiata»; от данного обозначения произошло наиболее популярное и часто употребляемое – «picchiatelli» (дословно – «чокнутый»). Пикирующим самолетом, который должен был контролировать Средиземное море, был двухмоторный цельнодеревянный самолет SM-85, созданный компанией Societá Italiana Aeroplani Idrovolanti Savoia-Marchetti (Savoia-Marchetti). Это был простой по конструкции, но очень прочный высокоплан, совершивший свой первый полет 19 декабря 1936 года; он был оснащен двумя радиальными семицилиндровыми 460-сильными (338 кВт) двигателями Piaggio P-VII C-35.
Первоначально в соответствии с Программой R на первом этапе должно было быть изготовлено 64 пикирующих бомбардировщика SM-85, но в реальности было построено на тридцать машин меньше (2 прототипа и 32 серийных самолета). Причиной прекращения производства SM-85 стали низкие летные и боевые характеристики машины: силовой установке явно не хватало мощности для столь крупного и тяжелого (взлетная масса аж 4190 кг) самолета. Помимо этого, из-за ошибок конструкторов компании Savoia-Marchetti эксплуатация самолета была проблематичной.
Доступ пилота в кабину SM-85 был трудным (летчик забирался в кабину по спине фюзеляжа) и опасным (один пилот и один техник упали при подготовке полета), запуск моторов был возможен только при наличии пилота в кабине самолета, а близкое расположение винтов и пилотской кабины делало очень опасным экстренное покидание машины с парашютом. Еще одной ошибкой проектировщиков было отсутствие обогрева кабины, из-за чего пилот банально мерз в полетах на высоте. Из-за малой мощности моторов и винтов изменяемого на земле шага скороподъемность SM-85 была менее 2 метров в секунду. Но хуже всего было использование отклоняемых на 90 градусов закрылков – поведение машины в воздухе становилось непредсказуемым. При слабой управляемости на пикировании, тенденции к продольным колебаниям и затяжном выходе из пике у SM-85 была малая вероятность точного бомбометания, а из-за конструкции шасси самолет не мог приземляться с несброшенной бомбой.
В результате моментом высшей «славы» пикирующего бомбардировщика SM-85 стали те несколько минут, которые немецкий генерал-полковник авиации (с 19 июля 1940 года фельдмаршал) Эрхард Мильх потратил на его осмотр и оптимистичный доклад во время своего визита в Гуидонию в мае 1939 года. Подавляющее большинство фотографий SM-85 было сделано именно на этом аэродроме.
После вступления Италии в войну SM-85 находились на вооружении базировавшейся на острове Пантелерия 96-ой отдельной авиагруппы пикирующих бомбардировщиков. Попытка атаковать британские корабли на Мальте закончилась для итальянцев большим конфузом: они не нашли цели и сбросили бомбы в море рядом с берегом Пантелерии, обеспечив себя и технический персонал полка рыбным меню. Вскоре после этого пикирующие бомбардировщики SM-85 были выведены из эксплуатации. Их место заняли немецкие пикировщики Junkers Ju 87B. Сто машин данного типа были закуплены Италией, и с июля 1940 года в Граце итальянские пилоты прошли переобучение на «штуки».
Низкие характеристики, неустойчивая работа закрылков и другие недостатки SM-85 были хорошо известны, и компания разработала усовершенствованный вариант SM-86. Конструкция трехлонжеронного крыла осталась практически без изменений, но его площадь была увеличена. В качестве аэродинамических тормозов по-прежнему использовались тормозные щитки, но их крепление к крылу было улучшено, позволяя отклоняться на 90 градусов.
В отличие от квадратного поперечного сечения SM-85 фюзеляж SM-86 имел скругленные верхнюю и нижнюю поверхности. Длина фюзеляжа изменилась несильно; самолет также был оборудован бомбоотсеком с устройством выброса бомбы (максимальный калибр размещаемой в отсеке бомбы – 500 кг) при выполнении пикирования. Расположение и остекление одноместной кабины пилота были улучшены. Вооружение самолета было усилено и состояло из двух 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT, которые в перспективе можно было заменить на 20-мм пушки.
В качестве силовой установки прототипа SM-86W (номер военного регистра MM.397), испытания которого были завершены 5 сентября 1940 года, были выбраны чехословацкие 12-цилиндровые V-образные инвертированные двигатели воздушного охлаждения Walter Sagitta I-MR, развивавшие мощность по 600 л.с. (441 кВт) и вращавшие трехлопастные винты изменяемого шага. Контрольная комиссия пришла к заключению, что мощности чехословацких двигателей недостаточно для SM-86, и потребовала установки более мощных 770-сильных (566 кВт) двигателей воздушного охлаждения Isotta Fraschiní Delta A-120 RC-40.
4 сентября 1940 года прототип SM-86W был возвращен компании-производителю, но вскоре под управлением заводского летчика-испытателя Элио Скарпини MM.397 перелетел для войсковых испытаний на базу Комизо (Comiso), Сицилия. На этой базе была развернута 96-я авиагруппа, которая к этому времени уже была перевооружена на Ju 87B. 15 сентября 1940 года Элио Скарпини на SM-86W совместно с двенадцатью «штуками» участвовал в налете на мальтийский аэродром Аль-Фар. В октябре 1940 года 96-я авиагруппа, в том числе и прототип SM-86W, была переведена на авиабазу Лечче, откуда она должна была действовать в Греции. 4 ноября 1940 года MM.397 и четыре Ju 87B нанесли удар по греческим военным объектам неподалеку от Янины. 21 декабря 1940 года Элио Скарпини, летавший на Ju 87B, был сбит в налете на вражеские батареи к югу от Колония, и прототип SM-86W остался без пилота. Командование авиабазы Лечче запросило инструкции по дальнейшей судьбе MM.397, и 17 августа 1941 года пришел приказ отправить машину на слом.
Второй прототип SM-86 (номер военного регистра MM.398) был оснащен отечественными двигателями Isotta Fraschini Gamma, развивавшими мощность 500–600 л.с. (368–441 кВт) и вращавшими трехлопастные винты; позднее были установлены более мощные двигатели Delta. Свой первый полет MM.398 совершил 7 августа 1941 года под управлением Гвидо Нобили. Однако к этому времени командование Королевских ВВС Италии сделало ставку на немецкие Ju 87B, и второй прототип SM-86 использовался в экспериментальных целях. Среди изменений, которым подвергся MM.398, стало второе рабочее место пилота, в котором он располагался лежа. Данное техническое решение позднее было применено при создании пикирующего бомбардировщика SM-93.
В заключение следует сказать, что компания Savoia-Marchetti получила контракт на производство 97 пикирующих бомбардировщиков SM-86 и в соответствии с ним заказала 55 авиамоторов Walter Sagitta. Однако в апреле 1940 года контракт был расторгнут. К этому времени в Италию были поставлены восемь двигателей Sagitta. Компания Savoia-Marchetti получила эти авиамоторы и тут же попыталась продать их за границу, но неизвестно с каким успехом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Savoia-Marchetti SM-86 (номер военного регистра MM.398)
Назначение: пикирующий бомбардировщик
Статус: прототип
Компания-производитель: Societá Italiana Aeroplani Idrovolanti Savoia-Marchetti, Сесто-Календе, Италия
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: два 12-цилиндровых V-образных инвертированных двигателя воздушного охлаждения Isotta Fraschini Delta, развивавших мощность по 770 л.с. и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 14,68 м
длина 10,90 м
высота 3,35 м
площадь крыла 30,80 м²
Масса:
пустого 3357 кг
взлетная 5077 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• у земли 415 км/ч
• на высоте 2500 метров 435 км/ч
крейсерская скорость 336 км/ч
практический потолок 6300 м
дальность полета 1760 км
Количество изготовленных: 2 экз.
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «SAVOIA MARCHETTI SM-86» // Letectvi+Kosmonautika 14-1984, стр.27/547 (Letadla 39-45)