Опытные многоцелевые боевые самолеты PZL P-38 Wilk. Польша
Общий взгляд на развитие военной составляющей польской авиации в 1930-е годы и незадолго до войны дает представление о бόльших достижениях в областях аэродинамики и технологичности производства по сравнению с авиацией промышленно более развитой Чехословакии. С самого начала 1930-х годов бипланы просто исчезли из польских программ разработки и производства самолетов первой линии. Практически все без исключения проекты самолетов имели цельнометаллическую дюралюминиевую конструкцию и тщательно проработанную аэродинамику.
С другой стороны, остается вопрос, могли ли польские конструкторы довести свои проекты до конца, какие развитие и история эксплуатации были бы даже у самых многообещающих проектов и как цельнометаллическая конструкция этих самолетов показала бы себя в условиях военного конфликта (предположим, что он не был таким разгромным, как сентябрьская кампания 1939 года) и тотальной зависимости польских авиазаводов от импорта сырья. Более того, даже во время резкого обострения международной напряженности польская авиационная промышленность осуществляла значительные по объему экспортные поставки за счет потребностей польских ВВС.
Зимой 1938 года на XVI парижском авиасалоне польская экспозиция привлекла внимание боевыми самолетами. Польша продемонстрировала свой отличный средний бомбардировщик PZL P-37 Loś, многоцелевой самолет PZL P-38 Wilk, концептуально устаревший одномоторный бомбардировщик PZL P-46 Sum, самолет-разведчик LWS-3 Mewa (одноклассник британского Westland Lysander) и двухмоторный учебный самолет PWS-33 Wyżeł. Небольшой элегантный P-38 Wilk (волк) с моделью трехсотфунтовой (136 кг) бомбы под фюзеляжем и с искусно имитированной деревянной пушкой в носовой части вызвал заслуженное внимание и, учитывая представленные на табличке данные, вызвали широкое обсуждение. Этот самолет подходил для выполнения задач дальнего истребителя, самолета-разведчика и тактического самолета.
Идея создания P-38 Wilk родилась в 1932 году, когда разрабатывалась трехлетняя программа модернизации польских ВВС. В то время руководителем авиационного отдела министерства обороны был генерал Людомил Райский. Планы были грандиозными, но в условиях недостаточного финансирования его реализация сопровождалась задержками и срывами. Сначала был создан и принят на вооружение легкий бомбардировщик PZL P-23 Karaś, затем отличные для своего времени средние бомбардировщики PZL P-37 Loś, в то время как истребительным частям пришлось довольствоваться модернизацией устаревающих P-11.
К формулированию требований к будущему «волку» приступили в 1934 году, когда в целях максимального удешевления эксплуатации машин было решено использовать относительно слабые двигатели отечественной разработки. Осенью 1934 года моторостроительный завод Polskie Zakłady Škoda (PZ Škoda), Окенце, Варшава, получил заказ на разработку двигателя мощностью 420 л.с. (309 кВт), а весной 1936 года авиастроительной компании Państwowe Zakłady Lotnicze (PZL) было предложено разработать проект многоцелевого самолета.
Победителем внутреннего конкурса стал проект PZL P-38 инженеров Дамбровского и Мишталя. Это была очень изящная цельнометаллическая машина, в которой использовался запатентованный Мишталем очень жесткий к нагрузкам на кручение кессон крыла, состоявший из двух лонжеронов и внутренней обшивки из гофрированных металлических листов. Единственный недостаток такого технического решения: редко удавалось соблюсти весовую дисциплину, что и произошло в данном случае.
Однако конструкторские работы и изготовление прототипа продолжались относительно быстро. В 1936 году генерал Райский увеличил число требуемых многоцелевых самолетов P-38 (к этому времени они получили официальное обозначение Wilk). К 1942 году польские ВВС должны были получить 400 самолетов данного типа, которые должны были стать легкими бомбардировщиками (замена P-23 Karaś), обладающими способностью выполнять бомбометание в пикировании, дальними истребителями и самолетами-разведчиками. Многоцелевые самолеты должны были составить 45% численности польских ВВС, но затем число заказываемых машин было уменьшено до 240 единиц, что должны были составить 34% численности ВВС.
Самой большой проблемой самолета был двигатель, разработка которого шла параллельно с планером. Инженер Станислав Новкуньский (Stanisław Nowkuński) из PZ Škoda разработал восьмицилиндровый инвертированный рядный двигатель воздушного охлаждения Foka (тюлень), развивавший мощность 420–450 л.с. (309–330 кВт). Однако в июле 1937 года Станислав Новкуньский трагически погиб в Татрах, и его преемники в течение длительного времени не знали об этом. Было изготовлено восемь прототипов, первый из которых осенью 1936 года на испытательном стенде показало всего лишь 180 л.с. (132 кВт). После серии испытаний и модификаций воздухозаборников в начале 1937 года мощность двигателя удалось довести до 320 л.с. (235 кВт). В этих условиях необходимо было найти замену двигателя хотя бы на время испытаний самолета. В конце концов выбор пал на американский 12-цилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Ranger SGW-770, который развивал ту же мощность, которую должен был развивать Foka, но имел большую массу.
В мае 1938 года с аэродрома Окенце под управлением Е. Видавского (J. Widawski) совершил первый полет первый прототип P-38/I, оснащенный двигателями Ranger и временно установленными винтами фиксированного шага. В полете было обнаружено, что двигатель не развивал паспортной мощности, а хвостовое оперение и задняя часть фюзеляжа подвержены вибрациям. Между тем моторостроительное подразделение Wytwórnia Silników PZL передало авиазаводу компании PZL два пригодных для полетов двигателя Foka. В начале осени 1938 года двигатели были установлены на второй прототип P-38/II, который немедленно был отправлен в Париж для участия в авиасалоне.
После возвращения из Франции второй прототип P-38/II был испытан. Результаты испытаний были настолько разочаровывающими, что о боевом применении не могло быть и речи. Были разработаны проекты многоцелевых двухмоторных самолетов с более крупными размерами и более мощными силовыми установками. PZL P-48 Lampart (леопард) и особенно более мощный P-54 Ryš (рысь) должны были решить эту проблему, но только в 1941-42 годах.
В сентябре 1939 года оба прототипа PZL P-38 находились на аэродроме Окенце, где 8 сентября были захвачены немцами. Оснащенный двигателями Ranger первый прототип пропал, а вторая машина с двигателями Foka стала экспонатом Берлинского музея авиации, который в ноябре 1943 года был эвакуирован в Польшу после налета британской авиации. В Польше следы второго прототипа е P-38/II теряются.
В заключение следует сказать, что вооружение должно было состоять из двух фиксированных 7,92-мм пулеметов PWU vz.36, установленных в носовой части фюзеляжа вместе с 20-мм пушкой FK vz.38D (не была готова). Кабина стрелка была оборудована двумя подвижными 7,92-мм пулеметами PWU vz.37, которые убирались в фюзеляж. Пушка имела боезапас 100 снарядов, пулеметы – по 300 патронов на ствол. Под фюзеляжем могла подвешиваться бомба калибром до 300 кг.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: PZL P-38 Wilk
Назначение: многоцелевой боевой самолет (легкий бомбардировщик, дальний истребитель, самолет-разведчик)
Статус: прототип
Компания-производитель: Państwowe Zakłady Lotnicze, завод планеров, Варшава, район Окенце
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: два восьмицилиндровых инвертированных рядных двигателей воздушного охлаждения Foka, развивавших мощность по 450 л.с.
Размеры:
размах крыла 11,05 м
длина 8,35 м
высота 2,50 м
площадь крыла 20,40 м²
Масса:
пустого самолёта 2150 кг
взлетная 2800 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 465 км/ч
крейсерская скорость 360 км/ч
скороподъемность у земли 6,8 м/с
практический потолок 8000 м
дальность полета 1150 км
Количество изготовленных: 2 экземпляра
Примечание: данные о летных характеристиках являются расчетными и даны для мощности двигателей Foka в 450 л.с. (330 кВт), доводка которых еще не была завершена. Согласно проекту PZL P-38 должен был иметь взлетную массу 2200 кг и максимальную скорость 500 км/ч. С двигателями Ranger самолет развивал максимальную скорость 400 км/ч.
источники:
-
-
- текст и часть фотографий – VÁCLAV NĚMEČEK «LETADLA 39-45. PZL P-38 WILK» // Letectvi+Kosmonautika 25-26/1997, стр.72, 116-117 (1720, 1764-1765)
- часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/fww2/pzl38.html
-