13

 

В 1939 году истребитель Morane-Saulnier MS-406C-1 был самым массовым в составе французских военно-воздушных сил (Armée de l’Air). К сожалению для французов этот истребитель, бывший на момент создания вершиной развития европейских истребителей, на 1939 год безнадежно устарел. Прототип MS-405 был создан в 1935 году, а с июня 1938 года авиационная промышленность начала производство его серийного варианта – MS-406.

Этот срок, бывший слишком большим для доводки прототипа до серийной версии и организации его производства, отрицательно сказалось и на политике страны. Осознание отставания в области авиации и страх перед немецкими бомбардировками, чему способствовали успехи немецких рекордных самолетов и пропаганда министерства Йозефа Геббельса, стали одной из причин мюнхенского сговора.

Впрочем уже в 1937 году французское министерство осознало опасность морального устаревания MS-406 и указало национализированной авиационной промышленности и некоторым частным компаниям разработать новый более совершенный самолет-истребитель. В качестве силовой установки был предложен новый высотный 1100-сильный (808 кВт) двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza HS-12Y-51, имевший значительные резервы для дальнейшего увеличения мощности.

К сожалению доводка этого двигателя компанией Hispano-Suiza затянулась и затем вообще прекратилось. Тем не менее, Франция смогла приобрести в Чехословакии – незадолго до оккупации этой страны нацистской Германией – изготовленные компанией Avia по лицензии двигатели HS-12Ydrs и HS-12Ycrs.

В соответствии с техническими условиями были разработаны и созданы прототипы Arsenal VG-33, CAO-200, Dewoitine D-520 и Morane-Saulnier MS-450. Лишь последний из них получил двигатель HS-12Y-51, в то время как остальные были вынуждены довольствоваться менее мощные версиями «двенадцатого». Конкурс, как уже известно, выиграл D-520, но даже на серийные экземпляры этой машины устанавливались двигатели мощностью всего лишь 910 л.с. (670 кВт) – т.е. HS-12Y-45.

Завод в Пюто (Puteaux), принадлежавший до национализации компании Morane-Saulnier, изготовил три прототипа MS-450. В целом эти машины походили на созданные ранее MS-406, но по сравнению с предшественником это были гораздо более современные самолеты.

Как и в MS-406 конструкции крыла была применена т.н. «бронированная фанера», выпускавшаяся под торговой маркой Plymax. Верхняя сторона этой фанеры была покрыта тонким слоем алюминия и она характеризовалась значительной прочностью и устойчивостью к повреждениям в бою. Применение фанеры Plymax позволило значительно упростить внутреннюю конструкцию крыла [1].

Центральная часть фюзеляжа имела стальной каркас трубы и съемную обшивку из листов дюралюминия. За кабиной фюзеляж представлял собой цельнометаллический монокок из дюралюминия (у MS-406 был силовой набор из сварных силовых труб и полотняная обшивка). По сравнению с MS-406 капот двигателя и радиаторы системы охлаждения имели более чистые аэродинамические формы. Радиатор был не выдвижным, а туннельным, воздушный поток через который контролировался с помощью управляемых заслонок, расположенных у выходной щели под двигателем. Среди улучшений конструкции MS-450 было свободнонесущее горизонтальное оперение.

Прототип MS-450 был оснащен стандартной для французской авиации 20-мм мотор-пушкой Hispano-Suiza 404, установленной в развале блоков цилиндров двигателя и выведенной сквозь полую втулку винта. В каждой консоли крыла вне зоны ометания винта было установлено по два 7,5-мм пулемета MAC 1934. Пулеметы были оснащены барабанными магазинами, занимавшими много места. Именно по этой причине прототип MS-450 также как и MS-406 имел выступы в крыле. Серийные истребители должны были оснащаться пулеметами MAC новой модели с ленточной подачей патронов. В крыле должны были быть размещены четыре ящика с пятьюстами патронами в каждом. В этом варианте внешние обтекатели должны были значительно уменьшиться (см. на чертеж ниже).

Первый прототип MS-450 совершил свой первый полет в Виллакубле 14 мая 1939 года, и его испытания прошли очень многообещающе и без каких-либо проблем. В июне 1939 года прототип был передан центру по испытанию авиационной техники (Centre d’Essais du Matériel Aérien – CEMA), где испытания также прошли без сбоев. Однако победителем конкурса истребителей стал более совершенный Dewoitine D-520, который и был запущен в серийное производство с максимально возможными темпами.

Несмотря на отказ от серийного производства в годы войны компания Morane-Saulnier продолжила совершенствование своего истребителя и цилензия на его вариант MS-540 была продана Швейцарии, где в Эммене на федеральном авиационном заводе было развернуто его серийное производство под обозначением. Швейцарский самолет получил обозначение D-3802 и оснащался двигателем HS-12Y-S2, который по лицензии изготавливался компанией Saurer. Собственная швейцарская разработка привела к появлению D-3803 с более мощным двигателем 12Y-S3 и каплевидным фонарем кабины пилота.

Опытные истребители Morane-Saulnier MS-450. Франция


схема опытного истребителя Morane-Saulnier MS-450
Опытные истребители Morane-Saulnier MS-450. Франция
Опытные истребители Morane-Saulnier MS-450. Франция
опытный истребитель Morane-Saulnier MS-450
Опытные истребители Morane-Saulnier MS-450. Франция
первый прототип опытного истребителя Morane-Saulnier MS-450 был полностью выкрашен алюминиевой краской и не нес никаких государственных опознавательных знаков
Опытные истребители Morane-Saulnier MS-450. Франция Опытные истребители Morane-Saulnier MS-450. Франция Опытные истребители Morane-Saulnier MS-450. Франция
гипотетический вариант окраски серийного варианта истребителя Morane-Saulnier MS-450

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Morane-Saulnier MS-450

Назначение: истребитель

Статус: прототип

Компания-производитель: Aeroplanes Morane-Saulnier, Пюто

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 12-илиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza HS-12Y-51, развивавший мощность 1100 л.с. и вращавший трехлопастный винт

Размеры:

размах крыла 10,62 м
длина 8,83 м
высота 2,75 м
площадь крыла 16,00 м²

Вес:

пустого 1900 кг
взлетный 2640 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 5000 метров 560 км/ч
крейсерская скорость 470 км/ч
время набора высоты 5000 метров 6,8 мин
практический потолок 10 000 м
дальность полета 750 км

Количество изготовленных: 3 экз.

[1] «бронированная фанера» являлась материалом, использовавшимся в конструкции истребителей Avia B-35 и Av-135 – Вацлав Немечек

источник: VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 MORANE-SAULNIER MS-450» «L+K» 1/85, стр.29/29

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account