14
Опытные истребители Cantilever Aero Bullet. США

Опытные истребители Cantilever Aero Bullet. США

Содержание:

В рубрике «Letadla 14-18» журнала «L+K» в основном речь идет о самолетах, принимавших участие в боевых действиях на фронтах Первой Мировой войны. Наиболее заметными среди них являются истребители, бомбардировщики и иногда разведчики. Иногда в этой рубрике появляются публикации о боевых самолетах, которые не пересекали Атлантический океан и даже о тех машинах, которые либо не смогли подняться в воздух, либо едва-едва отрывались от земли. К числу последних относится миниатюрный биплан J. V. Martin K.III Kitten – самолет, который создавался в качестве высотного истребителя-перехватчика и который не мог подняться выше десяти футов. Сегодня речь пойдет еще об одном подобном самолете; данная машина была настолько необычной, что, возможно, даже его создатель не мог думать о нем всерьез…

История создания

Следует сказать, что создатель самолета доктор Уильям Уитни Крисмас (Dr. William Whitney Christmas) работал над машиной, которую он назвал Bullet (пуля), со всей серьезностью медика. Чтобы подчеркнуть свои намерения, Уильям Крисмас с самого начала отказался от проверенных принципов проектирования и аэродинамических решений. Врача, окончившего в 1905 году медицинский факультет университета Джордж Вашингтона, вероятно, не очень-то интересовала медицинская практика, поскольку больше времени доктор Крисмас уделял изобретениям в области авиации, за которые он даже получил несколько патентов. После долгих размышлений и экспериментов Уильям Крисмас пришел к оригинальному решению в отношении несущих поверхностей. Вместо общепринятой практики, в которой крылья были жесткими, прочными и дополнительно усиленными, доктор Крисмас сделал все с точностью до наоборот: крылья самолета походили на крылья птиц, и при воздействии аэродинамических сил демонстрировали свою «упругость». Только так по мнению Уильяма Крисмаса можно было создать идеальный самолет. Уже в 1907 году доктор Крисмас построил самолет в полном соответствии со своими идеями, но никто не видел, как эта машина летала. В 1912 году Уильям Крисмас в Вашингтоне, штат Колумбия, основал компанию Christmas Aeroplane Co. (Christmas). Компанией Christmas был изготовлен один самолет. Эта машина экспонировалась на проходившей в Нью-Йорке авиационной выставке, но опять же свидетелей полетов этого самолета не было.

Тем не менее, доктор Крисмас запустил дорогостоящую рекламную акцию, в которой утверждалось, что самолет с примененными в нем оригинальными техническими решениями, не только успешно летал, но и смог добиться невиданных характеристик. Финансисты Альфред и Генри МакКэри (Alfred and Henry McCarey) стали жертвами рекламы и решили вложиться в компанию Christmas. Но до конца 1917 года о деятельности доктора ничего не было слышно.

В начале следующего года Уильям Крисмас с рулоном чертежей подмышкой и в сопровождении МакКэри посетил компанию Continental Aircraft Company (Continental), Лонг-Айненд, целью изготовления самолета-истребителя (по тогдашней терминологии «скаута») собственной конструкции. Следует отметить, что главным конструктором компании Continental, покачавшим головой в недоумении по поводу представленных чертежей, был двадцатидвухлетний Винсент Бурнелли, который впоследствии проектировал самолеты с создававшими подъемную силу фюзеляжами. В то же самое время Уильям Крисмас установил контакты с американскими военными с целью получения, по крайней мере, в форме кредита, у корпуса связи армии США [1] (US Army Signal Corps) двигателей Hall-Scott L-6 и Liberty 6 [2] для установки на прототипы истребителя, который в целях рекламы стал именоваться как Bullet.

схема опытного истребителя Cantilever Aero Bullet

схема опытного истребителя Cantilever Aero Bullet

После ожесточенных споров, в которые были вовлечены и высшие должностные лица, такие как сенатор Джеймс Уолкотт Уодсворт (James Wolcott Wadsworth) и некоторые генералы, доктор Крисмас получил двигатели. Уильям Крисмас не был удовлетворен процессом изготовления самолета компанией Continental, и в Лонг-Айленде он основал собственную авиастроительную компанию Cantilever Aero Company (Cantilever), в названии которой обыгрывалась особенность конструкции самолета доктора Крисмаса (свободнонесущее крыло без каких-либо расчалок и подкосов). Уже была осень 1918 года, Первая Мировая война подходила к концу, а истребитель Bullet еще не был изготовлен. Тем не менее, рождественская компания любой ценой пыталась получить официальный заказ от авиационной службы армии США (US Army Air Service [USAAS]; к этому времени боевая авиация была выведена из состава войск связи и стала отдельным родом войск в армии США) или ВМС США, но эти попытки не увенчались успехом. Военные требовали, чтобы перед полетом самолет был тщательно изучен техническими специалистами с авиабазы МакКук-филд, на которой у авиационной службы армии США был испытательный центр. Однако доктор Крисмас отказался от этой проверки. Он сказал военным, что испытания на авиабазе МакКук-филд не нужны, так как машина уже несколько раз взлетала и даже что он совершил перелет протяженностью шестьсот миль (966 км) и достиг скорости 260 км/ч. Но все сказанное было вымыслом.

первый экземпляр опытного истребителя Cantilever Aero Bullet был полностью выкрашен в белый цвет. Эта окраска была дополнена черными участками в носовой части фюзеляжа и тонкой красной линией по контуру фюзеляжа. Незаконно использованные опознавательные знаки должны были создать впечатление, что самолет данного типа принадлежит авиационной службе армии США. Трехцветные кокарды были нанесены на борта фюзеляжа и на верхние и нижние поверхности верхнего крыла

первый экземпляр опытного истребителя Cantilever Aero Bullet был полностью выкрашен в белый цвет. Эта окраска была дополнена черными участками в носовой части фюзеляжа и тонкой красной линией по контуру фюзеляжа. Незаконно использованные опознавательные знаки должны были создать впечатление, что самолет данного типа принадлежит авиационной службе армии США. Трехцветные кокарды были нанесены на борта фюзеляжа и на верхние и нижние поверхности верхнего крыла

Испытания

Лишь в середине января 1919 года первый прототип истребителя Bullet был окончательно собран и готов к полету. Однако проблема заключалась в том, что после осмотра самолета ни один из известных летчиков-испытателей не собирался на нет летать. Также военные не собирались предоставлять для самолета Bullet территорию авиабазы МакКук-филд. В результате самолет из Лонг-Айленда был перевезен в городок Хейзлхерст (Hazelhurst), где Уильям Крисмас для полетов на прототипе истребителя Bullet нашел военного летчика Катберта Миллса (Cuthbert Mills), который только что вернулся из Европы. Если бы не трагический финал, то все, что последовало далее сильно напоминало комедию положений. Прототип Bullet начал разгон, во время которого консоли его крыльев подобно птице стали совершать изящные взмахи. Машина на мгновение оторвалась от земли, после чего консоли верхнего крыла оторвались и отлетели, и самолет с «оголенным» фюзеляжем рухнул на краю травяного аэродроме. Несчастный Миллс не выжил после катастрофы.

первый экземпляр опытного истребителя Cantilever Aero Bullet. Снимок был сделан перед первым и последним «полетом» этого самолета

первый экземпляр опытного истребителя Cantilever Aero Bullet. Снимок был сделан перед первым и последним «полетом» этого самолета

первый экземпляр опытного истребителя Cantilever Aero Bullet, оснащенный двигателем Liberty; вид спереди

первый экземпляр опытного истребителя Cantilever Aero Bullet, оснащенный двигателем Liberty; вид спереди

Вскоре после этого была завершена постройка второго экземпляра с двигателем Hall-Scott L-6 (на первом был установлен авиамотор Liberty 6). В Нью-Йорке доктор Крисмас представил этот самолет общественности; в сопровождавшей эту машину табличке было сказано, что это

«самый безопасный, простой в эксплуатации и самый быстрый самолет в мире.»

второй экземпляр опытного истребителя Cantilever Aero Bullet, оснащенный двигателем Hall-Scott

второй экземпляр опытного истребителя Cantilever Aero Bullet, оснащенный двигателем Hall-Scott

Когда в январе 1919 года нанятый и ничего не подозревающий британский пилот Аллингтон Джолли (Allington Jolly) попытался поднять второй экземпляр истребителя Bullet в воздух с ним произошло то же самое, что с его предшественником Катбертом Миллсом. Разница заключалась в том, что консоли верхнего крыла отлетели не в кусты, а в заброшенный сарай.

Техническое описание

Самолет Christmas Bullet имел цельнодеревянную конструкцию. Вытянутый вертикально фюзеляж имел силовой набор в виде деревянной фермы и фанерную обшивку. Исключение составляла покрытая листами металла передняя часть фюзеляжа, в которой были размещены двигатель и топливный бак. Люк доступа к двигателю также имел прямоугольную форму.

Несущие плоскости состоят из двух гибких свободнонесущих крыльев: малого нижнего, прикрепленного к нижней части фюзеляжа, и основного верхнего, прикрепленного к верхней части фюзеляжа. Средства механизации состояли из широкохордных элеронов, размещенном в верхнем крыле и имевших внутрикрыльевую проводку тросов управления.

Горизонтальное оперение не имело рулей высоты и состояло из одного простого стабилизатора, изменение кривизны профиля которого происходило за счет системы тросов. Вертикальное оперение состояло из киля и руля направления. Проводка тросов управления поверхностями хвостового оперения была частично внешней.

Силовая установка первого экземпляра состояла из одного шестицилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения Liberty 6, развивавшего мощность 185 л.с. (136 кВт) и вращавшего двухлопастный деревянный винт. Второй экземпляр самолета был оснащен 200-сильным (147 кВт) двигателем Hall-Scott. Оба самолета имели лобовые радиаторы.

Вооружение на самолеты установлено не было, поскольку военные категорически отказались выдавать доктору Крисмасу пулеметы.

* * *

В заключение следует сказать, что Уильям Крисмас был настолько навязчивым, что его самолет Bullet, как серьезный представитель американских самолетов, в конечном итоге попал на страницы престижного британского ежегодника «Все самолеты мира, 1919 год» (All the World’s Aircraft 1919) издательства Jane’s!

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Cantilever Aero Bullet

Назначение: истребитель

Статус: опытные

Компания-производитель: Continental Aircraft Co., Amityville, Лонг-Айленд, и Cantilever Aero Co., Копиаг (Copiague), Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Liberty 6, развивавший мощность 185 л.с. (136 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 8,53 м
длина 6,40 м
площадь крыльев 15,80 м²

Масса:

пустого 825 кг
взлетная 955 кг

Летные характеристики: [3]

максимальная скорость 282 км/ч
практический потолок 4480 м
дальность полета 885 км

Количество изготовленных: 2 экз.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опытный легкий истребитель-перехватчик дирижаблей Port Victoria PV-7 Grain Kitten. Великобритания

Опытный легкий истребитель-перехватчик дирижаблей Port Victoria P.V.8 Eastchurch Kitten. Великобритания

Опытный легкий истребитель-перехватчик J. V. Martin K.III Kitten (Bluebird). США


[1] в то время американская авиация входила в состав войск связи

[2] поскольку эти авиамоторы являлись военными материалами, то на рынке их невозможно было купить

[3] данные о летных характеристиках взяты из рекламной продукции Уильяма Крисмаса

источник: text: Miroslav Balous; Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18 Cantilever Aero Bullet» «L+K» listopad 2008, стр.48-49

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account