Опытные двухместные истребители СССР. Истребитель ДИ-4
В ходе летных испытаний на Центральном аэродроме Москвы этот самолет заметно выделялся среди прочих; можно было подумать, что это некий аппарат иностранной постройки. В сущности, так оно и было на самом деле: дело в том, что в Советском Союзе и конце 1920-х — начале 1930-х годов ощущался недостаток высококвалифицированных конструкторов, поэтому их неоднократно приглашали из-за рубежа. Таким образом оказался в 1928 г. в Москве и французский авиаконструктор Поль Эме Ришар. Известно, что как конструктор он был достаточно известен у себя на родине, однако больших удач не имел. После того как крупный самолет его конструкции потерпел аварию. Ришар вознамерился искать счастья в Аргентине. Именно в этот момент, в середине 1927 г.. представители СССР дали понять французу, что его услуги могут быть востребованы в Москве.
Ришар прибыл с десятью сотрудниками, большинство из которых наивно надеялось строить самолеты по своим проектам. Конструкторское бюро, получившее наименование ОПО-4, поместили па территории завода № 28 на Красной Пресне. Действительность оказалась гораздо более прозаичной, чем ожидали французы, поэтому уже в октябре 1928 г. из приехавших осталось только трое: сам Ришар, зав. секцией плазов Ожэ и зав. общих видов Лавиль.
В январе 1930 г. в перечне работ ОПО-4 среди прочего значился двухместный истребитель. Разработка машины началась уже после того, как Ришар покинул Союз: из приехавших специалистов оставался только Анри Лавиль. По свидетельству современников, он являлся открытым и приветливым человеком; усвоив русский язык, конструктор быстро утвердился в своей роли, несмотря на совсем непростые условия работы в Советском Союзе. Группа Лавиля, в которую вошли другие бывшие сотрудники ОПО-4 С. А. Лавочкин, С. Н. Люшин, Л. С. Каменномостский, Фельснер, начала работать в рамках бюро новых конструкций (ВПК) па территории завода № 39.
схемы опытного двухместного истребителя ДИ-4
Тактико-технические требования на двухместный истребитель ДИ-4 были определены в мае 1930 г. Самолет создавался под впечатлением проходящего испытания немецкого К-47, поэтому подразумевалось, что и отечественный истребитель должен продемонстрировать не худшие показатели. В качестве силовой установки планировалось использовать новый двигатель М-34 мощностью 760 л.с. Самолет с этим мотором должен был иметь следующие характеристики:
- Скорость на высоте 3000 м — не менее 300-320 км/ч.
- Практический потолок — не менее 8000 м.
- Время набора высоты 5000 м — 10-12 мин.
- Дальность — 900-1000 км.
- Полезная нагрузка — 410 кг.
- Оборонительное вооружение — 2 пулемета ДА на ТУР-7.
В качестве наступательного вооружения предполагалась установить пушку калибром 20-30 мм, но это требование скоро сняли.
Спустя несколько месяцев после начала работ для самолета выбрали новый двигатель — американский Кертисс «Конкверор» мощностью 625/700 л.с. Именно с этим двигателем во второй половине 1930 г. началось изготовление ДИ-4. Полноразмерный макет самолета рассмотрели и утвердили 17 сентября 1930 г.
опытный двухместный истребитель ДИ-4
ДИ-4 был выполнен по схеме подкосиного высокоплана, в котором подкосы опирались на элементы шасси. Такая схема получила распространение именно во Франции во 2-й половине 1920-х годов. Конструкция — цельнометаллическая, в основном дюралевая. Обшивка гладкая, тонкая, с редкими подкреплениями, что при недостатке опыта изготовления приводило к появлению хлопупов и неровностей. Крыло спроектировано в виде «чайки» для улучшения обзора из кабины пилота; ребра нервюр снаружи. Топливо размешалось в двух фюзеляжных баках общей емкостью 230 кг. Вооружение состояло из 4-х синхронных пулеметов ПВ-1 и одного кормового пулемета ДА на шкворневой установке. В противоположность обычной практике изготовление ДИ-4 длилось достаточно долго: сказывалась новизна конструкции и необходимость освоения технологии гладких мета лл и ческих обшивок. В конце 1932 г. самолет был построен, и в начале 1933 г. начались его испытания. После проведения заводских испытаний и ряда усовершенствований 5 мая машину доставили с завода № 39 на Центральный аэродром, а 7 мая перегнали в Щелково, на аэродром НИИ ВВС. Государственные испытания велись в период с 8-го по 22 мая 1933 г.
Было признано, что ДИ-4 построен по устаревшей схеме (крепящиеся на шасси подкосы); отмечалось, что само шасси очень сложное и неудобное в обслуживании. Значительным недостатком виделся большой вес конструкции, а кроме того, нарекания вызвало и крыло: сделанное в виде «чайки» для улучшения обзора, оно на самом деле не обнаружило этого преимущества по причине использованного толстого профиля. Самолет с трудом входил в штопор, однако прекрасно из него выходил; в остальном летные качества оценивались как невысокие.
В дальнейшем намечалось использовать вместо двигателя Кертисс «Конкверор» отечественный М-32. Однако после того как выяснилось, что переделки при этом потребуются весьма и весьма существенные, совершенствование машины решили не продолжать и от ее серийного производства отказаться. Опытный экземпляр оставили в НИИ ВВС, где, начиная с июля 1934 г., ДИ-4 использовался в испытательных полетах для сравнения характеристик других опытных истребителей.
источник: Михаил Маслов "Двухместные истребители" М-Хобби 05/2006