Опытные 16-цилиндровые радиальные двигатели воздушного охлаждения Bristol Hydra. Великобритания

13

Опытные 16-цилиндровые радиальные двигатели воздушного охлаждения Bristol Hydra. Великобритания

В 1930 году в компании Bristol Aeroplane Company (Bristol) начали задумываться о будущем авиационных двигателей. В те годы моторостроительное отделение компании Bristol возглавлял плодовитый конструктор авиационных двигателей Рой Федден. В то время компания Bristol серийно выпускала девятицилиндровый радиальный однорядный двигатель воздушного охлаждения Mercury, развивавший мощность 510 л.с. (380 кВт) и имевший рабочий объем 1519 куб. дюймов (24,9 л). Двигатели Mercury постоянно совершенствовались с целью увеличения их мощности. Однако Федден считал, что для значительного увеличения мощности при сохранении диаметра двигателя и габаритных размеров цилиндров требовался второй ряд цилиндров.

Под руководством Роя Феддена в компании Bristol было рассмотрено как минимум 28 эскизных проектов двигателей с целью определись лучший путь к созданию многорядного двигателя. В то же самое время Рой Федден изучал возможность перехода на использование золотниковых клапанов, разработка которых в компании Bristol только начиналась. Как следствие в многорядном двигателе по-прежнему должны были использоваться тарельчатые клапаны. В конце 1931 года для дальнейшей разработки был выбран 16-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. Этот двигатель получил название Double Octagon или Hydra.

Двигатель Bristol Hydra был разработан в 1932 году под руководством Фрэнка Оунера (Frank Owner), работу которого курировал Рой Федден. Необычной особенностью данного радиального двигателя было четное количество цилиндров в каждом ряду. Почти все четырехтактные радиальные двигатели имеют нечетное количество цилиндров в ряду, чтобы при вращении коленчатого вала можно было подать искру на все цилиндры ряда. Кроме того, ряды цилиндров двигателя Hydra не были расположены в шахматном порядке – первый и второй ряды находились прямо на одной линии друг с другом. Название Double Octagon (двойной восьмиугольник) обозначало конфигурацию двигателя, в котором восемь цилиндров в каждом из двух рядов двигателя образуют восьмиугольник. Название Hydra (гидра) было дано двигателю из-за его многочисленных «головок» (цилиндров).

вид двигателя Bristol Hydra в разрезе, созданный Брайаном Перкинсом (Brian Perkins) на основе чертежа, найденного в архивах компании Bristol. Цифры на чертеже относятся к количеству зубьев шестерни. Обратите внимание на неподдерживаемую центральную часть коленчатого вала, которая соединяла переднюю и заднюю части коленчатого вала (чертеж Брайана Перкинса предоставлен Историческим обществом авиационных двигателей [Aircraft Engine Historical Society])

вид двигателя Bristol Hydra в разрезе, созданный Брайаном Перкинсом (Brian Perkins) на основе чертежа, найденного в архивах компании Bristol. Цифры на чертеже относятся к количеству зубьев шестерни. Обратите внимание на неподдерживаемую центральную часть коленчатого вала, которая соединяла переднюю и заднюю части коленчатого вала (чертеж Брайана Перкинса предоставлен Историческим обществом авиационных двигателей [Aircraft Engine Historical Society])

В отличие от традиционного радиального двигателя, конструкция Hydra напоминала четыре V-образных четырехцилиндровых двигателя, установленных в общем картере и использующих общий коленчатый вал. Прежде чем был построен полноценный 16-цилиндровый двигатель Hydra для доработки конструкции его цилиндров и клапанного механизма был изготовлен экспериментальный V-образный четырехцилиндровый двигатель. Четырехцилиндровые V-образные секции были установлены с интервалом 90 градусов вокруг картера, а угол между блоками цилиндров в каждой секции составлял 45 градусов. В этой конфигурации угол между всеми блоками цилиндров был равен 45 градусов. Выпускные отверстия четырехцилиндровых секций были расположены на внешних сторонах, а впускные отверстия располагались в V-образной части каждой секции цилиндров. По два впускных коллектора с питанием от нагнетателя подавали воздух в V-образную часть каждой секции цилиндров, причем каждый коллектор подавал воздух к своим переднему и заднему цилиндрам. Нагнетатель двигателя вращался с частотой вращения, которая в четыре раза превышала частоту вращения коленчатого вала двигателя.

В двигателе Hydra использовались алюминиевые цилиндры, внешние поверхности которых были полностью покрыты ребрами охлаждения. Внутри каждого алюминиевого цилиндра располагалась стальная гильза. Каждый цилиндр имел один впускной и один выпускной клапаны. Каждый передний и задний цилиндры составляли пару, и каждая пара цилиндров имела отдельный верхний распределительный вал, который непосредственно управлял впускным и выпускным клапанами. В задней части пары цилиндров выпускной распределительный вал приводился в движение через конические шестерни вертикальным валом, который приводился в движение от коленчатого вала с помощью зубчатой передачи. Короткий поперечный вал, проходящий от выпускного распределительного вала, приводил в действие впускной распределительный вал. В каждом цилиндре было по две свечи зажигания.

двигатель Bristol Hydra; виды спереди и сбоку. Обратите внимание на выхлопные патрубки, которые слегка выступают над цилиндрами

двигатель Bristol Hydra; виды спереди и сбоку. Обратите внимание на выхлопные патрубки, которые слегка выступают над цилиндрами

Коленчатый вал двигателя был собран из трех частей. Центральная секция коленчатого вала соединялась с передней и задней секциями четырьмя зажимными болтами. Коленчатый вал имел только два коренных подшипника и не имел промежуточной опоры. В двигателе использовались неразъемные главные шатуны. Двигатель был оснащен редуктором воздушного винта с коническими передачами и передаточным числом 0,42. Относительно низкое передаточное число редуктора воздушного винта объясняется высокой рабочей частотой вращения коленчатого вала.

Двигатель Hydra имел диаметр цилиндра и ход поршня 5 дюймов (127 мм). Общий рабочий объем двигателя составлял 1571 кубический дюйм (25,7 л). Степень сжатия двигателя Hydra составляла 6:1, что при использовании топлива с октановым числом 75 позволяло развивать мощность 870 л.с. (649 кВт). Как утверждается при использовании топлива с октановым числом 87 мощность двигателя возрастала до 1020 л.с. (761 кВт). Выходная мощность была достигнута при 3620 оборотах в минуту, что для радиального двигателя являлось очень высокой частотой вращения. Двигатель имел диаметр 46,5 дюймов (1,18 м), длину 57 дюймов (1,45 м), и его масса составляла приблизительно 1500 фунтов (680 кг). Благодаря своей необычной конфигурации цилиндров, Hydra имела следующий порядок подачи искры на цилиндры: 1F, 2F, 7R, 4F, 1R, 6F, 3R, 8F, 5R, 6R, 3F, 8R, 5F, 2R, 7F и 4R.

Bristol Hydra был необычным радиальным двигателем с двумя рядами по восемь цилиндров в каждом. Двигатель страдал от вибрации из-за отсутствия центрального коренного подшипника коленчатого вала. Обратите внимание на двойные верхние распределительные валы для каждой пары передних и задних цилиндров

Bristol Hydra был необычным радиальным двигателем с двумя рядами по восемь цилиндров в каждом. Двигатель страдал от вибрации из-за отсутствия центрального коренного подшипника коленчатого вала. Обратите внимание на двойные верхние распределительные валы для каждой пары передних и задних цилиндров

Экспериментальный V-образный четырехцилиндровый двигатель прошел испытания в середине 1932 года и в итоге выдал около 190 л.с. (142 кВт), не испытывая каких-либо проблем с охлаждением. Полноценный 16-цилиндровый двигатель Hydra был впервые запущен в 1933 году. Позже в том же году двигатель был установлен на единственный прототип легкого бомбардировщика-биплана Hawker Harrier (J8325). Конфигурация двигателя очень упростила установку, а впускные воздухозаборники были разделены V-образными перегородками для улучшения прохождения потока охлаждающего воздуха.

двигатель Bristol Hydra был установлен на единственном прототипе легкого бомбардировщика-биплана Hawker Harrier. Обратите внимание на перегородки, установленные на двигателе. Для рулежек по земле самолет получил опытовый черехлопастный имитатор воздушного винта

двигатель Bristol Hydra был установлен на единственном прототипе легкого бомбардировщика-биплана Hawker Harrier. Обратите внимание на перегородки, установленные на двигателе. Для рулежек по земле самолет получил опытовый четырехлопастный имитатор воздушного винта

Оснащенный двигателем Hydra легкий бомбардировщик Hawker Harrier столкнулся с утечками масла и проблемами с зажиганием, но основная проблема заключалась в чрезмерной вибрации двигателя. Отсутствие центрального коренного подшипника на коленчатом валу вызывало проблемы с вибрацией, которые могли быть довольно серьезными при определенных оборотах вала. Короткий ход поршней двигателя в сочетании с коротким коленчатым валом давали конструкторам ложную надежду на то, что центральный коренной подшипник не понадобится. Для устранения проблем с вибрацией потребовалось перепроектирование двигателя.

двигатель Bristol Hydra, установленный на прототипе легкого бомбардировщика-биплана Hawker Harrier, закрыт капотом и оснащен трехлопастным винтом. В этой конфигурации самолет летал в 1933 году, но проблемы с вибрацией двигателя при критических оборотах ограничивали испытания

двигатель Bristol Hydra, установленный на прототипе легкого бомбардировщика-биплана Hawker Harrier, закрыт капотом и оснащен трехлопастным винтом. В этой конфигурации самолет летал в 1933 году, но проблемы с вибрацией двигателя при критических оборотах ограничивали испытания

К 1934 году мощность, развиваемая двигателями семейства Mercury, приближалась к 800 л.с. (597 кВт), и новый девятицилиндровый радиальный двигатель Pegasus с общим рабочим объемом 1753 кубических дюймов (28,7 л) давал все основания полагать, что уровень 900 л.с. (671 кВт) не за горами. Кроме того, двигатель Mercury с золотниковыми клапанами и рабочим объемом 1519 куб. дюймов (24,9 л) оказался надежным, развивая около 700 л.с. (522 кВт), и разрабатывались более амбициозные двигатели с золотниковыми клапанами. Вместо того, чтобы продолжать работу над двигателем Hydra и его конфигурацией с двумя восьмицилиндровыми рядами в компании Bristol предпочли развивать свои уже существующие серийные двигатели, а также сосредоточиться на новых двигателях с золотниковыми клапанами.

Программа двигателя Hydra полностью финансировалась компанией Bristol, хотя Рой Федден пытался заручиться поддержкой Министерства авиации. Были изготовлены только два двигателя Bristol Hydra; примечательно, что оба этих авиамотора, как сообщается, все еще существуют. Один из них расположен в центре наследия сэра Роя Феддена – филиале Bristol фонда охраны культурно-исторического наследия компании Rolls-Royce, расположенном в Бристоле, Соединенное Королевство. Другой двигатель хранится в Лондонском музее Королевских ВВС, расположенном на старом аэродроме Хендон.

сохранившийся двигатель Bristol Hydra, принадлежит филиалу Bristol фонда охраны культурно-исторического наследия компании Rolls-Royce. Обратите внимание на широкие ребра охлаждения на алюминиевых цилиндрах (снимок Брайана Перкинса предоставлен Историческим обществом авиационных двигателей)

сохранившийся двигатель Bristol Hydra, принадлежит филиалу Bristol фонда охраны культурно-исторического наследия компании Rolls-Royce. Обратите внимание на широкие ребра охлаждения на алюминиевых цилиндрах (снимок Брайана Перкинса предоставлен Историческим обществом авиационных двигателей)

Источники:

      • Fedden – the life of Sir Roy Fedden by Bill Gunston (1998)
      • British Piston Aero-Engines and their Aircraft by Alec Lumsden (2003)
      • An Account of Partnership – Industry, Government and the Aero Engine by George Bulman and edited by Mike Neale (2002)
      • “My Wife Calls it an Obsession!!!! Part 2: Bristol Hydra” by Brian Perkins Torque Meter Volume 4, Number 2 (Spring 2005)
      • “The Future of the Air-Cooled Engine” Flight (25 February 1937)
      • http://www.enginehistory.org/ModelEngines/Perkins/Hydra/bristol_hydra.shtml

источник: https://oldmachinepress.com/2018/02/20/bristol-hydra-16-cylinder-radial-aircraft-engine/

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnye-16-cilindrovye-radialnye-dvigateli-bristol-hydra

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account