Если есть в бою удача,
То в исходе все подряд
С похвалой, весьма горячей,
Друг о друге говорят..
— Танки действовали славно.
— Шли саперы молодцом.
— Артиллерия подавно
Не ударит в грязь лицом.
— А пехота!
— Как по нотам,
Шла пехота. Ну да что там!
Авиация — и та…
Словом, просто — красота.
А.Т. Твардовский
Содержание:
Предисловие
22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники начали войну против Советского Союза. Война эта нанесла колоссальный урон советскому народу, и завершилась Великой Победой 9 мая 1941 года.
Отдавая долг нашим дедам, тем не менее задумаемся — мог ли СССР победить Германию и ее союзников до 1945 года? Мог ли победить с меньшим количеством жертв? Вероятно, да. Что помешало этого достигнуть? Вероятно, недостаточная боеспособность РККА на момент 22 июня 1941 года.
Рассмотрим один из компонентов боеспособности РККА: боеспособность ВВС РККА. Примем во внимание, что в своей массе советский солдат не был особенно доволен действиями сталинских соколов, особенно в 1941 году.
Влияние качества авиапарка на боеспособность ВВС
Оценим оптимальное качество самолетов:
Влияние качества авиапарка на боеспособность ВВС на первый взгляд достаточно очевидно – каждый советский самолет в своем классе должен быть продуктом более высокого качества, чем аналогичный в ВВС Германии (истребитель – лучше истребителя, бомбардировщик – лучше бомбардировщика и так далее). Чем выше нарастает качество самолета, тем лучше..
Однако, по мере роста скорости, скороподъемности, вооруженности, надежности самолетов, будет расти и их стоимость. То есть за те же деньги уже нельзя будет выпустить столько же самолетов.
Каково же оптимальное качество самолета – не слишком низкое и не слишком высокое?
Выскажу мой личное предположение – оптимальным для самолетов СССР будет качество самолетов, на 20..30% превышающее качество аналогичного самолета противника. Превышение же качества над аналогом противника в 2 раза по всей вероятности потребовало бы роста стоимости в 4 раза, и лежало бы за гранью целесообразности.
Влияние численности авиапарка на боеспособность ВВС
Оценим оптимальный количественный состав:
В первом приближении, на вопрос «сколько и каких самолетов было бы оптимально иметь на вооружении?» ответом будет «чем больше – тем лучше».
Однако, если предложить вариант «миллиард самолетов – это лучше чем миллион?», станет ясно, что нет, не лучше, хотя бы потому, что в СССР никак не найти миллиарда пилотов. Так что вариант «больше = лучше» не подходит.
Ясно, что число самолетов, по крайней мере, не должно превышать численный состав РККА. Далее, наверняка значительная часть военнослужащих должна воевать на земле и на море, а не в воздухе.
Со своей стороны дам свою личную оценку – оптимальным суммарным авиапарком ВВС СССР будет число самолетов, в 2 раза превышающее число самолетов ВВС Германии на Западном ТВД на 22 июня 1941 года.
Почему не больше?
Боеспособность ВВС определяется, в том числе, тренированностью личного состава. Наращивая численность самолетов (и, соответственно, численность летчиков), мы (при ограниченном количестве авиационного топлива) неминуемо уменьшаем налет каждого летчика.
Кроме того, наращивая численность штатов ВВС, мы снижаем как требования к поступающим в летные училища, так и требования в ходе выпускных экзаменов. Снижение качества персонала всегда происходит при увеличении численности штатных единиц.
Но в связи с ростом авиапарка растет не только число летчиков – растет число частей и соединений. Растущее число вакансий командиров среднего и высшего звена надо срочно укомплектовывать, а в нашем активе только большое число малообученных летчиков, и вот закономерный итог: снижаются требования к командирам частей и соединений.
Хуже того, сниженного качества командиры частей и соединений у нас будут командовать соединениями более крупными (в ВВС оптимальной численности он бы руководил полком – а тут приходится ставить его на дивизию).
Наконец, как вершина идиотизма, достойный комэск ставится на дивизию, округ, и наконец, руководит ВВС СССР, и не справляется. В уменьшенной (оптимальной) ВВС он бы остался комэском, дослужился бы до комполка, и принес много пользы.
Таким образом, боеспособность ВВС СССР будет до какого-то предела по мере роста числа самолетов возрастать (к примеру, при увеличении с 1000 самолетов до 2000 самолетов), а после какого-то предела – падать.
Реальный авиапарк ВВС Германии 22 июня 1941 года
Постараемся оценить ВВС Германии на Восточном Фронте.
Как ни странно, определить, сколько и каких самолетов входили в 1,2 и 4 Воздушные флоты, противостоящие СССР на 22 июня 1941 года, оказалось для меня достаточно сложным.
На русском языке я детальный материал не нашел, и привожу таблицу на английском языке, которая показывает, что всего на всех фронтах (Россия, Норвегия и Финляндия, Средний Восток, Запад и Германия) в составе ВВС Германии было около 3428 самолетов всех типов, из них 2430 на Восточном фронте.
Сайт позволяет изучить сколько и каких машин в каких соединениях было 24 июня 1941 года (вероятно, около 200..300 немецких самолетов к тому моменту было уже сбито силами ВВС РККА, и таким образом состав Первого, Второго и Четвертого флотов определяется как примерно 2700 самолетов)
http://sturmvogel.orbat.com/LWJul42.html
в свернутом виде ситуация выглядит так:
Различные источники оценивают число использованных на восточном фронте самолетов по-разному:
Так, Степанов А.С., к.и.н., сообщает «Против СССР к 22 июня 1941 г. удалось выставить 3509 самолетов всех типов». (http://www.soldat.ru/doc/stepanov.html )
Наконец. Воздушное министерство Британии в книге «Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации 1939–1945» http://lib.rus.ec/b/258910/read
дает такую оценку:
В начальной стадии наступления участвовало не менее 2770 самолетов из 4300, составлявших первую линию люфтваффе, в том числе:
дальние бомбардировщики — 775;
пикирующие бомбардировщики — 310;
одномоторные истребители — 830;
двухмоторные истребители — 90;
дальние разведчики — 340;
тактические разведчики — 370;
патрульные самолеты — 55;
всего 2770 машин.
Оптимальный авиапарк ВВС СССР 22 июня 1941 года
Таким образом, установив общую численность ВВС РККА и РККФ на Западном ТВД как 6000 боевых самолетов, и по 1000 во внутренних округах и на Дальнем Востоке, можно предложить следующую таблицу с авторским видением оптимального авиапарка ВВС СССР на 22 июня 1941 года
Реальный авиапарк ВВС СССР 22 июня 1941 года
По доступным в настоящее время данным, авиапарк ВВС РККА и РККФ СССР составлял 21 030 исправных самолетов, из них 16 052 исправных боевых самолетов:
5 912 бомбардировщиков
8 611 истребителей
57 штурмовиков
1 472 разведчиков
Данные приводятся по источникам:
http://tashv.nm.ru/BiChSostavVS/BiChSostavVS_5.html
и http://www.rkka.ru/ihandbook.htm
Разумеется, часть самолетов дислоцировалась во внутренних округах, на Дальнем Востоке, на ТОФ. Непосредственно на Западном ТВД ВВС РККА располагало 7 628 боевыми самолетами:
Выводы о причинах недостаточной боеспособности ВВС РККА и РККФ в 1941 году
1. К низкой боеспособности ВВС СССР привела избыточная численность авиапарка. Избыточная численность не позволила тщательно отобрать и надлежащим образом подготовить личный состав ВВС (как экипажи, так и командиров частей и соединений) к боевым действиям.
2. Второстепенным фактором стало недостаточное качество самолетов. Самолеты новых типов не были в достаточной степени изучены в войсках, и количество их было не достаточным. Почти отсутствовали пикирующие бомбардировщики и летчики, умеющие пикировать.
3. Организационно-штатная структура специализированных авиадивизий затрудняла взаимодействие истребителей, разведчиков, штурмовиков и бомбардировщиков. Вероятно, добиться прикрытия истребителями – штурмовиков и бомбардировщиков в СССР было бы легче в смешанных авиабригадах, например такого состава: 1 бомбардировочный и 1 истребительный авиаполк.
4. Снижение (относительно реальной истории) выпуска бомбардировщиков СБ в период 1938-1940 годы позволило бы выпустить с использованием тех же ресурсов достаточное количество цельнометаллических боевых самолетов всех типов. Предположим, что выпуск стратегического четырехмоторного бомбардировщика потребует в 2 раза больше ресурсов, чем выпуск бомбардировщика СБ (к-т 2,0), а выпуск цельнометаллического истребителя или тактического разведчика – в 2 раза меньше (к-т 0,5). С использованием коэффициентов приведения таблица показывает, что с теми же ресурсами можно было с 1938 по 1940 выпустить 8000 цельнометаллических самолетов для Оптимальных ВВС СССР.
5. В предвоенные годы на самолетостроение СССР тратил 40% военного бюджета. Снижение выпуска самолетов позволило бы увеличить ресурсы, направляемые на перевооружение сухопутных войск — выпуск более совершенной противотанковой артиллерии, автомобилей, арт. тягачей, новых танков и т.д.