Он изобрел велосипед
29 апреля исполнилось 230 лет со дня рождения барона Карла фон Драис (Karl von Drais). Он подарил миру первое двухколесное средство передвижения.
Сразу отметим, что в русскоязычных источниках фамилию изобретателя чаще пишут как «Дрез». Но звучать она должна именно так – Драис. Он родился в Карлсруэ (Karlsruhe) в семье баденского верховного судьи. Шли годы, Карл окончил гимназию, учился в Гейдельбергском университете, изучал математику и механику.
Затем поступил на работу лесничим. На этом поприще проявил себя не лучшим образом. Вот отрывок из характеристики, данной Драису директором лесничества:
«Многие его качества и эксцентричный полет идей мешают найти простой и скромный тон, без которого в общении с местными жителями обойтись невозможно».
«Эксцентричный полет идей» — звучит, как призыв к творчеству! Чем и занялся фон Драис. На его счету немало изобретений: стенографическая пишущая машинка, экономичная печь, топографические инструменты и др. Крестник-маркграф оставил ему оклад лесничего и камергерское звание, дал титул профессора математики — и предоставил свободу изобретать.
барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драис фон Зауерброн
Голь на выдумки хитра
Казалось бы, нет никакой связи между извержением вулкана Тамбора на острове Сумбава, ценами на овес в Германии и изобретением велосипеда. Но она есть!
Вулканический катаклизм на острове в апреле 1815 года стал величайшей природной катастрофой за всю историю человечества. По своей мощи извержение соответствовало 150 тысячам сброшенных на Хиросиму атомных бомб! Часть вулканической горы рухнула, ее высота уменьшилась с 4300 метров до 2851. Пепел покрыл трехметровым слоем все окрестные острова. Извержение и его последствия унесли 71.000 человеческих жизней. Самое удивительное, что катаклизм вызвал глобальную климатическую аномалию – небывало низкие температуры воздуха в странах, удаленных на тысячи километров. 1816-й вошел в историю как «год без лета», с катастрофически низким урожаем, зерновых и страшным голодом. На юге Германии, который и без того сильно пострадал от четырех неурожайных лет подряд, цены на овес выросли в 5-10 раз, начался массовый падеж лошадей. Такая обстановка и подтолкнула изобретателя к созданию безлошадного средства передвижения.
Деревянный конь
Свою первую «самоходную машину» (Fahrmashine) – со ступенчатым колесом на оси задних колес – Драис подстроил еще в первый неурожайный год – 1813-й. Повозка управлялась двумя служителями. Один сидел по ходу спиной и вращал ногами ступенчатое колесо, второй правил повозкой. Как раз в это время русский царь Александр I, преследуя отступающие войска Наполеона, заехал в Карлсруэ навестить тещу, великую герцогиню Амалию. Барону дали возможность показать Fahrmaschine царю, который пришел в восторг, наградил изобретателя кольцом с бриллиантом и рекомендовал обязательно выставить ее на Венской конференции.
Окрыленный успехом барон построил вторую машину – с коленчатым валом и педальным приводом. По Дунаю барон переправил ее в Вену, где участники конференции не проявили к ней никакого интереса.
Возможно, этим бы дело и ограничилось, но настал «год без лета», власти лишили служебного коня барона бесплатного фуража, и Драис остался без личного транспорта. Зато фантазия изобретателя получила импульс, и он придумал ранее неведомую человечеству машину – на двух колесах, соединенных в направлении движения деревянным каркасом. Барон назвал ее «бегущая машина» (Laufmaschine), в газетах ее стали называть «дрезина» (Draisine), по имени великого изобретателя.
дрезина Карла Драиса, 1817
Вот так у барона появился свой «деревянный конь». 12 июля 1817 года фон Драис пробежал на Laufmaschine расстояние в 30 км со скоростью 13 км/ч – куда резвее, чем почтовые лошади (6 км/ч). В этот день, считают историки техники; родился велосипед.
Карл фон Драис на Laufmaschine
Непризнанный гений
В родном городе барона изобретение не признали:
«От машины нет никакой пользы. Кто имеет ноги, может использовать их для своего перемещения из одного места в другое более натуральным способом».
Но Драис до конца верил в успех своего дела, продолжая строить и продавать машины с родовым гербом.
Конец жизни барона печален. Он стал завсегдатаем дешевых пивных, где его гордый взгляд и потерявший вид камергерский мундир вызывали одни насмешки. Однажды его избили на улице бродячие цирковые артисты. Происшествие получило огласку, и барона лишили камергерского чина И пенсии. Последние годы жизни фон Драис – физически и душевно болен. Когда он умер, все его имущество состояло из 30 гульденов и 34 крейцеров, а также одной Laufmaschine, оцененной в 3 гульдена.
Laufmaschine обр. 1820 года
источник: Евгений БАЙЗЕР «Он изобрел велосипед» «КОНТАКТ-ШАНС» 19/2015