Олег Тарасов. Народное творчество в области танкостроения в годы Великой Отечественной. Часть II
Статья Олега Тарасова с сайта TOPWAR от 23 марта 2012 года.
Мы продолжаем знакомство с народным творчеством в области танкостроения в военные годы (см. часть 1). В роли изобретателей-рационализаторов пробовали тогда и те, кто занимался изготовлением или ремонтом боевой техники, и те, кто не имел к танкостроению даже самого дальнего отношения.
В данной подборке речь пойдет о самых безумных проектах, предложенных изобретателями «из народа». Большинство этих проектов стали достоянием общественности стараниями Юрия Пашолока, отыскавшего эти уникальные документы в Центральном Архиве Министерства Обороны Российской Федерации и выложившего их в своем блоге.
Начать наш обзор хотелось бы с машины, которая вполне уместно смотрелась быв любом фильме об очередном инопланетном вторжении. Что-то вроде боевого марсианского треножника, только прыгающее!
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ОБОРОНЫ СССР тов. СТАЛИНУ
ДОРОГОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!
Желая как можно скорее разгромить ненавистный германский фашизм и его армию, рекомендуемое изобретение — КАРАР — бронированная легкая прыгающая машины. Конструктивные, тактические и боевые особенности Карара заключаются в следующем.
КОНСТРУКЦИЯ: Стальная шаровидная башня, укрепленная на шести ногах. Ноги являются ходовой частью, получающие движение от мотора, расположенного в башне. Перемещение Карара происходит прыжками на расстояние от 5 до 20 метров. Прыжок происходит от работы мотора. Его мощность передается на опорные ноги через муфту сцепления А и шатун Б. Шатун, опирающийся на головку верхней части ноги, бросает тело Карара вперед в требуемом направлении. Два шатуна опираются одновременно на две рядом расположенные ноги. В момент прыжка остальные четыре ноги подбираются. Перед прыжком в желаемом направлении башня поворачивается. Поворот осуществляется мотором. Всего секторов поворота шесть.
Управляется Карар одним человеком, сидящим внутри башни на поворачивающемся стуле. Водитель одновременно является и стрелком. Высота Карара до 3 метров, диаметр башни до 1,5 метров. Шесть опорных и придающих подвижность Карару ног, расположенные формой шестиконечной звезды с диаметром до 3,5 метра.
Все конструкции Карара делаются из легких прочных сплавов, чем достигается общий легкий вес, способствующий быстроте движения и легкости прыжка. Отдельные детали и общий вид Карара смотри на прилагаемой схеме. Подробных чертежей предоставить не имею возможности, так как идея создания Карара зародилась в боевой обстановке, где отсутствует возможность получить консультацию для технических расчетов и конструкторского оформления чертежей. Желательно было бы поработать с опытным инженером-конструктором. Эту машину представить в чертежах и моделях можно в короткий срок. По моим расчетам, изготовление в заводских условиях Карара очень дешево. Мотор для Карара требуется малой мощности, расходующий горючего немного больше, чем мотор мотоцикла. Конструктивная особенность Карара — быстрая заменяемость любого узла.ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ВООРУЖЕНИЕ КАРАРА
Практика боев показала, что при нападении на врага тактический элемент внезапность — имеет очень большое значение. Карар, обладающий способностью прыгать, все время содержит это свойство, так как перед врагом он будет появляться неожиданно. Карар, будучи в бою, при его подвижности мало уязвим для всех видов оружия.КАРАР — НОВОЕ В РАЗВИТИИ БРОНИРОВАННЫХ СРЕДСТВ БОРЬБЫ. Он — противоположность развивающимся танковым боевым средствам, идущим в развитии за счет утяжеления брони и общего веса танка. Карар способен вести энергичную борьбу с пехотой, кавалерией, танками, бронемашинами, транспортом врага и инженерными средствами, путем использования своего вооружения, огнеметных средств и подбрасыванием взрывных зарядов.
ВООРУЖЕНИЕ КАРАРА: Для борьбы с живой силой врага, в Караре, используются автоматы ППШ, оборудованные как стационарные установки в бойницах шаровидной башни. Всего пулеметов устанавливается 4 штуки, спаренных с противоположных сторон башни. Для борьбы с танками и другими бронированными средствами используются укороченные противотанковые ружья, расположенные также с противоположных сторон башни.
Кроме того, Карар имеет вооружение — Пульвелизатор — выбрасывающий горючую жидкость КС против всех целей, а особенно против танков и инженерных сооружений. Кроме того, Карара способен подносить взрывные снаряды к инженерным сооружениям и их взрывать.Вывод: имея в виду, что Карар в условиях поля способен иметь очень большую маневренность, его боевая сила очень велика. лучший прием использования Карара во взаимодействии с танками и пехотой, располагая Карары по фронту на 50 метров один от другого, а по глубине обороны врага не более одного километра.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАРАРАМИ
6 штук Караров — отделение
24 штуки Караров — взвод. Взводу придается один танк, как подвижный командный пункт. Для связи с КП каждый Карар оборудуется радиоточкой.
72 штуки Карара — бригада. Бригаде придаются 10 танков разных мощностей.
Карары на дальние расстояния перебрасываются на грузовых автомашинах, по 2 штуки на каждой, с комплектом материалов для снабжения перевозимых Караров.Прошу рассмотреть мое предложение и дать ответ. В случае потребуется моя личная явка, мой адрес: город Боровичи, почтовый ящик 73/4, курсанту Корнееву Александру Григорьевичу.
Замполитрук (подпись) Корнеев
2.10.42 г.ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело 886
А это рацпредложение чем-то напоминает современные проекты и опытные образцы экзоскелетов. Вот только боец в этом устройстве лежит, а не стоит.
Начальнику Бюро по делам изобретений
Заявление
Прошу рассмотреть мое изобретательское предложение под названием «Бронесамокат».
Расчетов на прочность я не производил в виду того, что если идея будет признана заслуживающей внимания, эти расчеты можно будет произвести вместе с постройкой опытных образцов. Сейчас, когда немцы цепляются за каждый кусочек нашей земли, очень важно иметь оружие наступления, обладающее хорошей маневренностью и огневой мощью. С этой целью я предлагаю свой «Бронесамокат». При массированном применении «бронесамокатов» я надеюсь, что наша Красная Армия уничтожит преимущество обороняющейся стороны, сведет на нет роль опорных пунктов и узлов и сохранит множество жизней наших пехотинцев, так как наступать безо всякой броневой защиты всегда было трудно, а при современном насыщении огня тем более. Танки же не всегда прикрывают пехоту и поэтому наступающая сторона терпит больший урон, чем обороняющаяся.
Прошу утвердить рассмотрения моего предложения и поскорее реализовать его.
Приложение:
1. Описание на 4 страницах.
2. Схема-чертеж на 1 странице.Старший лейтенант Богомолов В.К., I.III.1944
Гусеницы – самая уязвимая часть конструкции любого танка. Изобретатели Ляшенко и Бадаев предлагают эту часть конструкции полностью устранить.
Безгусеничный танк
ОПИСАНИЕ БЕЗГУСЕНИЧНОГО ТАНКА
ЛЯШЕНКО Т.И. и БАДАЕВА С.В.
Опыт идущих сейчас военных действий показывает, что самым уязвимым местом современного танка являются гусеницы. Танк выводится из строя не только противотанковый орудием, но и простой связкой гранат.
Другие конструктивные недостатки позволяют вывести танк из строя даже с помощью бутылки с горящим бензином,
В целях максимального повышения живучести и боеспособности танка, мы предлагаем танк описанного ниже устройства.
Танк представляет собой бронированную сварной конструкции кабину цилиндрической формы, опирающуюся на грунт двумя объемлющими ее цилиндрическими барабанами.
Опорные цилиндры изготовляются из толстой броневой стали и снабжаются щитами пирамидальной формы.
Барабаны связаны с кабиной эластичными амортизаторами (рессорами) и могут вращаться относительно кабины независимо друг от друга на роликовых подшипниках.
В кабине размещаются двигатели, вооружение в виде противотанковых орудий, зенитного орудия, пулеметов, огнеметов и баки для горючего и смазки, засеки для боеприпасов, резервуара для сжатого воздуха и сидения для экипажа.
Выше указанные предметы размещаются с таким расчетом, чтобы центр тяжести кабины был максимально понижен и, во всяком случае, должен быть намного ниже центра кабины.
благодаря такому положению центра тяжести кабины, при вращении цилиндрических опорных барабанов, кабина не будет вращаться и, как маятник, будет сохранять свое положение в пространстве.
В зависимости от соотношения весов опорных барабанов в кабины и расстояния до центра тяжести от центра кабины, такой танк может брать достаточно крутые подъемы — по ориентировочным подсчетам до 20-25°. При более крутых подъемах момент веса кабины относительно ее геометрического центра окажется недостаточным для движения танка вверх по наклонной местности. В таких случаях должны применяться спаренные танки, как изображено на чертеже. Оба спариваемых танка совершенно одинаковы, почему огневая сила спаренного танка в два раза выше против одиночного.
Спаривание производится съемными приспособлениями (фермой с растяжками) с таким устройством соединения, чтобы их можно было быстро разъединить, не выходя из танка. Простейшим является соединение валиками, затягиваемыми чеками. Ферма в форме закрытой коробки служит соединительным коридором между спаренными танками.
Проходимость спаренного танка по холмистой местности не ниже проходимости любого современного танка.
При повреждении одного из спаренных танков, экипаж поврежденного танка переходит в неповрежденный танк по внутреннему проходу в соединительной ферме, связи разъединяются, и исправный танк начинает действовать самостоятельно в виде одиночного.
Даже на сильно холмистой местности такой одиночный танк сможет выполнить еще некоторые боевые операции и, по крайней мере, выйти из боя, спасая живую силу. В равнинной же местности одиночный танк представляет собой полноценную боевую единицу.
При некоторых видах повреждений одного из спаренных танков он может играть роль прицепа к основному танку, представляя собой ещё некоторую боевую силу.
При экспедиции в глубокий тыл противника, когда необходимо взять с собой большой запас горючего, боеприпасов и продовольствия и, быть может, дополнительную команду бойцов, между спариваемыми танками включается прицеп такой же формы, как и основные танки, но без двигателя и вооружения. Броневая защита прицепа за исключением торцевых стенок, также может быть более легкой, поскольку прицеп спереди и сзади защищается ведущими танками.
При этом танк с тяжело загруженным прицепом потеряет часть своей подвижности, но последняя будет все же достаточной для прорыва фронта и выхода в тыл противника. Подвижность будет постепенно возрастать по мере расхода горючего и боеприпасов. При необходимости резкого увеличения подвижности при операциях в тылу у врага, после освобождения прицепа от груза, бойцы переводятся в ведущие танки, или им дается специальное задание и прицеп оставляется, ведущие же танки соединяются друг с другом без прицепа.
При небольшой мощности фронта предлагаемые танки могут быть и на холмистой местности использованы без спаривания двух ведущих танков. В таком случае к каждому ведущему танку присоединяется один, а в некоторых случаях и два прицепа, что позволит взять большое число бойцов. В таком виде танки могут быть также использованы для переброски десантов в тыл противника.
При этом в случае необходимости, танки с прицепами сопровождаются спаренными моторными танками.
Размеры танка предлагаемого устройства могут быть различными, но преимущества за более крупными размерами, т.к. с увеличением диаметра барабанов увеличивается опорная поверхность на грунт и, следовательно, может быть взята большая толщина броневых листов, а также более мощное вооружение, что важно для борьбы о танками противника, улучшается проходимость танка по неровной местности (через канавы, ручьи).
С другое стороны, увеличение диаметра танка свыше размеров, позволяющих производить транспортировку по железным дорогам, нежелательно, т.к. затруднит переброску таких танков на большие расстояния и, следовательно, ухудшит маневренность танковых подразделений.
По этому наиболее целесообразным диаметром (габаритным) танка надо считать 4,25 м.
Ширина танка ради его устойчивости на холмистой местности должна быть максимальной, во не свыше 8м, такой размер обеспечивает проход танка по мостам и под путепроводами.
Передача от машин к движущим барабанам должна предусматривать несколько скоростей, в том числе и очень малую, при которой касательная сила на ободе барабана должна быть достаточной, чтобы поднять один из спаренных танков вертикально, если его шпоры найдут опору, а задний танк создаст достаточный для этого упор.
Это позволит танку преодолевать не высокие вертикальные препятствия и выбираться из противотанковых рвов, глубина которых меньше расстояния между центрами спаренных танков. Передача от двигателя к опорным цилиндрам осуществляется при помощи валов и зубчатой передачи к внешним обоймам роликоподшипников.
Предусматривается дублирующая передача помощью цепей Галля на случай, если основная передача повреждена.
Предлагаемая система танка представляет собой тяжелый быстроходный танк. Поэтому поражать цели он может не только своей огневой мощью, но и собственным весом, наезжая на танки противника, орудия, автомашины и тому под.
С этой целью опорные барабаны делаются достаточно прочными, кабина устанавливается на эластичных амортизаторах. Каждый член экипажа должен иметь эластичное сиденье, к которому должен быть привязан.
Разрушительному действию удара будет способствовать также инерция вращающихся барабанов значительной массы.
Управление движением танка осуществляется непосредственно командиром танка из командной будки с помощью пневматической передачи к органам управления двигателей. Запас сжатого воздуха помещается в резервуарах, размещенных в верхней части кабины и пополняется воздушным насосом, работающим от основного двигателя.
Тот же запас воздуха используется для работы двигателя во время нахождения танка под водой, при переходе им глубоких рек по дну. Для возможности таких переходов рек кабина предусматривается герметически закрывающейся.
Учитывая трудность идеального уплотнения щелей между взаимно вращающимися частями, предусматривается повышение давления воздуха внутри танка на 0,25 атмосферы путем впуска в кабину воздуха из резервуара.
Подобным же способом танк проходит местности отравленные ОВ о той лишь разницей, что двигатели могут работать на отравленном воздухе, в кабину же кроме впуск воздуха из резервуара для поднятия давления на 0,25 атм. необходимо будет, при длительном нахождении в отравленной местности, впускать кислород из баллонов со сжатым кислородом, которые для этой цели должен быть запасены.
Благодаря герметическому устройству танка, величине запасов сжатого воздуха и кислорода, танк может очень долго находиться в отравленной атмосфере без всякого понижения своей боеспособности, т.к. бойцы будут работать без противогазов.
Нам представляется, что такое свойство танков может оказать решающее значение на исход боя в тех случаях, если противник применит новый неизвестный нем вид ОВ, для которого наши противогазы оказались бы мало эффективными или применит хотя и известные ОВ, но достаточно неожиданно для нашего командования, что значительная часть бойцов оказалась бы выведенной из строя.
Учитывая, что в отравленной атмосфере и действия противника будут стеснены, как бы хорошо он к ним ни готовился, небольшое количество предлагаемых танков могут долго сдерживать натиск врага, даже без особой помощи стрелковых подразделений. Это позволит подтянуть свежие части из резервов.
Экипаж танка надевает противогазы только в случае пробоя стенок кабины, что может быть своевременно обнаружено по приборам, показывающим давление воздуха в кабине,
т.к. до снижения давления до 1 атм., наружный отравленный воздух проникнуть в кабину не может.
При наличии небольших пробоин, они могут быть заделаны деревянными колышками или специальными пластырями, и работа может продолжаться без противогазов.
Вооружение танка состоит из противотанковых и зенитного орудия, пулеметов и огнеметов. Размер вооружения зависит от размеров танка. На чертежах показано вооружение большого танка.
Орудия, пулеметы и огнеметы укрепляются с помощью шаровых шарниров в стенках, танка, надлежаще усиленных.
Для наблюдения за местностью в стенках танка устраиваются в необходимых местах отверстия, заделанные пулеустойчивым стеклом.
Применение предлагаемых танков будет наиболее эффективным в следующих случаях:
а) Для разгрома танковых колонн противника и моторизованной пехоты до ее разворота танки действуют одиночным порядком или разреженным строем, врезаясь в группу танков противника на максимальной скорости.
Танк открывает огонь всеми своими огневыми средствами по окружающим его танкам противника, а также ищет столкновения с ними, стремясь нанести удар своими опорными цилиндрами.
Противнику трудно вести огонь по быстро мчащемуся танку в непосредственной близости от других его танков, т.к. при малейшей неточности будут поражаться свои танки.
Кроме того, противник обнаружив, что ваш танк ищет непосредственного столкновения, будет вынужден уходить от вашего танка, а это неизбежно создаст в его рядах замешательство.
При столкновении с не успевшей развернуться моторизованной пехотой танк врезается в ее середину, уничтожая своими опорными цилиндрами машины врага и поливая разбегающихся солдат и рассредоточивающиеся машины огнем во все стороны.
б) При рейдах в тыл противника, танк также стремится врезаться в голову или расположение части противника, не давая ему возможности вести односторонний огонь.
в) Для разгрома наступающих цепей противника. При этом танк врезается в расположение цепей, давит их своими опорными цилиндрами и расстреливает направленным во все стороны огнем.
г) Для заброски десантов в тыл врага.
д) Для задержания противника в отравленной местности.ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ. Танк цилиндрической формы, опирающийся на грунт двумя объемлющими кабину цилиндрами, вращающимися относительно кабины с помощью двигателя, независимо друг от друга, при этом танк может действовать одиночным порядков, в виде соединенных друг о другом помощью балки о внутренним проходом двух танков, то же со включением между двумя моторными танками облегченного безмоторного и невооруженного танка (прицепа) и в виде одного моторного танка с присоединением к нему одного или двух прицепных танков.
(ЛЯШЕНКО) подпись
(БАЛАЕВ) подписьЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело №1099
Развернутого описания боевого свинтопрульного аппарата не сохранилось. Но сохранился этот эскиз:
По идее изобретателя эта чудо-машина должна была быть скоростной и земноводной.
А эта машина должна была бы сжигать все и вся на дистанции в 50 километров – самоходный атомный взрыв.
Председателю Государственного Комитета Обороны СССР
товарищу СТАЛИНУВниманию Вашего гениального ума я предлагаю мысль и конструкцию, способную дать Родине оружие НЕВИДАННОЙ, всепобеждающей силы.
Сила, способная уничтожить любое число любых танков, самолетов, орудий, морских судов, крепостей, кавалерии и пехоты может быть получена через предлагаемую мною мысль и конструкцию.
Сила эта может быть локализована в одном бронированном вездеходе и требует для обслуживания лишь водителя и «оператора-наводчика».
В данное время на свете нет ничего важнее этой мысли, так как в ней возможность власти Родины над миром.
Ваша гениальная прозорливость в технике и во всем легко подскажет Вам необходимость реализовать эту мысль в сверхсрочном, особо секретном, опытном порядке.
Я не пишу много и не вычеркиваю в данном письме формальных чертежей, так как дело тут не в количестве слов и не в количестве чертежей.
Вы поймете меня и все остальное будет при реализации — это самое главное.
Питаю надежду, что Вы лично прочтете это и дадите указание, кому над моим руководством изготовить образец и провести опыты.Мысль
Мысль состоит в следующем:
Температура выше 20000 градусов создается и передается на расстоянии от 0.001 км до 50 км, сжигая мгновенно все на своем пути (тела, ткань, топливо, металл, броню, бетон, камни, боеприпасы, суда, орудия и т.п.).Создание температуры выше 20000 градусов
а) Вообразим себе паяльную лампу, обычно дающую на острие языка пламени температуру порядка 700-1000 градусов. Известно, что с повышением воздушного давления, конструктивно упрочив лампу, мы можем длину языка ее пламени довести до длины языка пламени огнемета.
б) Вообразим теперь, что вместо паяльных ламп, мы имеем спецсопла, выбрасывающие далеко язык пламени.
в) вообразим, что таких сопел у нас 100 они размещены наглухо на одном диске так, что острия пламени каждого сопла стремятся в одно место (грубо говоря, в точку).
г) В такой «точке» (месте) — от одного сопла, выбрасывающего язык пламени, будет 700-1000 градусов, от двух — почти в 2 раза больше (1100-2000 градусов), от трех почти в 2,5 раза больше итд.
д) От концентрации в «точке» языков пламени 100 сопел — температура в «точке» их слияния (как это бывает со слиянием тела, собираемого 100 линзами) больше, чем у одного языка пламени минус потери на теплоотдачу и рассеивание.
е) Известно, что тепловой луч, проходя миллионы километров, теряет очень мало. Известно, что в точке слияния тепла, собираемого многими линзами, тепло почти равно сумме тепла от всех линз. Известно, что сам воздух слабо отбирает тепло и на высоте гор солнце дает тепла больше, а воздух — холоден, так как нагревается он не от лучей, а от нагретых поверхностей земли непосредственным касанием их с молекулами воздуха.
ж) Все это говорит, что в «точке» слияния языков пламени 100 сопел температура будет минимум 20.000 градусов и максимум — около 100.000 градусов.
(x.100)-y = z,
где x = температура языка пламени одного сопла
100 = 100 сопел
y = число потерь (от 0% до 80% тепла)
z = 20.000 градусов — 100.000 граудсовПередача тепла на расстояние до 50 км
а) Нет вещества в природа, могущего не сгореть при температуре 20.000 градусов, но можно сосредоточить это тепло в металлической трубке, не давая ей не только сгореть, но и нагреваться свыше 100 градусов.
Способ этот основан на всем известном опыте, когда в бумажной или тонкой жестяной посуде, сгорающей даже от пламени свечи, можно греть воду на пламени в 1000 градусов, если в эту посуду налить воду.
б) Основываясь на этом, я помечаю трубке, принимающей слияние языков пламени сопел, дать обтекание быстро идущей на охлаждение водой.
в) Трубка заключена в прочный ребристый, металлический кожух, внутри которого быстро проходит охлаждаемая вода.
г) Внутренняя поверхность трубки, собирающей пламя в языках — зеркально отполирована для отражения тепловых лучей.
д) Угол сужения трубки для направления тепла лучом вдаль на десятки километров = от 1/1000 до 1/10000 градуса.
Длина трубки = 1 метр
Диаметр трубки = 5 (10) см
«Резиновый воздушный отражатель бомб, бросающих с самолета» в развернутых комментариях не нуждается.
И еще один проект сухопутного линкора, предложенный во время войны:
А это проект реактивного танка, предложенный военинженером 3 ранга Н. Мадатовым и старшим техником-лейтенантом Д. Рутковским из города в декабре 1942 года. Вполне уместно смотрелся бы в любом фантастическом фильме.
Большая часть этих проектов была на то момент нереализуема. Но, помимо безумных проектов, были и более реалистичные улучшения и изменения, внесенные а конструкцию вполне реальных боевых машин, предложенные тысячами рабочих, инженеров и техников.