Небольшая винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Несколько десятков минут – и срочный груз попадает из Москвы в Ленинград. Это уже не будущее. Это сегодняшний день нашей реактивной авиации.
Пройдет немного лет. И, позавтракав в Москве, пассажир ужинать будет за 10 тысяч километров, во Владивостоке. Самолет доставит его туда со скоростью, обогнавшей звук.
Высокие скорости и громадная провозоспособность – таковы главные требования к транспорту нашей страны. Потоки грузов невиданного разнообразия и богатства движутся по нашим воздушным, сухопутным и водным путям. Они растут с поистине сказочной быстротой. Промышленность требует сырья и топлива, сельское хозяйство – машин и удобрений. В городах и селах растет изобилие продовольственных и промышленных товаров. Крупнейшие водохранилища, горные ущелья, долины пересекутся стройными пролетами высотных эстакад, по которым будут мчаться электрические и дизельные поезда.
На автострадах тоже пойдут поезда, но не совсем обычные. Они будут на пневматических шинах. Их потянут по гладкому асфальту мощные дизельные тягачи. Давнишний наш «знакомый» – городской троллейбус превратится в комфортабельный шоссейный электротранспорт дальнего следования. Передний моторный вагон поведет за собой с экспрессной скоростью вереницу удобных, совершенно бесшумных вагонов. Новые дороги страны будут построены так, чтобы пересечения находились на разных уровнях.
Реки наши все больше выпрямляются, берега их одеваются в бетон и гранит. И недалеко то время, когда по рекам и морям двинутся быстроходные пассажирские и большие грузовые электроходы, получая ток от троллейных проводов. Их моторы, мощные и надежные, будут работать от переменного однофазного тока напряжением в 20-25 тысяч вольт.
На экспрессных линиях электроходы смогут принимать пассажиров, не подходя к причалам. На полном ходу к ним на просторные палубы будут спускаться геликоптеры.
На железных дорогах поезда тоже будут останавливаться не у каждой станции. Появятся пассажирские перроны, которые будут двигаться одновременно с поездом. Пассажиры без труда смогут садиться в поезда на ходу. Такие конвейеры – движущиеся тротуары – появятся и в больших городах на наиболее людных улицах. Они заменят для горожан и трамвай, и автобус, и троллейбус, загромождающие улицы.
источник: член-корреспондент Академии наук СССР В. В. Звонков «Окно в будущее. Транспорт завтра» «Техника-молодежи» 1954-03