1

Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

До сих пор полеты в стратосферу осуществляются исключительно с помощью стратостатов. Несмотря на то, что на стратостате можно достичь значительных высот, все же в условиях полета стратостата нельзя исследовать такие важнейшие вопросы, как, например аэродинамические свойства стратосферной среды, действие разреженного воздуха на металл во время скоростного полета, вибрация, работа моторов и т. д.. Между тем изучение всех этих вопросов необходимо дли создании стратосферного самолета.

В 1934 г. в журнале «Техника-молодежи» № 8 была выдвинута идея стратопланера. Эта идея вскоре получила у нас в стране практическое осуществление.

Стратопланер — это тот же стратостат к оболочке которого вместо шарообразной гондолы подвешивается планер герметической кабиной. При достижении определенной высоты планер легко отцепляется от оболочки и самостоятельно спускается на землю Несколько таких пробных полетов, пока еще на небольшую высоту, уже были произведены (см. журнал «Техника — молодежи» №12 за 1938 г.).

Дальнейшим развитием идеи стратопланера может явиться реактивный стратопланер для подъема на большую высоту, Этот летательный аппарат представляется нам в следующем виде. Оболочка имеет объем в 50 тыс. куб. и тросы, на которых подвешивается планер, в отличие от обычного наружного крепления, введены своими верхними концами внутрь оболочки, где и закреплены на внутренней поверхности ее.

Окно в будущее. Реактивный стратопланер

Окно в будущее. Реактивный стратопланер

Планер с герметической кабиной имеет в крыльях шесть реактивных камер, работающих на жидком топливе. В настоящее время такие реактивные приборы для работы в течение 6-7 минут технически проработаны достаточно полно.

Кабина планера рассчитана на двух пилотов и имеет двойное управление.

В случае разрыва оболочки стратопланера пилоты могут произвести мгновенную отцепку планера. Кроме того, в задней части кабины помещается парашют; при необходимости парашют раскрывается и стягивает кабину с крыльев планера. Эта операция облегчается тем, что кабина закреплена между крыльями автоматически выключающимися замками. В самой кабине имеется нижний люк, через который экипаж может выскочить, воспользовавшись индивидуальными парашютами и кислородными приборами

Планер может быть поднят оболочкой до высоты 25-30 тыс. м. При достижении предельной высоты планер отцепляется от оболочки и переходит в пике, т. е. устремляется носом вниз. При таком свободном падении в разреженной среде, где сопротивление воздуха невелико, планер быстро набирает скорость 500 км в час и выхолит из пике. В тот же момент включаются реактивные камеры, и в течение 5-7 минут планер с высоты в 25 тыс. м набирает потолок в 50 тыс. м. Здесь летчики производят все необходимые исследования и начинают планировать к земле. Вначале спуск в разреженной среде совершается с. большой скоростью, но по мере приближения к земле планер встречает на своем пути все более и более плотные слои воздуха, так что при посадке скорость планера составит всего 60-80 км в час.

Окно в будущее. Реактивный стратопланер

Что касается оболочки стратопланера, то она после отцепки планера поднимается на высоту 35 тыс. м. При оболочке имеется радиоприбор системы проф. Молчанова, который автоматически записывает и передает на землю некоторые данные о стратосфере.

Обычно старт стратостата связан с большими трудностями. Даже незначительный ветер вызывает большие ветровые перегрузки, которые грозят аварией. Для того чтобы обеспечить удачный старт в любую погоду, можно построить вертикальный элинг, углубленный в землю на 50-60 м. В таком элинге удобно производить наполнение оболочки водородом, для чего вблизи элинга размещаются газохранилища.

Окно в будущее. Реактивный стратопланер

Контроль оболочки перед стартом, который обычно выполняется с помощью шаров-прыгунов, в вертикальном эллинге значительно упрощается. Здесь по стенам тянется винтовая лестница, позволяющая осматривать любую сторону оболочки.

Старт производится путем автоматической отцепки штопорных приспособлений, удерживающих стратопланер в эллинге.

Для того чтобы при вылете планер не ударялся о стены эллинга, снизу планера подвешивается предохранительная крестовина. Как только планер вышел из эллинга, крестовина автоматически отцепляется.

Для старта достаточно пяти-шести человек.

Реактивный стратопланер и вертикальный эллинг позволят наладить регулярные полеты в стратосферу для всестороннего изучения ее. Это изучение откроет путь стратосамолетам в новые, не достигнутые еще выси стратосферы.

источник: П. ГРОХОВСКИЙ «Окно в будущее. Реактивный стратопланер» «Техника-молодежи» №2-1939 с.53-54

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account