Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
В № 5 [за 1938 г.] журнала «Техника – молодежи» помещен фантастический очерк «№ 699», в котором рассказывается про очень интересную машину будущего. Эта машина – автомобиль, который по желанию водителя может превращаться в самолет. Автор очерка затронул идею, над которой усиленно работает конструкторская мысль. В Америке уже построен аэромобиль, представляющий сочетание автомобиля с так называемым комбинированным крылом. В это крыло вмонтированы два небольших мотора мощностью около 100 л.с. каждый.
На концах крыла расположены шайбы, которые придают устойчивость крылу в полете и служат одновременно рулями поворота. Комбинированное крыло надевается на лимузин легкового автомобиля и закрепляется замками в четырех точках. Штурвал управления пропускается через люк, вырезанный в потолке лимузина. В собранном виде аэромобиль похож на бесхвостый самолет, сконструированный по принципу «летающего крыла».
Конструкция таких аэромобилей очень проста. Комбинированное крыло может превратить в аэромобиль даже обычный легковой автомобиль типа «форд», надо лишь усилить его раму и рессоры.
Вряд ли, однако, такая конструкция найдет широкое применение. Каждый раз для превращения автомобиля в самолет надо совершать процедуру надевания тяжелого крыла. При сухопутном передвижении крыло приходится снимать, так как оно слишком широко и громоздко для поездок по улицам и дорогам. Для взлета аэромобиля требуется аэродром, как и для всякого самолета.
Конструкция будущего летающего автомобиля, о котором рассказывает автор очерка «№ 699», значительно удобнее аэромобиля с отнимающимся крылом уже тем, что «превращение» автомобиля в самолет и обратно может происходить на ходу и не требует много времени. Однако и эта машина имеет существенный недостаток, общий для всех самолетов и особенно досадный для такой машины, которая должна часто переходить от сухопутного передвижения к воздушному. Этот недостаток заключается в том, что для взлета и посадки требуется сравнительно большая ровная площадка.
Для того чтобы избежать этого недостатка, конструкцию летающего автомобиля можно решить по несколько иному принципу. Этот принцип – замена самолетных плоскостей машущими крыльями.
Представим себе такой аэромобиль будущего. В своем «наземном состоянии» это – обычный гладко отполированный, хорошо «зализанный» лимузин. Перед взлетом по бокам лимузина расправляются гибкие стальные пластинки, напоминающие по форме крылья стрекозы. Пластинки начинают описывать «восьмерку» в воздухе, все время увеличивая скорость. Наконец они становятся невидимыми. Счетчик вибрации показывает 8 тыс. колебаний в минуту. Аэромобиль отделяется от земли. Он может подниматься в воздух без всякого разбега. Сначала этот подъем будет очень медленный – не более 1 м/сек, но постепенно вертикальная скорость увеличивается. Набрав достаточную высоту, водитель переводит машину на горизонтальный полёт.
Полет совершается бесшумно. Мотор настолько совершенен, что звук его почти не слышен. Вместо треска пропеллера слышен едва уловимый шелест вибрирующих крыльев. Они в полете не видны, и кажется, что лимузин плывет в воздухе без всяких крыльев. Он такой же, каким был на земле, только его колеса убраны в обтекаемый кожух, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.
Перед посадкой шасси снова выдвигается наружу. Машина может опускаться наклонно или вертикально, медленно или быстро, в зависимости от быстроты вибрации крыльев. Аэромобиль может с большой точностью опуститься на выбранный им пункт – на крышу небоскреба, на лужайку, на площадь города. Здесь он складывает свои крылья и смешивается с обычными автомобилями, стремительно бегущими по городским улицам и дорогам.
источник: П. ГРОХОВСКИЙ, рисунки А. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО и С. ЛОДЫГИНА «Окно в будущее. Летающий автомобиль» // «Техника – молодежи» 1938-07, с. 37-38