Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Всем известны положительные качества мотоцикла. Это – быстроходность, малый расход горючего, дешевизна, небольшой вес. Мотоцикл не требует гаража, его можно хранить в любом сарае. Однако мотоцикл не дает тех удобств, которые имеют пассажиры автомобиля.
Автомобиль, как известно, – машина многоместная, с мягкими удобными сидениями. Шофер и пассажиры хорошо защищены от непогоды и встречного ветра. Однако автомобиль значительно дороже мотоцикла, требует большего расхода горючего, требует гаражного хранения и тщательного ухода.
Ценные качества той и другой машины хорошо сочетаются в амфибии-малолитражке. Она обладает большой скоростью, расходует мало горючего, дешевле и легче автомобиля; пассажиры имеют почти те же удобства, что и в автомобиле. К тому же, в отличие и от мотоцикла и от автомобиля, амфибия-малолитражка обладает новым весьма ценным качеством: она может двигаться по воде.
В основу предлагаемой нами конструкции положены простота проектирования, возможность изготовления даже вне заводских условий, минимальная затрата металла.
Главной и основной частью амфибии является кузов, он воспринимает все нагрузки. Естественно поэтому, что кузов должен отличаться повышенной прочностью.
Идея такого прочного кузова заимствована нами в авиации.
Кузов делается из фанеры по типу «монокока», т. е. как бы из цельного куска. Сначала из фанеры склеивается закрытая обтекаемая форма определенных размеров, затем в этой форме делаются вырезы для колес, окон кабины, мотора и пр.
Для большей прочности кузов укрепляется поперечными шпангоутами.
При серийном производстве такие кузовы можно штамповать из пластмассы.
В носовой части малолитражки устроена полусфера для установки переднего колеса. Два задних колеса заключены в обтекатели.
Амортизация не обязательна, так как амфибия имеет баллонные шины. Однако при желании может быть легко устроена масляная или пружинная амортизация.
Мотор расположен в хвостовой части кузова. Цилиндры выставлены наружу для охлаждения встречным обтекающим потоком воздуха. В амфибии-малолитражке может быть применен обычный мотоциклетный мотор.
Под кузовом устанавливается водяной винт. Он соединен с мотором посредством передач и коробки скоростей. Нажатием педали работа мотора переключается на винт.
Кузов не имеет боковых дверей. Пассажиры попадают в кабину прямо через борт, высота которого от подножки составляет 500 мм.
В кабине устроены мягкие удобные сидения: позади – для двух человек и впереди, у руля,– для водителя.
Кузов закрывается легко передвигаемым фонарем, и вся машина приобретает хорошо обтекаемую форму. Скорость малолитражки может доходить до 100 км в час.
Такие амфибии-малолитражки благодаря простоте конструкции, дешевизне и применению простейших материалов могут быть изготовлены не только в условиях заводской мастерской, но и дворцом пионеров, детской технической станцией, автомобильным кружком, организацией Осоавиахима и т. д..
Амфибия-малолитражка может быть широко использована для туризма, может стать новым увлекательным видом спорта советской молодежи.
источник: П. ГРОХОВСКИЙ; Рисунки А. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО и А. КАТКОВСКОГО. «Окно в будущее. Амфибия-малолитражка» // «Техника-молодежи» 11/1938, с. 50