Статья из жж Андрея Фирсова.
Так сказать, к 80-летию завершения эпопеи…
Тут в предпоследних «Крыльях Родины» была статья Романа Ларинцева/Александра Заблотского про участие бомбардировщиков Хе 111 в снабжении «сталинградского котла» — «Когда нужду выдают на добродетель». При прочтении подобных работ хочется сразу, как Шариков – «все взять и поделить»!
Итак, на «мосту» было задействовано 540 бомбардировщиков Хе 111, которые выполнили «аж» 2566 вылетов в «сталинград-покет»… Ну, вроде как много – аж 43% всех вылетов, больше только Ю-52, которых и было больше… (хотя «хейнкель» вез почти столько же – все же сказывалось «двойное происхождение» — еще и как пассажирский самолет). Но, давайте поделим! Получается, что каждый «Хейнкель» выполнил только 5 вылетов в Сталинград – более чем за два месяца! То есть, один вылет в две недели. Четырнадцать дней! Вот тут и хотелось двумя руками взяться за лицо – они, что, после каждого вылета ездили в отпуск в Германию?
Позвольте, но фрицы гордилось, что в пиковых ситуациях – типа, 22 июня 1941 г., на Курской дуге и т.п. они выполняли до 5-6 вылетов в ДЕНЬ! А Рудель врал аж про 14-17 вылетов. Но как же?
Сразу вспоминается, как принималось у Гитлера решение – оставлять ли Паулюса в Сталинграде и снабжать по воздуху или «выводить» его от туда: Геринг попросил начштаба Йошонека посчитать возможность перевозки заданного объема груза. Тот ведь не дурак? Фрицы организовывали «воздушные мосты» еще с мятежа Франко в Испании в 1936 г. Потом была Албании, «Учения на Везере», высадка в «Нижние земли», «Меркурий», да и «Тайфун» под Москвой снабжался топливом/боеприпасами транспортной авиацией вплоть до «гигантов» Ме 321 — возможности «групп специального назначения» [которые транспортные] он знал. Поделил, умножил и сказал – да без проблем! Но вряд ли Йошонек думал о «боевом напряжении» один вылет в две недели. Сюрпрайз! Видать, там бардак был первостатейный, не случайно, там «ме-е-е-естное» начальство «рядилось», кто будет руководить теми же Хе 111 и далее по списку.
И вот тут стала понятна одна из загадок «воздушного моста» до Паульса… Всегда удивляло, что под конец Сталинградской опупеи, за несколько дней до капитуляции руководить «мостом» прибыл второй человек в люфтваффе фельдмаршал Мильх. Ведь уже все аэродромы в Сталинграде были потеряны, грузы сбрасывались на парашютах, а собрать их, не имея топлива для транспорта, «живодристики» внутри «котла» уже не могли… «Боржоми» было пить поздно! Зачем Мильх?
А похоже, реальное положение дел до «верховного командования» Третьего рейха не доходило. Понадобилось два месяца, чтобы понять, что на «мосту» творится форменный бардак, и разрулить его может только лицо с высшими полномочиями. А сам факт приезда Мильха за несколько дней «до», свидетельствует, что там не понимали, что происходит на фронте, до последнего дня! Вероятно «начальство» по цепочке наверх только сообщало «Все хорошо, прекрасная Маркиза!» А тут бац – «экстракшн»!