Одиссея британских «кенгуру». Часть 3 Самолеты для дальних перелетов, гоночные и учебные самолеты Blackburn Kangaroo
Содержание:
Самолеты для дальних перелетов
Одним из четырех самолетов, принявших участие в первом полете по маршруту Англия – Австралия, был Blackburn Kangaroo – построенный в Британии самолет с австралийским экипажем. Данная машина в 1918 году участвовала в испытаниях по определению летных характеристик и несла военный номер B9970. В гонке, победителю которой правительство Австралии обещало приз в размере £10000, самолет участвовал уже в демилитаризованном варианте с номером гражданской регистрации G-EAOW. Когда 26 мая 1919 года компания Blackburn заявила свой самолет для участия в перелете, экипаж этой машины состоял из трех человек: лейтенанта Вальдемара Рендла, Чарльза Кингсфорда Смита (Charles Kingsford Smith) и Сирила Мэддокса (Cyril Maddocks), но ФАИ не допустила двух последних к участию в полете.
Таким образом, когда «кенгуру» 21 ноября 1919 года в 10:37 – спустя 9 дней после возвращения победителей этих гонок братьев Росса и Кейта Смитов (Ross and Keith Smith) и их Vickers Vimy G-EAOU – вылетел из Хаунслоу с экипажем из лейтенанта Рендла (первый пилот), лейтенанта Д. Р. Уильямса (Lt D. R. Williams; второй пилот), кавалера Военного креста капитана (позднее сэра) Хьюберта Уилкинса (Capt [later Sir] Hubert Wilkins, MC; штурман и командир экипажа) и лейтенанта Дж. Х. Поттса (Lt G. H. Potts; бортинженер). Двигатели Falcon II, изготовленные компанией Rolls-Royce со всем тщанием и умением, были оснащены специальными карбюраторами и снабжены увеличенными радиаторами для полета в тропиках. На верхней часть центроплана верхнего крыла был смонтирован большой вспомогательный напорный топливный бак, а в передней части фюзеляжа был установлен комплект органов управления.
В первый день Kangaroo (G-EAOW) достиг расположенного в 60 милях (97 км) от Парижа города Ромуйи (Romilly), но из-за плохой погоды и встречного ветра дальнейшее продвижение вперед было медленным. Маршрут самолета был следующим:
21 ноября | Хаунслоу – Ромуйи |
28 ноября | Ромуйи – Сен-Рафаэль |
29 ноября | Сен-Рафаэль – Пиза |
30 ноября | Пиза – Рим |
3 декабря | Рим – Таранто |
5 декабря | Таранто – бухта Суда (Крит) |
К тому времени, когда самолет достиг бухты Суда, Крит, магнето дважды выходили из строя и спустя три дня – после очередной поломки магнето – экипаж, заподозривший саботаж, решил прекратить полет. Когда 8 декабря самолет находился в 80 милях (129 км) от Крита труба из откачивающего насоса, соединявшего маслобак и левый двигатель (Rolls-Royce Falcon II No.59), разрушилась, по-видимому, в результате усталости, вызванной сгибанием ее назад и вперед. Лейтенанту Рендлу удалось развернуть самолет и, долетев на одном двигателе, сесть на острове. В ходе тяжелой посадки, осложнявшейся попутным ветром, самолет наехал на небольшую канаву, проколол шину, развернулся, покатился к земляной насыпи и медленно накренился на нос. Никто не пострадал и машина никаких повреждений не получила, но телеграммы в Англию с просьбой прислать запасной двигатель настолько исказились в пути, что никаких авиамоторов получено не было, и самолет оставался в бухте Суда и в июле 1921 года.
Когда был объявлен второй приз в размере £10000 – на этот раз газета «Daily Express» объявила об организации полета из Англии в Индию и обратно, – компания Blackburn Aeroplane and Motor Co Ltd быстро внесла Kangaroo (B9977; номер гражданской регистрации G-EAMJ) в число участников; экипаж самолета состоял из Р. У. Кенуорти (пилот) и капитана Хьюберта Уилкинса (штурман). Оплата эксплуатационных расходов была гарантирована газетой «Yorkshire Evening News», и самолет был оборудован трехместной кабиной, разработанной для «кенгуру» G-EAIT.
Самолет был перегружен топливными баками, большой номенклатурой запасных частей и обязательной коммерческой нагрузкой, включая и тонну упакованных в ящики бутылок с виски, подаренных шотландским спиртоводочным заводом. Для улучшения управляемости на песчаных аэродромных поверхностях самолет получил шины увеличенного диаметра. В компании Rolls-Royce тщательно проверили и настроили двигатели Falcon III и установили тропические радиаторы увеличенной площади того же типа, что были установлены на Kangaroo G-EAOW.
Из всех предварительных заявок на участие окончательно была утверждена только одна – Handley Page O/400 G-EASO Old Carthusian II под управлением майора Э. С. МакЛарена (Maj A. S. MacLaren). Однако полет не состоялся, так как 11 мая 1920 года Министерство авиации отложило запуск на неопределенный срок. В телеграмме командующего Королевскими ВВС на Ближнем Востоке сообщалось, что полеты к востоку от Каира запрещены из-за напряженных отношений с арабами.
Позднее в этом же году Kangaroo должен был участвовать в британской авиационной арктической экспедиции, но и на этот раз машина производства компании Blackburn в перелете не участвовала.
Гоночные и учебные самолеты
Вероятно самым памятным днем в истории Blackburn Kangaroo стало 8 сентября 1922 года, когда предназначенная для полета в Индию (номер гражданской регистрации G-EAMJ) и оснащенная салоном машина (модифицирована в восьмиместную) и оснащенный открытой кабиной «кенгуру» (G-EAIU) выстроились в Кройдоне для участия в первых гонках на кубок короля (King’s Cup Race). Самолеты, оснащенные специально настроенными компанией Rolls-Royce двигателями Falcon III, прибыли из Бро в Кройдон во вторник 5 сентября.
Kangaroo G-EAMJ был представлен не кем иным как достопочтенным Уинстоном Черчиллем (член парламента) и в полете управлялся кавалером ордена «За выдающиеся заслуги» подполковником Спенсером Греем (Lt Col Spenser Grey, DSO), который еще в 1911 году был владельцем самолета Blackburn Mercury III. Kangaroo G-EAIU был представлен сэром Уолтером де Фресом (Sir Walter de Frece; член парламента); пилотировал машину Р. У. Кенуорти.
Сопровождаемый коммандером (капитаном 2-го ранга) Риском (Cdr Risk) и несколькими механиками Спенсер Грей взлетел на 10 минут раньше Кенуорти. К сожалению, у обоих самолетов были небольшие успехи. Так, компас самолета Спенсера Грея сломался, и он был вынужден приземлиться в Джарроу-он-Тайн (Jarrow-on-Tyne), чтобы спросить дорогу. На ночь два «кенгуру» остановились на участке Таун Мур (Town Moor), Ньюкасл, и следующим утром отправились в полет через горы в направлении Ренфрю (Renfrew). Без компаса и Спенсера Грея не было никакого другого варианта кроме как следовать за Кенуорти. После дозаправки оба самолета повернули на юг в сторону Манчестра, где обе машины прекратили участие в соревнованиях. Победителем гонки стал Ф. Л. Барнард (F. L. Barnard), летевший на знаменитом D.H.4A (номер гражданской регистрации G-EAMU), а несколько дней спустя с этих двух «кенгуру» были сняты все четыре двигателя и выставлены на продажу по цене £485 за штуку!
Учебные самолеты
После того как в 1920 году попытка коммерческого применения оказалась провальной, компания North Sea Aerial and General Transport Co Ltd сохранила машины и использовала их для увеселительных и демонстрационных полетов вплоть до 1924 года, когда в Бро под управлением компании была основана школа резерва Королевских ВВС. Для обеспечения резервистам и строевым летчикам Королевских ВВС, проходившим курсы повышения квалификации, практики полетов на двухмоторных самолетах сохранившиеся Kangaroo были оснащены двойным управлением в расположенных тандемом кабинах. Окрашивались учебные самолеты серебрянкой и покрывались аэролаком. 5 мая 1925 года в Бро самолет-ветеран G-EAIT разбился; вместе с машиной погиб и пилот Макдональд (Macdonald).
После этой катастрофы три более старых машины были взяты с хранения и модифицированы по стандарту G-EAIT. Самолеты были оснащены двигателями Falcon II, поскольку все имевшиеся на тот момент запасы авиамоторов Falcon III были переданы на оснащение тяжелых истребителей Bristol Fighter. Машины, получившие номера гражданской регистрации G-EBOM, G-EBPK и G-EBMD, получили имена Pip, Squeak и Wilfred в честь популярных рисованных персонажей газеты «Daily Mirror». Вплоть до 1928 года – времени вывода машин из эксплуатации – самолеты делали не отмеченную яркими событиями, но очень важную работу по обучению пилотов; часто «кенгуру» можно было увидеть в районе Хамбера (Humber). К марту 1929 года самолеты были доставлены в Шерберн-ин-Элмет (Sherburn-in-Elmet) и помещены в ангары йоркширского аэроклуба (Yorkshire Aeroplane Club). Затем списанные машины со временем по одной изымали из ангаров и отправляли на слом.
Единственной деталью, оставшейся от этих самолетов, стал воздушный винт, который был очищен и отполирован членами нынешнего йоркшиского летного клуба (Yorkshire Flying Club). Оборудованный часами пропеллер служить в качестве украшения помещения клуба в международном аэропорте Лидс Брадфорд, Йидон (Yeadon). Этот винт пролежал в огромной куче песка, использовавшейся в качестве балласта при летных испытаниях построенных в Йидоне бомбардировщиков Avro Lancaster. Лишь в 1965 году, когда бульдозер подрядчика снес ее, пропеллер был вновь извлечен на свет.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Blackburn Kangaroo (B9970)
Назначение: бомбардировщик
Компания-производитель: The Blackburn Aeroplane and Motor Co Ltd, Olympia Works, Раундхей-Роад (Roundhay Road), Лидс и аэродром Бро, Восточный Йорк
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: два двенадцатицилиндровых рядных двигателя водяного охлаждения, вращавших четырехлопастные винты
• Rolls-Royce Falcon II развивали по 250 л.с.
• Rolls-Royce Falcon III развивали по 270 л.с.
Размеры [1]:
размах крыльев
верхнего 74 фт 10,25 дйм (22,815 м)
нижнего 53 фт 1 дйм (16,18 м)
сложенных 46 фт 1 дйм (14,05 м)
длина 44 фт 2 дйм (13,62 м)
высота 16 фт 10 дйм (5,13 м)
Масса [1]:
• трех членов экипажа 540 фнт (245 кг)
• двух пулеметов Lewis 33 фнт (15 кг)
• боекомплекта 127 фнт (58 кг)
• оборудования 303 фнт (137 кг)
• военной нагрузки 1003 фнт (455 кг)
пустого самолета 5284 фнт (2397 кг)
военной нагрузки 1003 фнт (455 кг)
топлива (215,5 галлона [979,7 л]) 1570 фнт (712 кг)
масла (16 галлонов [73 л]) 160 фнт (73 кг)
общая 8017 фнт (3637 кг)
Летные характеристики [1]:
скорость на высоте 6500 футов (1981 м) 98 миль/ч (158 км/ч)
скорость на высоте 10000 футов (3048 м) 86 миль/ч (138 км/ч)
начальная скороподъемность 480 фт/мин (146 м/мин)
скороподъемность на высоте 5000 футов (1524 м) 305 фт/мин (93 м/мин)
скороподъемность на высоте 10000 футов (3048 м) 115 фт/мин (35 м/мин)
максимально достижимая высота полета 10600 фт (3231 м)
время набора максимальной высоты 44 мин 0 сек
скороподъемность на максимальной высоте 90 фт/мин (27 м/мин)
абсолютный потолок 13000 фт (3962 м)
продолжительность полета 8 ч
Результаты сравнительных испытаний, проведенных 19 января 1918 года в Мартлшем-Хите между прототипами Avro 529 и Blackburn Kangaroo
Kangaroo | Avro 529 | |
Общий вес, фнт (кг) | 8017 (3637) | 6309 (2862) |
Максимальная скорость на высоте 10000 футов (3048 м), миль/ч (км/ч) | 86 (138) | 89 (143) |
скороподъемность на высоте 2000 футов (610 м), фт/мин (м/мин) | 430 (131) | 640 (195) |
скороподъемность на высоте 5000 футов (1524 м), фт/мин (м/мин) | 305 (93) | 500 (152) |
скороподъемность на высоте 10000 футов (3048 м), фт/мин (м/мин) | 115 (35) | 260 (79) |
Производство:
Прототип B9970 и девятнадцать серийных самолетов B9971-B9989 (первоначально N1720-N1739) были изготовлены в соответствии с договором A.S.7469 и следующим графиком поставок:
Месяц | Номера самолетов | Месяц | Номера самолетов |
январь 1918 | B9970 | июль 1918 | B9981-B9984 |
апрель 1918 | B9971-B9972 | август 1918 | B9985-B9988 |
май 1918 | B9973-B9976 | сентябрь 1918 | B9989 |
июнь 1918 | B9977-B9980 |
B9973 и B9977 были поставлены Королевским ВВС 8 мая и 18 июня соответственно. B9983 разбился в Ситон-Карю, находясь в составе 246-й эскадрильи. Один неустановленный Kangaroo (вандалы вырезали военные номера) разбился в Хорнси (Hornsea), графство Восточный Йоркшир, хотя был поставлен в Ситон-Карю.
Переделка в гражданские варианты:
С пассажирским салоном | Учебный с двойным управлением | |
Вес пустого | 5300 фнт (2404 кг) | 5150 (2336 кг) |
Общий вес | 8100 (3674 кг) | 8020 (3638 кг) |
Максимальная скорость | 98 миль/ч (158 км/ч) | 98 миль/ч (158 км/ч) |
Время набора высоты 1000 футов (305 м) | 2 мин | 2 мин |
Дальность полета | 410 миль (660 км) | 580 миль (933 км) |
(a) для компании Grahame-White Aviation Co Ltd (доставлены из Ситон-Карю в Хендон 11 мая 1919 года)
G-EADE | бывший B9981; зарегистрирован в июне 1919 года; свидетельство лётной пригодности выдано 21 июня 1919 года; разбился в Хендоне 29 июня 1919 года |
G-EADF | бывший B9982; зарегистрирован 8 июня 1919 года; свидетельство лётной пригодности выдано не было; разбился на взлете в Хендоне 31 мая 1919 года |
G-EADG | бывший B9985; свидетельство лётной пригодности выдано 6 июня 1919 года, зарегистрирован 11 июня 1919 года; свидетельство лётной пригодности обновлено 8 июня 1920 года; изъят из эксплуатации 7 июня 1921 года по истечении срока действия свидетельства лётной пригодности |
(b) для компании North Sea Aerial Navigation Co Ltd (в1920 году название было изменено на North Sea Aerial and General Transport Co Ltd)
G-EAIT | бывший B9978; с пассажирским салоном; зарегистрирован 1 августа 1919 года; свидетельство лётной пригодности выдано 11 августа 1919 года; изъят из эксплуатации 11 августа 1921 года по истечении срока действия свидетельства лётной пригодности; 2 марта свидетельство летной годности было перевыпущено после преобразования машины в учебный самолет с двойным управлением; разбился в Бро 5 мая 1925 года |
G-EAIU | бывший B9973; салон открытого типа; зарегистрирован 1 августа 1919 года; свидетельство лётной пригодности выдано 1 сентября 1919 года; изъят из эксплуатации 12 сентября 1923 года по истечении срока действия свидетельства лётной пригодности; 18 мая 1924 года свидетельство летной годности было перевыпущено после преобразования машины в учебный самолет Bonzo с двойным управлением (срок действия до 19 апреля 1929 года); отправлен на слом в Шерберн-ин-Элмете |
G-EAKQ | бывший B9972; с пассажирским салоном; зарегистрирован 18 августа 1919 года; свидетельство лётной пригодности выдано 9 сентября 1919 года, обновлено 5 сентября 1920 года; продан летной службе перуанской армии в июле 1921 года |
G-EAMJ | бывший B9977; с пассажирским салоном; зарегистрирован 8 сентября 1919 года; свидетельство лётной пригодности выдано не было; в 1922 году участвовал в гонках на кубок короля; в 1924 году переделан в учебный самолет с двойным управлением (Felix the Cat); свидетельство лётной пригодности выдано 20 июня 1924 года (срок действия до 2 февраля 1929 года); отправлен на слом в Шерберн-ин-Элмете |
G-EAOW | бывший B9970; зарегистрирован компанией Blackburn Aeroplane and Motor Co Ltd для участия в полете в Австралию 24 октября 1919 года; свидетельство лётной пригодности выдано 17 ноября 1919 года; брошен на Крите 8 декабря 1919 года |
G-EBMD | военный номер неизвестен; зарегистрирован 13 августа 1925 года для переделки в учебный самолет с двойным управлением (Wilfred) в соответствии с распоряжением № 8837; свидетельство лётной пригодности выдано 21 января 1926 года (срок действия до 7 февраля 1929 года); отправлен на слом в Шерберн-ин-Элмете |
G-EBOM | военный номер неизвестен; зарегистрирован 18 июня 1926 года для переделки в учебный самолет с двойным управлением (Pip) в соответствии с распоряжением № 8838; свидетельство лётной пригодности выдано 13 июля 1926 года; разбился в Бро в результате аварии двигателя 29 мая 1928 года; пилот – пайлот-офицер (лейтенант авиации) Э. О. Филден (F/O E. B. Fielden) |
G-EBPK | военный номер неизвестен; зарегистрирован 18 июня 1926 года для переделки в учебный самолет с двойным управлением (Squeak) в соответствии с распоряжением № 8840; свидетельство лётной пригодности выдано 3 февраля 1926 года (срок действия до 2 июля 1929 года); отправлен на слом в Шерберн-ин-Элмете |
[1] ссылка на отчет экспериментального центра авиации и авиационного вооружения (Aeroplane & Armament Experimental Establishment – A&AEE) от 25 января 1918 года по результатам испытаний (Report M.169) прототипа Blackburn Kangaroo (военный номер B9970), оснащенного двумя двигателями Rolls-Royce Falcon II (№9 [левый] и №2 [правый]),которые вращали четырехлопастные винты S.D.440 диаметром 9 футов 10 дюймов (2,98 м) и при 2000 об/мин развивали мощность по 250 л.с. каждый
источник: A. J. Jackson «Blackburn Aircraft since 1909»