Одесские автомобилисты 1911 года. Люди и машины.
Познакомиться ближе с одесскими автомобилистами начала XX в. можно благодаря документам Государственного архива Одесской области. Так среди ценных документов ГАОО есть дело из фонда № 16 "Одесская городская дума", опись № 128, дело № 380 за 1911 год "Списки владельцев автотранспорта и шоферов и запросы на выдачу разрешений на право управления (с фотографиями)".
Всего в 1911 году Одесская городская управа выдала 101 билет на право управления автоматическими экипажами на улицах полумиллионного города. В деле отсутствуют сведения о служебных авто пожарной команды, полиции и автомобильные кареты медицинских учреждений.
Билеты частным лицам и предприятиям выдавались и переоформлялись ежегодно — значит, чуть больше ста лет назад один частный автомобиль приходился примерно на 5000 жителей.
Автовладелец подавал в городскую управу запрос, где отмечал свои персональные данные. А чиновники управы записывали в анкету основные характеристики авто: размеры, вес, допустимое давление на ось, тип двигателя и мощность (вид топлива, числа лошадиных сил и оборотов в минуту), информацию о типе тормозов и звуковые сигналы, фабричный номер автомобиля.
После того чиновники осматривали техническую исправность автомобиля, проверяли навыки шоферов, изымали старый водительский билет и выдавали новый на один год.
Права на управление автоматическим экипажем, выданные Одесской городской управой водителю Владимиру Даниловичу Панько в октябре 1909 года. Проштампованная фотография крепилась на шнуре через отверстия слева
Проанализировав сведения о автовладельцев Одессы 1911 года, можно изложить данные в графическом виде так:
К тому же добавим, что из 101 автомобиля в Одессе большинство принадлежало частным лицам (73 авто) и только 28 — частным учреждениям и предприятиям.
Среди счастливых обладателей автомобилей большинство составляли подданные Российской империи, но и было 13 иностранцев, проживающих в Одессе которые не могли отказаться от такой роскоши — как собственное авто.
Если рассмотреть гендерный аспект, то мы увидим абсолютное доминирование мужчин в автомобильной деле сто лет назад. Это в наше время женщина за рулем — обычное явление и анекдоты на эту тему уже давно считаются дурным тоном.
Водитель Р.Томашевський. На фото, возможно, ждет хозяйку автомобиля Антонину Мальовану вблизи парикмахерской (на заднем фоне). На переднем плане авто видно гудок для звукового сигнала и фонарь.
Сто лет назад среди всех фамилий шоферов и автовладельцев, мы нашли только одну женщину — одесситка Антонина Юльевна Малеванная, жена капитана 1 ранга, владела автомобилем французского производства "Клемент Баярд".
Большинство автовладельцев были людьми состоятельными и могли себе позволить нанять шофера.
Автомобили они покупали для статуса, к тому же места шоферов в большинстве авто того времени существенно уступали в комфорте местам для пассажиров.
Шофер Артем Ситников за рулем автомобиля А.К.Леонарда на улицах Одессы. Зима 1911
В то же время молодые одесситы, если владели автомобилем, то не пренебрегали возможностью управлять лично.
Автоматический экипаж одесской семьи Конельских
В семьях одесских купцов и предпринимателей распространенной была практика, когда авто покупалось и оформлялся на имя главы семьи, а управлял автоматическим экипажем кто-то из младших — сын или внук.
Купеческая семья одесских автомобилистов. Сидит — отец Д.П.Скарлато (автовладелец), стоит рядом — сын П.Д.Скарлато (водитель)
Но все же случаи, когда автовладелец сам управлял своим авто, были скорее исключением. Состоятельные одесситы, владельцы автоматических экипажей нанимали на эту работу профессиональных шоферов или учили водительским навыкам свою прислугу.
Значительную часть профессиональных шоферов составляли первые одесские таксисты, которые работали на 18-ти автомобилях, принадлежавших двум одесским таксомоторным паркам.
Одесские таксисты начале XX века
Около трети наемных водителей были одесситами, примерно столько же были выходцами из соседних украинских губерний, пятая часть профессиональных шоферов приехали из других губерний Российской империи.
Фотография водителя И.Шапиро. Одесса, 1911 год. Очки — типичный аксессуар шоферов начале XX века
Кроме того, стоит упомянуть, что 15 автоводителей были подданными иностранных государств и, как правило, приезжали из-за границы вместе с владельцами автомобилей.
Темнокожий француз Б.Жиль за рулем
Так из Франции в апреле 1911 года в Одессу вместе с владельцем автомобиля Chenard-Walcer Лео Тюллии приехал темнокожий водитель Б.Жиль:
Темнокожий шофер из Франции Б.Жиль. Одесса. Апрель 1911
Это далеко не все раритетные фото, хранящиеся в этой ценной делу в хранилищах Государственного архива Одесской области.
Фотография шофера А.Менга в кожаной куртке, теплой шапке и с защитными очками
Но даже этого достаточно, чтобы почувствовать дух старой Одессы и закрыв глаза, услышать не шум сигналов и сирен современных авто, а звонкий клаксон их автомобильных предков.