Облететь полмира, чтобы вернуться домой. Одиссея летающей лодки Boeing 314 Pacific Clipper

15
Облететь полмира, чтобы вернуться домой. Одиссея летающей лодки Boeing 314 Pacific Clipper

Облететь полмира, чтобы вернуться домой. Одиссея летающей лодки Boeing 314 Pacific Clipper

Статья Вернера Фишбаха (Werner Fischbach) была переведена уважаемым коллегой NF и доработана мной. Перевод был выполнен в ноябре 2020 года.

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие редакции: 7 декабря 1941 года летающей лодке Boeing 314 авиакомпании Pan American нужно было потратить всего лишь несколько часов на то, чтобы добраться до Окленда, Новая Зеландия, и взять курс обратно. Однако запланированный обратный перелет в Сан-Франциско был невозможен. Причиной этому был удар японской палубной авиации по базе ВМС США Перл-Харбор, результатом которого стало вступление Соединенных Штатов в войну с Японской империей. Путь на восток летающей лодке был перекрыт, и её экипажу оставался только полет в западном направлении –почти кругосветный перелет. Об эпичной одиссее летающей лодки Boeing 314 рассказывает Вернер Фишбах.

Сначала радист летающей лодки Boeing 314A Pacific Clipper (гражданский номер регистрации NC18609) не поверил своим ушам и только что записанному радиосообщению: японская морская авиация этим утром атаковала базу ВМС США Перл-Харбор, после чего Соединенные Штаты оказались втянутыми во Вторую Мировую войну. Командир воздушного корабля (капитан) Роберт Форд (Robert Ford) сразу же отдал приказ соблюдать абсолютное радиомолчание и решался продолжать полет с 12 пассажирами и 10 членами экипажа в соответствии с первоначальными планами. Спустя два часа летающая лодка Pacific Clipper совершила посадку в гавани Окленда. Однако эта посадка была не только удачным завершением шестидневного перелета в из США и Новую Зеландию, но и одновременно началом одиссее летающей лодки Boeing 314 к восточному побережью Соединенных Штатов.

Далее в направлении на запад

Ежедневно экипаж посещал в Окленде перегруженный радиоузел посольства США для того, чтобы получить дальнейшие указания из расположенной в Нью-Йорке штаб-квартиры авиакомпании Pan American (PAN AM). Указание было получено спустя несколько дней, и оно поставило перед экипажем чрезвычайно сложную задачу. Указание из далекого Нью-Йорка гласило:

«Pacific Clipper, летите на запад».

Другими словами летающая лодка Boeing 314A должна была лететь по западному маршруту и прорваться к восточному побережью США. Если учесть, что этот гидросамолет начал свой путь в Сан-Франциско, то машина должна была совершить почти кругосветный перелет. На первый взгляд данное указание не обнадеживало командира воздушного корабля Роберта Форда и возглавляемый им экипаж. Им предстояло пролететь около 30000 морских миль (55560 км) по морям и странам, в которых никто из экипажа ни разу не был и о которых члены экипажа имели смутное представление. Кроме того, экипаж должен был самостоятельно позаботиться обо всех аспектах предстоящего полета: планирование трассы, снабжение горючим, запасными частями, продовольствием и местами проживания на промежуточных стоянках. И все это во время охватившей планету Второй Мировой войны и связанными с этим опасностями.

Небольшой полет в обратном направлении и затем путь в Австралию

Сначала машина должна была лететь в Нумеа – главный город острова Новая Каледония, – где неделю назад уже была совершена промежуточная посадка. На Нумеа летающая лодка должна была забрать персонал авиакомпании PAN AM и доставить его в Австралию. Вечером 16 декабря летающая лодка Boeing 314A поднялась в темноте в воздух и исчезла в северо-восточном направлении. Машина, взявшая курс на Нумеа, на рассвете совершила посадку в пункте назначения. Роберт Форд сошел на берег и приказал руководителю станции собрать весь персонал и в течение двух часов приготовиться к отлету. Спустя два часа полностью заправленный Pacific Clipper поднялся в воздух и во второй половине дня совершил посадку в гавани города Гладстон (Gladstone), штат Куинсланд, Австралия.

После того, как пассажиры покинули борт, перед экипажем возникла еще одна проблема. Хотя в Сан-Франциско экипаж получил достаточно денег для полета в Окленд и возвращения домой, однако этих денег было слишком мало для почти кругосветного перелета до восточного побережья Соединенных Штатов. Однако во время стоянки Роберт Форд встретился с одним из служащих банка и сообщил о своем финансовом положении, которое не позволяло самолету совершить столь протяженный перелет.

«Возможно, что по законам военного времени меня за это расстреляют»

– подумал служащий банка, но утром в субботу он пошел в банк, открыл сейф и передал из него Ричарду Форду 500 долларов США. Данной суммы должно было хватить для всего перелета до Нью-Йорка.

Ричард Форд планировал лететь из Гладстона в северо-западном направлении через штат Куинсланд до Дарвина, а затем над Тиморским морем до Нидерландской Ост-Индии (ныне Индонезия), полагая, что острова Ява и Суматра все еще находятся под контролем голландцев. После того как следующим утром гидросамолет Pacific Clipper поднялся в воздух, похожая на джунгли растительность быстро сменилась широкими лугами и песчаниками. За все время полета экипаж не смог найти ни одной пригодной для посадки реки. Под вечер стал виден Дарвин и, Роберт Форд посадил летающую лодку. До линии фронта было не особенно далеко, и Дарвин – самый северный город Австралии – был на военном положении. Экипажу летающей лодки было предложено отдохнуть, принять душ и сменить одежду. К удивлению, или скорее к радостной неожиданности, экипаж летающей лодки был размещен в армейском борделе.

Британские истребители-перехватчики, минное поле и японская подводная лодка

Поскольку сообщения о продвижении японцев были не очень оптимистичны, Ричард Форд не хотел слишком долго оставаться в Дарвине, и поэтому вечером экипажем была начата заправка летающей лодки Pacific Clipper. Это было утомительной работой, поскольку сначала надо было поднимать на высокорасположенное крыло канистры емкостью 5 галлонов (22,7 л) и уже из них заправлять баки.

Следующим утром летающая лодка Boeing 314A поднялась в воздух и взяла курс на Индонезию. Американцам предстояло пролететь 1400 морских миль (2593 км) до расположенного в глубине большого залива города Сурабая – второго по величине города на острова Ява. Сурабаю, которая являлась крупнейшей военно-морской базой Нидерландской Ост-Индии, защищали британские сухопутные войска и ее ПВО обеспечивала эскадрилья ударных самолетов Bristol Beaufort, использовавшихся англичанами в качестве истребителей-перехватчиков. Когда летающая лодка Pacific Clipper приблизилась к Сурабае, её перехватили несколько «бофортов». К несчастью сигналы опознавания, полученные экипажем летающей лодки в Австралии и подаваемые британским перехватчикам, не были распознаны, поскольку были ошибочными. Когда перехватчики приблизились к летающей лодке, ее экипаж почувствовал себя не самым лучшим образом. Это усугублялось тем, что до сих пор британские летчики не видели летающих лодок типа Boeing 314 и не знали как себя вести. В завершение радиостанция гидросамолета вышла из строя и американцы не могли связаться с британскими летчиками. Впрочем, они могли отслеживать переговоры англичан. В конечном итоге вмешалось британское наземное командование, согласившееся с посадкой самолета Pacific Clipper. Разумеется, это было сделано со значительным дополнением:

«Если они делают что-нибудь подозрительное, стреляйте по ним в воздухе!»

После захода на посадку проблемы не продолжились. Поскольку гавань Сурабаи была заполнена боевыми кораблями, то Ричард Форт решил сесть на воду за ее пределами и добраться до порта с помощью буксира. Однако после того как летающая лодка приводнилась, буксир вместо того, чтобы «взять крюк» от гидросамолета Pacific Clipper стоял у выхода из бухты. Причина такого поведения экипажа буксира была вполне очевидна: Ричард Форд совершил посадку на минное полет, и капитан буксира не хотел рисковать своим судном.

Следующая неожиданность не заставила себя долго ждать. Британские военные пояснили, что американцы не могут получить авиационный бензин с октановым числом 100, так как этот сорт топлива был зарезервирован для их самолетов. Единственное что мог получить американский экипаж, это бензин с более низким октановым числом, которого имелось в достаточном количестве и который был хорош для автомобилей. Два бортинженера летающей лодки Хоманс К. «Свеше» Рот (Homans K. «Swede» Roth) и Джон В. «Джоко» Париш (John B. «Jocko» Parish) разработали план, на который они возглавляли большие надежды. Однако они не знали: сработает данный план или нет. Рот и Париш откачали авиационный бензин в крыльевые баки, закачав в освободившиеся баки автомобильный бензин с меньшим октановым числом.

Когда летающая лодка Pacific Clipper стартовая в Сурабае, двигатели потребляли авиационный бензин из крыльевых баков, но после набора высоты несколько сотен футов мощность двигателей была несколько снижена, а они сами были переключены на топливные баки с автомобильным бензином. Двигатели стали работать неустойчиво, усилилась вибрация, но они продолжали работать. Впрочем, это было лучше, чем оставлять летающую лодку японцам.

Ричард Форд взял курс на северо-запад, и после того как летающая лодка Boeing 314A прошла параллельно побережью Суматры, она направилась в сторону открытого Индийского океана. Данный этап перелета был очень сложным, поскольку у экипажа отсутствовали навигационные карты этой области, и единственной информацией были географические координаты их цели Тринкомали – базы Королевского флота на Цейлоне. Хотя на основе этих данных второй помощник капитана и штурман Родерик Н. Браун (Roderick N. Brown) начертил собственную карту, он не испытывал иллюзий, что с ее помощью можно добраться до Тринкомали. Более того, он не был уверен, что о ней можно добраться до Цейлона!

Когда летающая лодка приблизилась к Цейлону, Ричард Форт перевел машину в снижение. Когда гидросамолет Pacific Clipper оказался ниже облаков, экипаж внезапно увидел, что на поверхности моря перед летающей лодкой находится японская подводная лодка. Расчет орудия подводной лодки бросился к пушке, а Ричард Форд, дав полный газ, начал набор высоты, и двигатели, работавшие на автомобильном бензине с более низким октановым числом, загудели особенно громко.

После посадки в Тринкомали экипаж летающей лодки был приглашен для беседы британским военным командованием, которое, разумеется, очень интересовало все то, что во время полета увидели американцы. Когда Ричард Форд сообщил британским офицерам об обнаруженной в надводном положении японской подводной лодке, англичане стали отрицать это, и офицер флота высказал сомнения, что американцы вообще могли бы опознать подлодку. Командира лодки Форта раздражало это недоверие, но поскольку он зависел от англичан, он воздержался от комментария.

Трудности дальнейшего полета

В рождественский сочельник летающая лодка Boeing 314 продолжила свой полет. В то время, когда несколько перегруженная машина летела во влажном тропическом воздухе, сильный хлопок раздался в двигателе №3. Это отказал один из его четырнадцати цилиндров. Масло из отказавшего двигателя стало вытекать на крыло, и Форд решил заглушить и вернуться в Тринкомали.

Ремонт двигателя растянулся на весь вечер рождественского сочельника и первый день рождественских праздников, и поэтому смог Pacific Clipper продолжить полет только 26 декабря. Самолет шел над индийским океаном, и во второй половине дня совершил посадку в Карачи. После заслуженных душа и небольшого отдыха экипаж занял свои места в летающей лодке продолжил полет над Оманским заливом и после восьмичасового перелета совершила посадку в Бахрейне.

Представители британской военной администрации посоветовали американам не лететь через Саудовскую Аравию, поскольку в этой стране уже несколько самолетов были обстреляны и затем принуждены к посадке. Сначала Ричард Форд летел 20 минут на север, а затем взял курс на запад. Через несколько часов полета гидросамолет Pacific Clipper выскочил из облаков, и экипаж летающей лодки к своему удивлению обнаружил себя над мечетью Мекки. Позднее Ричард Форд так рассказывал об этом эпизоде:

«Я мог видеть, как люди выбегали из мечети. Возможно они стреляли в нас, но к счастью не попали».

Ближе к вечеру летающая лодка Pacific Clipper достигла Нила, и Ричард Форд вел машину вдоль русла реки до Хартума, где самолет авиакомпании PAN AM приветствовал личный состав Королевских ВВС. Форд планировал продолжить полет к Леопольдвиллю, Бельгийское Конго, и пересечь южную Атлантику. У американцев не было другого маршрута кроме этого: Ричард Форд хорошо знал насколько опасно лететь над Сахарой, поскольку не было никакой уверенности в том, что в случае вынужденной посадки экипаж будет найден.

Следующим утром гидросамолет Boeing 314 продолжил свой полет. Предстоял длинный перелет и поэтому взлетели рано для того, чтобы иметь возможность завершить перелет в дневное время. Спустя несколько часов ландшафт под летающей лодкой стал меняться. Сначала пустыню сменили покрытые кустарниками пространства, а затем тропические джунгли. Машина пролетала над маленькими реками и деревнями, которые не могли найти на своей карте, и когда внезапно под самолетом была обнаружена большая река, было принять решение сесть на ее поверхность. После посадки экипаж установил, что находится в Конго недалеко от города Бумба (Bumba). До Леопольдвилля оставалось всего 500 миль, и это расстояние было преодолено к вечеру того же дня. В Леопольдвилле экипаж Pacific Clipper ждал приятный сюрприз. Авиакомпания Pan American отправили в Леопольдвилль менеджера и радиста, которые с холодным пивом приветствовали экипаж летающей лодки.

Домой через Южную Атлантику

Назначенный на следующий день взлет прошел в напряженной обстановке. Топливные баки летающей лодки Boeing 314 были заполнены до самых горловин, и машина была несколько перегружена. Тропическая жара и скорость течения реки Конго, составлявшая примерно 6 узлов (11 км/ч) добавляли проблем. Тем не менее, Ричарду Форду удалось поднять Pacific Clipper в воздух почти перед самым водопадом. Однако после этого проблемы не закончились. Машина летела над водопадом в ущелье, и экипажу казалось, что они как будто летят в каньоне. После старта первые пять минут силовая установка работала на взлетном режиме, и температура двигателей захватывающей дух скоростью стала приближаться к красной черте. После того как скальные стены ущелья остались позади, под летающей лодкой расстелилась морская гладь. Перед экипажем Pacific Clipper лежали примерно 3000 миль (4830 км) океана. Американцев охватил энтузиазм – после всех трудностей, успешно преодоленных в Азии и в Африке, перед летающей лодкой Pacific Clipper оставался последний, хотя и самый длинный, этап анабасиса.

После двадцатичасового полета гидросамолет совершил посадку на воды гавани Наталя – Boeing 314 вернулся в Америку! Пока экипаж ждал завершения всех формальностей, связанных с прибытием в Бразилию, бразильские госслужащие потребовали от экипажа покинуть лодку, так как ее следовало дезинфицировать из опасений переноса желтой лихорадки. Двое мужчин в защитных костюмах с соответствующим снаряжением проникли в лодку и приступили к своей работе. Когда во второй половине дня летающая лодка поднялась в воздух и взяла курс на Тринидад, члены ее экипажа обнаружили, что их обокрали. Исчезли большая часть денег и документов, а у штурмана Рода Брауна пропала навигационная документация, которую ему в Леопольдвилле передали английские военные. По-видимому, все это было украдено бразильскими «дезинфекторами».

Солнце село над дельтой Амазонки и в 3 часа утра летающая лодка Pacific Clipper совершила посадку в Тринидаде. В те годы столице Тринидада Порт-оф-Спейне (Port-of-Spain) располагалось отделение авиакомпании PAN AM, представители которого позаботились об уставшем экипаже.

После отдыха Ричард Форд и возглавляемый им экипаж начали подготовку к последнему этапу перелета до Нью-Йорка. Дежурный диспетчер полетов гидроаэродрома очень удивился, когда очень холодным утром 6 января 1942 года ему от летающей лодки Boeing 314 поступила радиограмма:

«Pacific Clipper прибывает из Окленда, Новая Зеландия. Докладывает капитан Форд. Прибытие через пять минут!»

Однако одиссея летающей лодки Pacific Clippers и её экипажа на этом не закончилась, так как после перелета протяженностью более 30000 морских миль (55560 км) и проведенных в воздухе 200 часов им пришлось кружиться над Нью-Йорком, так как до восхода Солнца посадки в гавани Нью-Йорка не были разрешены. После того как Солнце взошло, гидросамолет совершил посадку. Они вернулись домой.

выкатная тележка, на которую установлена летающая лодка Boeing 314, вытягивается на слип для проведения технического обслуживания гидросамолета

выкатная тележка, на которую установлена летающая лодка Boeing 314, вытягивается на слип для проведения технического обслуживания гидросамолета

пассажиры поднимаются на борт летающей лодки Boeing Clipper авиакомпании Pan American

пассажиры поднимаются на борт летающей лодки Boeing Clipper авиакомпании Pan American

принадлежавшие авиакомпании Pan American летающие лодки Boeing Clipper совершали полеты на большие расстояния

принадлежавшие авиакомпании Pan American летающие лодки Boeing Clipper совершали полеты на большие расстояния

также как и у летающих лодок компании Dornier гидростабилизаторы летающей лодки Boeing 314 выступали за габариты фюзеляжа

также как и у летающих лодок компании Dornier гидростабилизаторы летающей лодки Boeing 314 выступали за габариты фюзеляжа

летающая лодка Boeing 314 могла действовать на побережье, в морях и на реках

летающая лодка Boeing 314 могла действовать на побережье, в морях и на реках

в кабине управления летающей лодки Boeing Clipper было достаточно места для многочисленного экипажа

в кабине управления летающей лодки Boeing Clipper было достаточно места для многочисленного экипажа

бортинженеры наблюдали за работой силовой установки и бортовых систем

бортинженеры наблюдали за работой силовой установки и бортовых систем

кабина пилотов летающей лодки Boeing 314 соответствовала стандартам 1930-х годов

кабина пилотов летающей лодки Boeing 314 соответствовала стандартам 1930-х годов

Экипаж летающей лодки Pacific Clippers

Командир Роберт Форд
Первый помощник капитана Джон Х. Мак (John H. Mack)
Второй помощник капитана и штурман Родерик Н. Браун
Третий помощник капитана Джеймс Дж. Хенриксен (James G. Henriksen)
Четвертый помощник капитана Джон Д. Стеерс (John D. Steers)
Первый бортинженер Хоманс К. «Свеше» Рот
Второй бортинженер Джон В. «Джоко» Париш
Первый радист Джон Пойндекстер (John Poindexter) [1]
Второй радист Оскар Хенриксон (Oscar Hendrickson)
Стюард Барни Савицки (Barney Sawicki)
Помощник стюарда Верн К. Эдвардс (Verne C. Edwards)

 


[1] собственно говоря, Джон Пойндекстер должен был лететь только из Сан-Франциско в Лос-Анджелес. Но после того как радист, который должен был заменить его в Лос-Анджелесе, неожиданно заболел, Джон Пойндекстер объявил о своей готовности лететь до Окленда. В день полета до Лос-Анджелеса Пойндекстер договорился со своей женой поужинать, и единственная рубашка, которой он располагал во время всего перелета, стиралась каждый день

источник: Werner Fischbach «Die Odyssee der Boeing 314. Auf Umwegen um die halbe Welt nach Hause» «FLUCZEUC CLASSIC» 7-8/2002, стр.32-35

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account