Монгольское нашествие на Русь и по прошествии восьми столетий является одним из ключевых событий отечественной истории. Со времён хана Батыя и вплоть до эпохи Петра I наша страна жила под влиянием Золотой Орды – сначала её власти, потом её традиции.
Сейчас стало модным утверждать, что это «Романовы», которые на самом деле Гольштейн-Готторпы, придумали миф о вечной исторической отсталости и забитости русского народа, что стало результатом нашествия «злых татаровей», именно по воле Романовых переписаны все русские летописи, уничтожены подлинники и появились фальшивки о нашествии монголов.
Но за пределами Русского государства власть Романовых не была всесильной, поэтому великий Тамерлан, покоривший Центральную Азию не знал про козни Романовых и официально называл себя эмиром, а верховными ханами имел при себе потомков Чингисхана.
Московские князья впервые породнились с потомками Чингисхана ещё в 1317 году, и Андрей Беляев, автор докторской диссертации «Чингисиды в Московском государстве XV–XVII веков», подсчитал, что на Руси в эпоху Средневековья жили как минимум 223 потомка Чингисхана – «ордынские», «казанские», «астраханские», «сибирские» и прочие «царевичи». Со временем они из почти равных превратились всего лишь в привилегированных слуг российского монарха, хотя официальные документы ещё долго подчёркивали «братство» Рюриковичей и Чингисидов.
История «чингисидов» на Русь началась ещё в конце XIII века, когда 1253 году архиепископ Ростовский Кирилл был вызван к хану Берке, правителю Золотой Орды, чтобы вылечить его заболевшего сына.
Плох тот священник, который не станет проповедником – один из «ордынских царевичей» по имени Даир Кайдагул заинтересовался рассказами архиепископа Кирилла о чудесах, свершавшихся у мощей святого Леонтия Ростовского. «Царевич» отправился в Ростов и навсегда поселился в этом русском городе.
Ордынский царевич Пётр получил от Ростовского князя грамоты на «множество земли отъ езера воды и лесы», поскольку князь был кровно заинтересован тем, что потомок «от крови и кости Чингисхана» поселился на Ростовской земле – сохранился рассказ о том, как Даир Кайдагул (в крещении Пётр) спас Ростов от страшной Ахмыловой рати, посланной наказать неких строптивых князей: «ордынский царевич» остановил войско, готовое начать штурм Ростова.
Князь Ростовский поспешил привязать царевича к себе и земле: «Князь же поимъ ему отъ великихъ вельможъ невесту, беша бо тогда в Ростове ординьстии вельможи».
Здесь правнук Чингисхана принял крещение, став из Даира Петром, женился, а после смерти супруги принял монашеский постриг, основав на берегу озера Неро православный монастырь. Так монгольский завоеватель стал «Петром Ордынским», спустя два века причисленным к лику святых.
Не были редкостью и браки русских князей с монгольскими ханшами. В 1317 году Великий князь Московский и Владимирский Юрий Данилович – внук Александра Невского и старший брат Ивана Калиты – женился на сестре золотоордынского хана Узбека, правнучке хана Батыя.
В Москве «ордынская царевна» приняла православие и имя Агафья. Знаменитая «Шапка Мономаха» – в реальности это свадебный подарок московскому князю и конкретно Агафье от золотоордынского хана.
Простиравшаяся некогда от Вьетнама до Венгрии империя потомков Чингисхана была крупнейшим и могущественнейшим государством Средневековья. Поэтому даже после её распада, на протяжении веков потомки великого завоевателя являлись единственными «легитимными» правителями Евразии.
Даже Иван Грозный, став первым русским царём, считал равными себе «татарских царевичей». Достаточно вспомнить историю Симеона Бекбулатовича (до крещения – хана Саин-Булата), которого Грозный «посадил царем на Москве».
Своим указом в 1575 году Иван уступил князю дворец, трон, царский выезд и титул. Сам же удалился в скромные палаты на Петровке и стал именоваться «Иваном Московским».
Зачем царь всё это придумал? Историки предполагают, что настоящий царь посадил на престол царя «потешного» для того, чтобы его руками провести непопулярные реформы. И действительно, решения, которые принимал и объявлял народу Симеон, довольно остры: он казнил многих неугодных лично Ивану бояр, отбирал у церквей и монастырей земли и разрывал с ними грамоты.
И хотя это была всего лишь политическая комбинация, но в качестве легитимного «заместителя» монарха на Руси тогда мог быть воспринят исключительно потомок Чингисхана.
Когда прервалась династия Рюриковичей, то Борис Годунов, претендуя на русский престол, вынужден был придумывать себе происхождение «от татарского князя Чета», якобы потомка Чингисхана. При этом став царём, Годунов ревностно следил за настоящими «чингисидами» и даже запрещал жениться детям Симеона Бекбулатовича, чтобы не образовалась более легитимная династия.
Многие потомки Чингисхана переселились на Русь ещё задолго до свержения Ига, когда в Золотой Орде начались внутренние междоусобицы. «Статус любого Чингисида в то время был значительно выше Рюриковичей. – рассказывает доктор исторических наук Андрей Беляков, – Каждый из царевичей по своему положению находился выше великого князя. Ситуация меняется, когда в Москве начали осознавать свою силу…»
Москва активно использовала имидж потомков «потрясателя вселенной» – непобедимых воинов. «Царевичи» из рода Чингисхана часто становились полководцами или номинальными предводителями московских войск. «А со царем и великим князем да царь Семион, да царевич Ибак, да царевич Тахтамыш, царевич Бекбулат, царевич Кайбула, мырзы нагайские, Тахтар мурза с товарищи…» – так описывает русский документ XVI века крупнейшую операцию Ливонской войны, выступление Ивана Грозного в 1563 году в поход на Полоцк.
Когда в 1613 году Россия попыталась вернуть Смоленск, потерянный в годы Смуты, то в русском войске сражались с поляками шесть «сибирских царевичей» – прямых потомков хана Кучума, чингисида, который за четверть века до того сумел победить Ермака. Когда же в 1618 году под стены Москвы явилось большое польское войска, то при защите русской столицы особенно отличился «касимовский царь Арслан», внук Кучума.
Более двух веков в составе Московской Руси на территории современных Рязанской и Тамбовской областей существовала особая автономия – «Касимовское царство», в котором правили исповедовавшие ислам потомки Чингисхана. Касимовские «казаки»-татары и их монархи, касимовские «цари» и «царевичи», участвовали во всех войнах России.
В ходе реформ Петра I все «царевичи», ведущие своё происхождение от Чингисхана, превратятся в обычное, хотя и родовитое дворянство. При том, что формально они могли считаться не менее именитыми и знатными, чем правящая династия Романовых.
Источник — https://dzen.ru/a/Zf0xWSuDexqTkGgG