1

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Л. Кэррол

Данный пост представляет собою рассуждения о военном кораблестроении Российской Империи в период 1881-1904 год. Тактико-технические характеристики кораблей, а также достоинства и недостатки их классификации в данном посте не затронуты.

О военном кораблестроении Российской Империи в период 1881-1904 год.

Начало выбранного мною периода объясняется тем, что именно в 1881 г. «под председательством великого князя Алексея Александровича было образовано особое совещание из министров военного, иностранных дел и управляющего морским министерством для выяснения вопросов будущего развития флота, в связи с политическими и военными требованиями момента». [1]
Завершение периода определяется датой вступления России в войну с Японией, в которой флот и был задействован самым активным образом.

Военное кораблестроение существует не само по себе, а только как следствие из политических и военно-политических целей государства.
Весь период с 1881 по 1904 правящие круги понимали, что Россия по причинам экономического  и технического характера не может быть сильнее всех противников на Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском театрах военных действий. Следовательно, политической верхушке требовалось указать Главную Цель, на основании которой особое совещание могло бы формировать отвечающую данной Главной Цели кораблестроительную программу.
И такая Главная Цель была определена.. чтобы немедленно быть замененной новой, более правильной Главной Целью:  Овладение устьем Босфора для строительства береговой обороны на входе в Черное море; Преобладание над Германией; Экспансия на Дальнем Востоке; захват обоих черноморских проливов, паритет с Германией; прерывание торговых путей Британской Империи – Главные Цели сменяли друг друга с изумляющей быстротой.

Как следствие, менялись и кораблестроительные программы. Кроме перемен, вызванных противоречивой внешней политикой, кораблестроительные программы теряли и приобретали финансирование, а также изменялись ввиду появления новых тактических подходов и ходом бурного научно-технического прогресса.

В итоге, Россия к 1904 году имела в строю Флот из 42 кораблей первого ранга суммарным водоизмещением 425 000 тонн. В данный список не включены броненосцы береговой обороны, первый эскадренный броненосец «Петр Великий» и корабли второго и более низких рангов.

О военном кораблестроении Российской Империи в период 1881-1904 год.

Сводная таблица выглядит так:

О военном кораблестроении Российской Империи в период 1881-1904 год.

 

Итог значительных усилий оказался катастрофичным – проигрыш в войне, потеря почти всего корабельного состава, значительные людские потери.
Можно ли было построить флот не в 425 000 тонн, а в 500 000..600 000 тонн? Полагаю, что нет. Ни технически, ни экономически построить больше в период 1881-1904 Россия тогда не могла.

Можно ли было бы при тех же затратах достичь лучшего результата? Полагаю, что да.

допустим что цена корабля за 1000 тонн примерно та же и для ЭБР, и для КР

Во-первых, с тактической точки зрения следовало отказаться от идеи о бронированных крейсерах-прерывателей торговли. Дело в том, что прерывать торговлю вполне по силам вспомогательным крейсерам, представляющим собою довооруженные быстроходные пароходы, которые в мирное время используются для перевозки пассажиров и грузов, снимая бремя по их содержанию с военного бюджета. Встречая противодействие, крейсеру –прерывателю торговли следует не вступать в бой (в котором может пригодиться его бронирование), а спасаться бегством.
Таким образом, корабли первого ранга следовало производить двух видов – эскадренные броненосцы (вероятно водоизмещением около 15000 тонн) и броненосные крейсера – истребители миноносцев/разведчики при эскадрах (вероятно водоизмещением не более 8000 тонн).

как пример (в первом приближении) образцов корабельного состава мне видится броненосец типа Маджестик

О военном кораблестроении Российской Империи в период 1881-1904 год.

 

Во-вторых, Главную Цель в 1881 году следовало определить как Экспансию на Дальнем Востоке. В то время Империя могла только расширяться или умирать, третьего было не дано.

Черноморский ТВД. Следовало понять, что Европа не даст России занять проливы, а значит на Черном море вполне достаточно иметь 4 броненосца, для обороны побережья и защиты судоходства, и 2 крейсера. С учетом низкого технического уровня можно предположить, что 1 броненосец и один крейсер будут всегда в ремонте, и тогда рождается концепция 5 ЭБР + 3 КР

Балтийский ТВД. Германская Империя появилась в 1871 году. Еще в 1881 году было не понятно, но вскоре стало ясно, что темпы ее развития и возможность маневра за счет Кильского канала делают мысль о преобладании над Германией – беспочвенной фантазией. Здесь следовало строить стратегию борьбы от обороны. Те же 5 ЭБР + 3 КР

Тихоокеанский ТВД. По большому счету, российский Дальний Восток хорош только на географической карте. Ни разведанных тогда полезных ископаемых, ни сельскохозяйственных земель там нет. Климат можно охарактеризовать как неблагоприятный для человека.  Дальний Восток обречен на прозябание и подвоз продуктов из Центральной России, дело дорогое в связи с колоссальным расстоянием. Совершенно логично было бы присоединить к России близлежащие более южные территории для ведения там сельского хозяйства. Тогда напрашивается необходимость иметь флот самый сильный на ТВД, скажем 12 ЭБР + 6 КР

Альтернативная картина флота на 1904 год:

О военном кораблестроении Российской Империи в период 1881-1904 год.

О военном кораблестроении Российской Империи в период 1881-1904 год.

Использованная литература
1. Петров, Михаил Александрович. «Подготовка России к мировой войне на море»
2. Сайт Википедия
3. Сайт Цусимские форумы

Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account