О состоянии Донской Руси во второй половине 11-го века.
Развивались ремесла, росли города. Основной статьей экспорта были хлеб и пушнина, но при этом увеличился вывоз ремесленных изделий. Особенно ценилось оружие. На Донской Руси развивалась металлургия. Рост населения за счет переселенцев и высокая урожайность привели к росту городского населения. Большую часть стали и железа Степная Русь завозила с Кавказа. Кузнецы превращали слитки и крицы металла в серпы, косы, лемехи, домашнюю утварь, замки, оружие и т.д.
Состязание дружинников в Донской Руси
В Киевской Руси набирали обороты процессы закрепощения сельской общины. Князья давали землю в кормление боярам за заслуги. Увеличивался и процент лично зависимых закупов и челядинцев. Процесс шел по всей Руси кроме Донской Земли. Так же большинство населения Новгородщины оставалось лично независимым и платило подати только Князю и Новгороду.
Особенности Донской Руси не способствовали закрепощению. Сельская вервь была готова содержать Князя, посылать молодых крепких парней в дружину, собирать ополчение. Но зависеть от какого-то боярина?! Нет! Попытки навязать кормление проваливались. Люди слишком ценили свою волю, и механизмов принуждения не было. Ибо та же самая округа в любой момент могла собрать пару сотен хорошо вооруженных конных и пеших ратников. Чем округа и пользовалась.
Наоборот, здесь в степях и речных поймах шел обратный процесс. Законодательно ограничивались процентные ставки по займам. Да и зажиточность населения не способствовала закабалению крестьянства. Было принято: «Дети холопа, воспитанные свободными людьми, становятся свободными». Благодаря этому принципу холопы и прочие зависимые всеми силами старались отдать своих детей на воспитание хорошим людям из свободных. Дело было взаимовыгодным, ибо крепкие, умелые люди в хозяйстве нужны, новый член общины становится своим.
В 1078м году всенародный Сход в Святославле принял решение: отныне запрещалось продавать холопа, чтящего русских Богов и русские обычаи иноверцам. Виновный в этом преступлении «да будет сам продан иудеям». Надо сказать, эксцессы бывали, кое-кто из купцов лишился свободы за работорговлю.
Князья Степной Руси давно пытались выведать секрет греческого огня. Но ни подкуп, ни торговля, ни пытки пленных к успеху не приводили. Зато в середине века местные ремесленники составили зажигательную смесь на основе нефти, жиров и прочих ингредиентов. Получившийся нафтапалм получился с достаточной высокой температурой горения, липким и даже горел в воде, хотя и плохо.
А вот сделать надежный сифон (греческий огнемет) не получалось. Как ни старались, а выходило либо слишком большое, страшное и нетранспортабельное, или склонное к взрыванию, либо с недотягивающими до заданных точностью и дальнобойностью. Посему нафтапалм применяли в качестве начинки для снарядов метательных пороков. На Каспии и Русском море нафтапалмовые установки ставились на боевых кораблях. В бою они были хоть и дальнобойнее, но менее эффективными чем греческие сифоны. Сказывался малый заряд нафтапалма в метательном кувшине, трудности попадания в такую цель, как корабль и плохое горение смеси в воде. При промахе же кувшин не разбивался и фитиль гас. Зато на речном фронте, при работе по береговым укреплениям это оружие показало свою высокую результативность.
На Донской Степной Руси еще в начале века очень широкое распространение получила сабля. Вообще, было характерно заимствование многих элементов степной жизни и добавление к ним своих компонентов. Так же широко был распространен лук. Даже ополчение, посошная и кочевная рати были конными, они только отличались от княжих дружинников легким доспехом и более дешевым оружием. Русские оружейники изменили степную саблю, появились тяжелые варианты этого оружия, предназначенные для рубки доспехов. В конце века в Степной, Полоцкой и Новгородской Руси появилась и получила популярность досчатая бронь. Пластинчатый доспех с элементами двойного кольчужного плетения. Так же северная Русь заимствовала европейский хауберк с длинными рукавами, полами до колен и капюшоном.
Древнерусская сабля
На Варяжском море у полочан появилось большое количество парусных судов, по конструкции модернизированный когг. Эти корабли оснащались носовой и кормовой башнями и при необходимости использовались в бою наравне с палубными лодьями и беспалубными легкими набойниками. В начале 12-го века в Двингарде появились огнеметные установки с нафтапалмом. Стоило это дело очень дорого, и посему ставилось только на городских укреплениях и паре десятков больших лодий принадлежавших лично князю.
11-й век характерен изменениями в строительстве. Некоторые исследователи говорят, дескать, каменное строительство прогрессивнее деревянного. Что здесь сказать?! Всегда предпочтительнее местный материал. Если на Донской Руси городское строительство велось из камня, то в лесной зоне основным материалом было дерево. На севере начали переходить к срубным конструкциям жилых домов на подклетях. Климат обязывал. Сооружение новых крепостей велось с развитыми башнями, выступающими за прясла стен. Так обеспечивался фланкирующий обстрел.
В степной зоне дефицит дерева привел к популярности глинобитных конструкций. Началось производство кирпича. Сельская община предпочитала саман и другие армированные глиняные конструкции. Земляные валы еще долгое время оставались основой крепостных стен. Только на севере их армировали срубами, а в степи землей засыпали каменные стены или глинобитные конструктивы.
Проблемы с древесиной на Беловежской Руси привели к необычайному почину. Озабоченные вырубкой лесов волхвы сами взялись за посадку новых лесов. К концу века насаждение лесных полос считалось святым делом. Не только вокруг храмовых комплексов и в долинах рек, но и везде где только возможно люди сажали деревья и кустарники. Работа велась без плана, часть посадок гибла, остававшиеся медленно, но верно преображали Донскую Землю. Среди сельских общин считалось престижным иметь свой собственный лес, или как минимум несколько посадок вдоль сельской ограды.
Неправда что на развитие цивилизации влияет наличие ресурсов. Точнее говоря, это не вся правда. Куда большее значение имеет дефицит какого либо ресурса. Беловежская Русь рано столкнулась с дефицитом древесины. Переселенцы из лесной зоны с трудом переживали эту проблему. Вырубка пойменных лесов была вовремя остановлена. Те же самые огнищане понимали, что надо оставить леса наследникам.
Введенный волхвами обычай сажать деревья мог помочь, но деревья растут медленно. Нужна пара столетий для восстановления природы княжества и реорганизации природы. Не все это понимали, но переселенцы активно меняли природу, воздействовали на нее. Еще пара столетий, и дело могло прийти к экологическому кризису: бесконтрольная распашка земель, выжигание степей, пылевые бури, эрозия почва и прочие прелести хорошо известные нам по бедствиям колонистам заокраинного Запада.
Ситуацию спасли две вещи, чудным образом наложившиеся друг на друга. Национальные особенности мышления европейцев, людей способных менять мир, не привыкших сдаваться, пасовать перед трудностями, умеющих вовремя меняться и менять окружающий мир. Вторым же фактором было язычество. Глубинное понятие о РОЖДЕНИИ Мира, родстве всего сущего с человеком, уважительное отношение к окружающему миру. Христианское понятие о тварности, а значит ущербности, второстепенности Мира чуждо русам.
Помогла и инициатива священнослужителей, вовремя сообразивших, к чему может привести колонизация. В итоге в культуру Беловежской Руси внедрилось понятие необходимости бережного отношения к лесам и древесине. Благодаря чему, дефицит дерева привел к положительным сдвигам. Имеющееся дерево экономили. Городское строительство требует многоэтажности. Саманная кладка не может дать надежную конструкцию выше двух этажей. Строители быстро перешли к каркасным постройкам. Бревенчатая рама, с несущими столбами и бревенчатыми балками, с саманными и глинобитными стенами.
Экономия древесины привела к быстрому внедрению технологии распиловки бревен на доски. На долгие годы основным инструментом стал не топор, а пила. Таким образом удавалось из одного бревна получать куда больше материала, чем в богатых лесом районах Руси. Железо предпочитали не вырабатывать самим, а покупать готовые крицы и слитки. И это тоже в итоге получалось выгоднее. Кроме того, в городах строились общественные бани. Человеку надо мыться, сама баня бревенчатая, расходует много топлива. Лучше строить большие бани, на много людей. В результате соотношение расхода дров на человеко-помывку снижается.
(Продолжение)