Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее. (Жан-Жак Руссо)
На днях появились сообщения о начале разработки закона о российской нации. Автор идеи, завкафедрой РАНХиГС Вячеслав Михайлов, трактует понятие "российская нация" как политическое, не этническое (https://life.ru/t/мнения/925148/rossiiskaia_natsiia_—_eto_tsiel). Результаты моих исследований не подтверждают такую трактовку. Выкладываю отрывок своей статьи из сборника "Узнай, манкурт, о былом…".
…Кстати, о титулах. Вот, в титуле царя Ивана IV Васильевича Грозного звучит: «…всея Руси…». А в титуле царя Федора Ивановича уже: «…всея России…». В титуле царя Алексея Михайловича дополнительно уточняется: «…всея Великия и Малыя и Белыя России…». Досточтимые историки утверждают, что превращение Руси в Россию — следствие греческого влияния, т. к. написание Ρωσία всё больше внедрялось в практику (сначала в церковную).
Русы и росы
Ну, давайте взглянем на Библию — что лучше может иллюстрировать церковно-греческое влияние. Вот Ирма Хайнман в работе «Еврейская диаспора и Русь» в разделе «Происхождение названий Русь — Рось — Россия» указывает:
«…народ – «ראש» («Рош» или «Рос» по греческой транслитерации) в Библии упоминается дважды: один раз как сын Вениамина (Бытие 46:21), второй раз – как народ, несущий гибель и разрушение (Иезекиль 38:2-3; 39:1). В последнем случае он является соседом народов, живущих в районе Черного моря — скифов, киммерийцев, армян… Я считаю, что термин «Рос – Русь – Россия», относящийся к народу и государству (20), произошел от двух ивритских слов с перекрывающимся значением «ראש» и «רשע».
1. «ראש» – народ (сын Вениамина), живущий в северном Причерноморье. Само имя, связанное с отступничеством, позволяет понять, почему Иезекиль рассматривает этот народ как потенциального врага Израиля наряду с другими, не родственными народами.
2.«רשע» – «отступник», «злодей» и «враг Израиля» (Исайа 13:11; 14:5 – о Вавилоне)…».
В следующем разделе уточняется: «…еврей, отказавшийся от иудаизма в пользу язычества, в соответствии с термином, принятым в Торе и «Книге Маккавеев», назван «раша» или «рашия»…». Какие-то странные ассоциации возникают… Что-то о выборе Владимира…
Может, поинтересуемся у самих греков? Тут же И. Хайнман упоминает одного из них:
«…3. Прямую связь между Русью и народом Рош отмечает Лев Дьякон (33). В описании дружины Святослава говорится: «…говорят, что побежденные тавро-скифы никогда живыми не сдаются неприятелю… что сей народ отважен до безумия, храбр, силен, что нападает на все народы, что многие свидетельствуют и даже божественный Иезекиль о сем упоминает в следующих словах: «Вот я на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Тубала».» Добавлю ещё одну его цитату: «…отправил его к тавроскифам [24], которых в просторечии обычно называют росами…».
Теперь последний абзац с расстановкой: 1. Дружина киевского князя Святослава – тавро-скифы, они же росы. Во времена Святослава греки почему-то называли скифами и болгар. Например, вот характеристика болгар от Льва Диакона:
«Ужасное бедствие постигло ромеев, если они, победители всех неприятелей, должны теперь платить дань, как невольники, бедному и гнусному народу скифскому».
Может быть, причина такого отождествления следующая:
«…правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братий своих и от рода своего от западных стран, и коснушася полуденных стран, и вселишася во Ексинопонте, и живяху тамо многа лета, и от сих породишася сынове и внуцы и умножишася зело, и прозвашася по имени прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобица и крамола многа и тесноты ради места. Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца сынове пяточислении кровницы, им же имена: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер.»? («Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» из Хронографа 1679 года)
2. Это тот же народ, к которому относится Гог, князь местности, которую ряд исследователей однозначно трактует как Тобол (Мешех может оказаться Меотидой).
3. Это тот же народ, к которому относится Гог, князь местности Рош (Рос), которая, как уже указано И. Хайнман, располагается где-то в северном Причерноморье.
С самой восточной из описанных здесь частью народа довольно ясно: живут на острове окружностью три дня пути (из энциклопедии Ибн-Руста) — вероятнее всего, в устье Волги. Вместе с хазарами гнобит Дербент (Табари, «Анналы»). Причём я подозреваю, что эти хазары — нынешние хазарейцы. Совершает набеги на южный берег Каспия (Мухамед-эль-Хасан, «История Табаристана»). И у них был каган Владимир, снарядивший экспедицию в Хорезм ради принятия ислама (С. П. Толстов, «По следам древнехорезмийской цивилизации»).
Что ещё говорят греки? Например, Константин Багрянородный?
« [Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски", из Телиуцы, Чернигоги" и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии – рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам; росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство… снаряжают их". И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр. Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски "Не спи". Порог [этот] столь же узок, как пространство циканистирия, а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, низвергаясь оттуда вниз, издает громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их], чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [ее] шестами, и с крайней осторожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Острову нипрах, что значит "Островок порога". Он подобен первому, тяжек и трудно проходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как и прежде. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает "Шум порога", а затем так же – четвертый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны. Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по сю сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь, и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает "Кипение воды", и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как "Малый порог". Затем достигают так называемой переправы Крария, через которую переправляются херсониты, [идя] из Росии, и пачинакиты на пути к Херсону. Эта переправа имеет ширину ипподрома, а длину, с низа до того [места], где высовываются подводные скалы, – насколько пролетит стрела пустившего ее отсюда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против росов. После того как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий»
Из этой цитаты чётко видно, что сплав «из внешней Росии» проходил не по нынешнему Днепру, а по Дунаю. Во-первых, император описывает семь порогов. На Днепре их девять (некоторые авторы насчитывают до 12, считая один протяженный порог с уступами за несколько). Почему-то исследователи забывают о дунайских порогах. Во-вторых, с покрытыми лесами горами у водоёмов, впадающих в нынешний Днепр — тоже проблема. А по Дунаю её нет. В-третьих, «лендзанины» – это самоназвание поляков «ledjane». Найти подобный народ возле гор вблизи притоков Днепра затруднительно. Возле истока реки Орава (впадает в Дунай через Ваг) — легко.
Учитывая, что дунайские пороги находились возле Оршова, «так называемую переправу Крария» легко можно идентифицировать как Gura Vaii, остров Св. Григорий — о. Шимиан или о. Маре (Большой). И всё. Дальше рукопись переписана под путешествие из нынешнего Днепра. И кто такие «херсониты из Росии» – остаётся неясным. Зато ясно, что Новгород находился во «внешней Росии» и упоминается просто «Росия» – внутренняя. И внешняя Росия, в которой жили называвшие себя русами тавроскифы, располагалась в бассейне Дуная. Что помогает объяснить среди других и факт, который долгое время вызывал недоумение, а именно сообщение арабского писателя ал-Якуби (90-е годы IX в.) о набеге русов на Севилью в Испании: «…В этот город вошли язычники ал-маджус, называемые ар-рус, и пленяли, и грабили, и жгли, и умертвляли». Этл-сага называет именем ал-маджус народ кильфингар, который обитал в Гардарике («Кильфингарланд – Гардарик и его населяет Магог»), т. е. всё те же Росы.
Кстати, обратите внимание на название порогов «по-росски»: Эссупи, Улворси, Аифор, Варуфорос, Леанди, Струкун. К этому мы вернёмся позже. А перед тем, как перейти к росам внутренней Росии, давайте ответим на вопрос.
На каком языке говорили в Руси?
Не торопитесь отвечать — вопрос провокационный. Для начала давайте посмотрим состав племён росов, образовавших союз под названием «Русь». Это чудь, словене, кривичи и весь (из «Повести временных лет»). И оттуда же:
«Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, – эти говорят на своих языках, они – от колена Иафета и живут в северных странах».
Вы отметили, что чудь и весь «говорят на своих языках»? Они традиционно относятся к финно-угорским народам. А в 968 году Киев осадили печенеги. По моей реконструкции — жители города Печ (Венгрия). Одноимённый город есть и южнее пра-Киева, но он не отвечает информации Константина Багрянородного о расстояниях от печенегов до других народов: Болгария — полдня, Угрия — 4 дня, Росия — 1 день, Мордва — 10 дней, Хазария и Узия — 5 дней, Алания — 6 дней (кстати, обратите внимание на расстояние до Угрии — угры ещё на востоке). И в Киеве был отрок, который настолько владел печенежским языком, что был принят ими за своего. Извините, но без постоянной практики чужими языками на таком уровне не овладевают. А мальчишка не отличался ни лицом, ни одеждой, ни акцентом. Вот только учёные считают, что язык печенегов относится к тюркским.
Выше я обращал ваше внимание на название порогов «по-росски». Считается, что они имеют скандинавское происхождение – несмотря на то, что все скандинавские этимологии неудовлетворительны и являются просто подгонкой и поиском созвучий. А вот у Альберта Максимова («Русь, которая была – 2») есть другая версия:
«А может быть, эти названия не скандинавского, а угорского происхождения? Давайте обратимся к венгерскому языку. Оказывается, у венгров есть слово forras, что значит водяной вал. В отличие от версии с аистом здесь попадание в десятку! Из пяти русских названий три оканчиваются практически одинаково: Улворси, Варуфорос и Айфар, то есть — ворси, — форос, — фар. То есть водяной вал. Небольшие буквенные различия вполне объяснимы сильной искаженностью текста. Днепр, кстати, у степняков, угров и печенегов назывался Варух. Гунны называли Днепр Вар, по Иордану: «…на своем языке гунны называют его Вар». А гуннов даже традиционная история считает племенем с угорскими корнями.
Таким образом, порог Варуфорос может дословно переводиться как ДНЕПРОВСКИЙ ВОДЯНОЙ ВАЛ.
…Впрочем, есть еще два объяснения названию этого порога. В венгерском языке (а это угорский язык) слово «вар» означает город, место. То есть Варуфорос может означать и район больших водяных валов. Еще одно значение слова «вар» — ущелье, узкий проход. В этом случае название Варуфорос есть сочетание слов «ущелье плюс водяной вал».
Итак, названия порогов, звучащие на языке русов, вполне можно объяснить исходя из угорских языков, при этом доказательства в пользу угорской теории довольно убедительны.
…Князь Владимир определяет главных языческих богов страны: «…постави кумиры Перуна …и Хърса, Дажьбога и Стрибога и Симаргла и Мокошь». Между тем Хорс и Симаргл являются иранскими божествами, Мокошь, по утверждению Б. Грекова, — богиня финских племен, а к явно славянским можно отнести только Перуна, да и то не в полной мере, так как у балтских народов роль Перуна играл Перкунас. Поэтому-то Перуна можно также считать родовым богом и для балтских племен.
…Некоторые историки просто констатируют, что «очень рано к восточным славянам стали проникать… языческие религии иранских и финских народов» (Б. Греков), но как это можно представить без широких взаимных контактов с большими племенными массами иранцев и угров?
…А вот мнение В. В. Седова: «Количество иранских параллелей в языке, культуре и религии славян настолько значительно, что в научной литературе поставлен вопрос о славяно-иранском симбиозе, имевшем место в истории славянства. Очевидно, что историческое явление затронуло лишь часть славянского мира и часть иранских племен. В этот период, нужно допустить, славяне и иранцы жили на одной территории, смешивались между собой, и в результате ираноязычное население оказалось ассимилированным».
Следует еще отметить, что бытует версия, что мы, русские, говорим на языке, у которого иранская языковая основа. То есть иранский язык так насытился славянскими словами, что стал славянским. Иначе говоря, ираноязычное население переняло славянские слова, сохранив свою первоначальную иранскую языковую основу. Точно так же, как болгары в своем тоже славянском языке сохранили собственную неславянскую грамматику. К примеру, у них нет падежей.»
Видимо, Максимов прав, предположив процесс объединения самых различных языков в общий единый язык рождающегося государства.
В основе представленной мною реконструкции лежит симбиоз славянско-, угро-, ирано- и тюркоязычных племён. Заодно демонстрируя, насколько сложным был этногенез народов России — говорить о каком-либо монопольном базисе при их образовании нельзя.
Внутренняя Росия
Она же Малая. Термин «Малая Росия» означает первоначальную территорию политического образования, а «Великая» — ее новообразованные части (по примеру Малой Греции и Великой Греции). Скифские, славянские, угорские и тюркские могилы говорят о святости этой земли для всех потомков народа Рос, на каких бы языках они сейчас ни говорили.
По данным археологических раскопок, в населении Среднего Поднепровья VII—X веков преобладал кочевой компонент. Могилы X века (Киевская, Черниговская и соседние области) имеют выраженные венгерские черты (оружие, конская сбруя и другие предметы, орнаменты на них – венгерского типа). Помните, у Константина Багрянородного Угрия — в четырёх днях пути от печенегов?
Но с XI века картина меняется. В 1032 г. князь Ярослав Мудрый укрепил киевское порубежье городами по реке Рось, венгры отошли западнее. Одними из новых соседей киевских князей стали тюркские племена. Например, торки (гузы, узы, огузы), которые, слившись с русами, оставили по себе память — и не только названия селений Поросья. Соседство немного позже констатировал Абу-ль-Фида:
«Русы – народ турецкой национальности, который с востока граничит с гузами, народом такого же происхождения…».
Как и все цитируемые в этой статье авторы, Абу-ль-Фида говорит правду. Происхождение у Руса, Словена и Комана общее — они братья. Это позже свободно говорить о таких родственных связях могли лишь поэты. Например, будущий герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов:
Блаженной памяти мой предок Чингисхан,
Грабитель, озорник с аршинными усами,
На ухарском коне, как вихрь перед громами,
В блестящем панцире влетал во вражий стан
И мощно рассекал татарскою рукою
Всё, что противилось могущему герою.
Почтенный пращур мой, такой же грубиян,
Как дедушка его, нахальный Чингисхан,
В чекмене легоньком, среди мечей разящих,
Ордами управлял в полях, войной гремящих.
Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю;
Как пращур мой Батый, готов на бранну прю,
Но мне ль, любезный граф, в французском одеянье
Явиться в авангард, как франту на гулянье,
Завязывать жабо, прическу поправлять
И усачам себя Линдором показать!
Потомка бедного ты пожалей Батыя
И за чекмень прими его стихи дурные!
Что любопытно, российские императоры называли население Малоросии «казаки и черкесы». И никого из историков не смутило такое смешивание сословной и племенной принадлежностей. А императоры и не смешивали. В их время словом «казаки» обозначался некий народ. В 1710 году в «Конституции Пилипа Орлика» писалось:
«Так и воинствующий прадавний казацкий народ, раньше званый хозарским…».
В работе А.И. Ригельмана (1720-1789) «Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще» даже есть попытка объяснить «почему всё козачество, да и вся Малороссия, потом черкасами проименовались, а не козарами».
И нет необходимости выискивать древних укров потомкам славного народа. Тем более, что единственное летописное упоминание «прошли укры» возникло, вероятнее всего, при восприятии на слух слова «угры», произнесённого со звонким «г». А название «Украина», как показал А. Железный, имеет тюркское происхождение и означает «основная степная область». На Руси её называли ещё «поле». То есть «украинец» – «степняк», «половец».
Некоторые заинтересованные исследователи утверждают, что в украинском языке до 70% слов имеют тюркское происхождение. Это небольшой перебор, так как в городах, возводимых русскими князьями на территориях, отжатых совместно с хазарами у венгров (и совместно эксплуатируемых), население было русским. И 30% суммарно на слова, заимствованные из русского и прочих языков — маловато будет.
Выводы
1. Русь – название объединения нескольких племён народа Рос (изначально это чудь, словене, кривичи и весь) и занимаемой ими территории.
2. Росия, Россия – место расселения племён этого народа Рос, их родина.
3. Малороссия – малая родина народа Рос (ранее называлась – «внутренняя Росия»).
4. Этруски — одно из племён народа Рос (расены-арсаны).
5. Навуходоносор — титул верховного хана народа Рос (на определённом этапе централизации). Возможно, впервые появился в период, в традиционной истории соответствующем Золотой Орде и хану Бату.
6. Два Владимира — правители восточной и западной частей «народа Рос» слились в одного в легенде о выборе веры. Лингвистический анализ показал, что сама легенда написана не ранее XVI века. Судя по негативной реакции авторов Ветхого Завета, любезно продемонстрированной И. Хайнман, при выборе Владимирами веры минимум в одном случае имел место отказ от иудаизма.
7. Российское государство в начальный период времени представляло собой симбиоз разноязычных племён, объединённых в значительной мере общим происхождением (потомки Скифа).
8. Население Малороссии (Украины) ведёт своё происхождение от хазар и переселившихся туда черкесов и руси.