Новая жизнь старой гаубицы
Статья Андрея Харука с сайта WARSPOT.
Содержание:
В годы Второй мировой войны немецкий прагматизм привёл к появлению многочисленных импровизаций в области военной техники, сочетавших элементы разных эпох. Одной из них стала САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf), представлявшая собой 150-мм гаубицу sFH 13 lg времён Первой мировой, установленную на трофейное французское шасси. Несколько десятков таких машин участвовали в боях в Северной Африке и Нормандии.
Германские военные одними из первых по достоинству оценили качества тяжёлых полевых гаубиц: впервые такие системы были опробованы ими в бою ещё во время подавления боксёрского восстания в Китае в 1900 году. В 1902–1903 годах в Германии сформировали первые пять дивизионов 150-мм гаубиц (их калибр составлял 149,1 мм, но во всех документах такие орудия именовались «15-см»). На вооружение этих частей поступили орудия sFH 02. В 1913 году для замены sFH 02 концерн «Крупп» создал новую 15-см гаубицу, получившую обозначение sFH 13. Система имела типичную для тогдашних полевых орудий конструкцию с однобрусным лафетом. Угол вертикальной наводки составлял от 0° до +45°.
От sFH 02 новая гаубица отличалось увеличенной с 12 до 14 калибров длиной ствола, наличием орудийного щита и другими усовершенствованиями. Первый опыт боевого применения sFH 13 показал, что орудие не лишено недостатков, главным из которых являлась слабость пружинного тормоза отката, приводившая к частым поломкам. В конструкцию орудия пришлось внести изменения, заменив пружинный тормоз гидравлическим. Второй этап модернизации тяжёлой полевой гаубицы имел своей целью увеличение дальности стрельбы и повышение живучести ствола. Для решения первой задачи длину ствола увеличили до 17 калибров, а второй — уменьшили число нарезов. Так появилась гаубица sFH 13 lg (langen — «длинная»), ставшая основой кайзеровской корпусной артиллерии. Всего было изготовлено 3409 гаубиц sFH 13 всех модификаций.
Во время Второй мировой войны гаубицы sFH 13 lg считались устаревшими и применялись в основном в тыловых и учебных частях вермахта. Тем не менее пришлось им повоевать и на фронте, в том числе в самоходном варианте.
Концепция САУ
В 1940 году немецкими трофеями в числе прочей техники стали около трёх сотен гусеничных бронетранспортёров «Лоррэн» 37L. Во французской армии эти машины использовались для снабжения танковых частей боеприпасами и топливом. Часть «Лоррэнов» новые хозяева использовали в соответствии с их первоначальным назначением, другую часть — в качестве артиллерийских тягачей. В начале 1942 года появилась идея переоборудовать трофейные бронетранспортёры в самоходные артиллерийские установки. Компоновка «Лоррэна» со средним расположением моторного отсека и кормовым расположением грузового отсека как нельзя лучше подходила для такой конверсии.
28 мая 1942 года на специальном показе с участием Гитлера была продемонстрирована возможность создания САУ на шасси «Лоррэн» 37L. По результатам этой демонстрации было одобрено решение о переделке в самоходки всех сохранившихся к тому времени «Лоррэнов» (160 единиц). 60 из них должны были послужить базой для 75-мм противотанковых пушек Pak 40, 60 — 105-мм гаубиц le FH 18, и 40 — 150-мм гаубиц sFH 13 lg. Если первые две артсистемы были вполне современными, то третья уже устарела: например, по дальности стрельбы она вдвое уступала новой гаубице sFH 18 того же калибра. Массогабаритные характеристики sFH 18 исключали её монтаж на шасси «Лоррэна», применение же далеко не новой, но более лёгкой артсистемы, позволяло быстро повысить мобильность артиллерии танковых соединений.
Особенно острой потребность в самоходках в то время была в Северной Африке, поэтому на очередном совещании у фюрера, состоявшемся 4 июня, было принято решение в первую очередь изготовить 30 150-мм САУ для войск фельдмаршала Роммеля. Фирма «Алкетт» (Берлин-Борзигвальде), получившая этот заказ, полностью оправдала возлагавшиеся на неё надежды: все три десятка самоходных гаубиц были готовы уже к концу июня. Новая САУ получила традиционно длинное официальное обозначение — 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschützwagen Lorraine Schlepper (f) (Sd.Kfz. 135/1).
Конструкция
Самоходка полностью сохранила силовую установку и ходовую часть базовой машины. Не подвергся изменениям и корпус в передней и средней частях. В корме на месте грузового отделения соорудили открытую сверху рубку, сваренную из броневых листов толщиной 7-10 мм. Для входа в боевую рубку служила небольшая прямоугольная дверца в левой верхней части кормовой стенки.
Орудие, установленное в рубке, имело высоту линии огня 185 см. Угол горизонтальной наводки был небольшим — по 7° вправо и влево, вертикальной — от 0 до +40°. Дальность стрельбы составляла 6200 м. САУ комплектовалась стандартным прицелом Rbfl 32. Вспомогательное вооружение самоходки было представлено 7,92-мм пулемётом MG 34, перевозившимся внутри рубки.
Поскольку самоходка весила почти втрое меньше «Хуммеля», для стабилизации на огневой позиции в кормовой части машины пришлось установить специальный опускаемый сошник. Малые массогабаритные характеристики имели ещё одно неприятное следствие: мизерный возимый боекомплект, составлявший всего 8 выстрелов. На этом фоне малочисленность экипажа (четыре человека) уже не выглядела большим недостатком — наличие двух заряжающих было вовсе не обязательным.
Вторую партию 150-мм САУ на шасси «Лоррэн» (64 единицы) в течение июля-августа 1942 года изготовило в Париже «Баукоммандо Беккер». Эти САУ отличались от исходного варианта некоторыми усовершенствованиями — например, был удлинён сошник, и добавлено устройство, позволявшее опускать его без выхода экипажа из машины; люнет крепления ствола переделали по-походному (теперь его тоже можно было откинуть, не выходя из машины).
В Северной Африке и Нормандии
4 июля 1942 года командование танковой армии «Африка» получило уведомление о скором прибытии 30 самоходных гаубиц 15 cm sFH 13/1 (Sf). 10 из них уже были погружены в Неаполе на транспорт «Апуния», 10 — грузились на суда в Бриндизи (4 на «Пило», по 3 на «Сестриере» и «Пизани»), а ещё 10 находились в пути из Германии. Предполагалось по 12 САУ передать в артполки 15-й и 21-й танковых дивизий, ещё 6 в 90-ю лёгкую дивизию. Однако противник внёс свои коррективы: семь самоходок (3 в июле и 4 в августе) пошли ко дну вместе с перевозившими их пароходами. В итоге 90-я лёгкая дивизия свои САУ так и не получила. Первые десять 15 cm sFH 13/1 (Sf), прибывших в Тобрук, 26 июля 1942 года передали в 155-й артполк 21-й танковой дивизии.
30 августа 1942 года представитель Управления вооружений сухопутных войск, прикомандированный к штабу танковой армии «Африка», докладывал:
«Самоходные орудия на тягачах «Лоррэн» в боях пока не участвовали. Имеющиеся к настоящему времени sFH 13 Sfl приданы обеим танковым дивизиям. В 15-й танковой дивизии 12 орудий сосредоточены в дивизионе, состоящем из трёх батарей, каждая с четырьмя орудиями; [дивизион] придан командиру танкового полка в целях непосредственной поддержки. Каждому из командиров танковых батальонов подчинён один командир батареи, который со своей батареей должен двигаться непосредственно за танковым батальоном. Третья батарея остаётся в распоряжении командира дивизиона, подчиняющегося командиру танкового полка».
Из этой пространной цитаты видно, что САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf) рассматривались не как «традиционные» самоходные орудия, предназначавшиеся для огня с закрытых позиций, а как средство непосредственной поддержки войск на поле боя. Причиной тому, вероятнее всего, являлась недостаточная дальность стрельбы орудий.
Боевое крещение самоходки 15 cm sFH 13/1 (Sf) прошли во время последней попытки Роммеля прорвать британскую оборону у Эль-Аламейна. В ходе наступления, начавшегося в ночь с 30 на 31 августа 1942 года, немцы потеряли несколько таких САУ. В частности, командование 15-й ТД докладывало о потере до 3 сентября трёх самоходок (ещё две 15 cm sFH 13/1 (Sf) получили повреждения).
По состоянию на 1 октября 1942 года в 33-м артполку 15-й ТД имелось 8 орудий 15 cm sFH 13/1 (Sf), а в 155-м артполку 21-й ТД — ещё 11 таких самоходок. Когда в ночь с 23 на 24 октября началось британское наступление, в строю всё ещё оставалось 19 САУ. Вскоре они были потеряны — в частности, в 15-й ТД к началу ноября оставалось лишь три 15 cm sFH 13/1 (Sf), но две из них погибли 3 ноября, а последняя была потеряна пять дней спустя. В 21-й ТД последние самоходки этого типа провоевали до начала декабря 1942 года.
В Северной Африке несколько САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf), получивших незначительные повреждения, стали трофеями союзников. Одну из них британцы перевезли в Тель-эль-Кебир (неподалёку от Каира), где функционировал центр изучения трофейной техники. Ещё одна машина оказалась в США и сейчас находится в экспозиции музея в Абердине.
Самоходки 15 cm sFH 13/1 (Sf) второй партии поступили на вооружение 1-го и 2-го бронированных самоходно-артиллерийских полков (Gepanzerte Artillerie-Regiment (Sfl)). Каждый из них включал пять шестиорудийных огневых батарей и насчитывал 30 САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf). Соответствующий штат K.St.N. 461 был утверждён 31 октября 1942 года. 1-й полк расформировали уже в декабре 1942 года, а его батареи распределили между пехотными дивизиями, дислоцированными в Западной Европе. 2-й полк в марте 1943 года реорганизовали в 931-й артполк. Позже эта часть вошла в состав 21-й ТД, заново формировавшейся во Франции после разгрома в Северной Африке, и стала 155-м артполком.
Когда 6 июня 1944 года началась высадка союзников в Нормандии, 21-я ТД располагала двумя дюжинами 15 cm sFH 13/1 (Sf). 12 из них входили в состав 155-го артполка, ещё по 6 имелось в ротах тяжёлых пехотных орудий 125-го и 192-го панцергренадерских полков. В июньских боях было потеряно три самоходки, а в июле 21-я ТД лишилась девяти 15 cm sFH 13/1 (Sf). Настоящим разгромом стал «котёл» под Фалезом, куда 21-я ТД угодила в августе — после этого в дивизии осталась лишь одна САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf).
Самоходка 15 cm sFH 13/1 (Sf), созданная буквально из хлама (старой гаубицы и почти бесполезного бронетранспортёра), не блистала высокими тактико-техническими характеристиками. Как мы уже упоминали, возимый боекомплект этой САУ был мизерным. Вести огонь с подачей снарядов с грунта было затруднительно из-за конструкции кормового листа рубки, в котором имелась лишь небольшая дверка (к тому же, расположенная слишком высоко). Перегруженное шасси часто ломалось, а подвижность машины оказалась далёкой от танковой — на дороге самоходку можно было разогнать всего до 20 км/ч, а по пересечённой местности она и вовсе двигалась со скоростью пешехода. Малая дальность огня затрудняла применение 15 cm sFH 13/1 (Sf) в артполках дивизий, поэтому наиболее рациональным представлялось использование самоходок этого типа для непосредственной поддержки. Именно это и было сделано в танковом полку 15-й ТД в Северной Африке, а позже — в панцергренадерских полках 21-й ТД в Нормандии.
Тактико-технические характеристики САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschützwagen Lorraine Schlepper (f)
ЭКИПАЖ, ЧЕЛ. | 4 |
---|---|
БОЕВАЯ МАССА, КГ | 8500 |
ДЛИНА, ММ | 5310 |
ШИРИНА, ММ | 1830 |
ВЫСОТА, ММ | 2230 |
КЛИРЕНС, ММ | 300 |
ВООРУЖЕНИЕ | 150-мм гаубица sFH 13/1 |
БОЕКОМПЛЕКТ, СНАРЯДОВ | 8 |
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л.С. | 70 |
СКОРОСТЬ ПО ШОССЕ/ПО ПЕРЕСЕЧЁННОЙ МЕСТНОСТИ, КМ/Ч | 20/8 |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ/ПО ПЕРЕСЕЧЁННОЙ МЕСТНОСТИ, КМ | 120/75 |
ТОЛЩИНА БРОНИ, ММ: | |
КОРПУС | 9-12 |
РУБКА | 7-10 |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: | |
УГОЛ ПОДЪЁМА, ГРАД. | 20 |
ШИРИНА РВА, СМ | 180 |
ГЛУБИНА БРОДА, СМ | 85 |
ВЫСОТА СТЕНКИ, СМ | 57 |
Литература
- Engelman J. Deutsche schwere Feldhaubitzen 1934-1945. – Waffen-Arsenal, Band 135
- Jentz T.L. Artillerie Selbstfahrlafetten. – Panzer tracts №10
- Skotnicki M. 15 cm s.F.H. 13/1 (Sf) // Technika Wojskowa Historia, 2010, №5
- Харук А.И. Артиллерия Вермахта. – М.: ЭКСМО, 2010
источник: https://warspot.ru/14007-novaya-zhizn-staroy-gaubitsy