Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в цикле статей «Французы на Востоке».
Предисловие журнала "Крылья Родины", февраль 1993 года: Читателям журнала хорошо известна фронтовая летопись знаменитого французского авиаполка «Нормандия—Неман» в небе Великой Отечественной войны.
Летчиками-истребителями этой части сбито в 869 воздушных боях 273 фашистских самолета (около двух дивизий!). Штурмовыми ударами уничтожено много немецкой боевой техники. Ценой этих нелегких побед стали почти два состава пилотов полка. Лучшие асы Франции удостоились высших наград, в том числе Золотых Звезд Героев Советского Союза.
Но не многим у нас может быть известно, что с окончанием второй мировой войны боевой путь «Нормандии» не закончился. Об этом беседует наш корреспондент с военно-воздушным атташе посольства Франции в России Алэном Грэа, тоже, кстати, в недавнем прошлом пилотом французских ВВС.
— Господин подполковник, последний перелет «Нормандии—Неман» по маршруту Москва—Париж состоялся на «Як-третьих», подаренных Верховным Главнокомандующим И. Сталиным героическим французским летчикам, но они, эти самолеты, недолго им служили?
— Да, недолго. В первые послевоенные годы подразделения «Нормандии» летали на «Фокке-Вульфе» (NC-900). Потом какое-то время снова на «яках». В апреле 1947 года после перебазирования авиагруппы истребителей 3/5, как стала именоваться «Нормандия», в Рабат (Марокко) летчики начали переучиваться на «Москито» FB VI. Однако и на этой матчасти авиаторы летали чуть больше двух лет. В сентябре 1949 года эскадрон (авиагруппа) приступил к тренировкам на «Кингкобре» (Р-63). Летали с аэродрома авиабазы в Сиди-Ахмед (Тунис). Столь частые переучивания вызывались в то время значительной изношенностью техники военных лет. Эскадрону не раз приходилось принимать практическое участие в боевой работе. Это всегда серьезно для авиации, и она должна основательно готовиться в тактическом отношении.
— Где же приходилось участвовать «Нормандии» в боевых действиях?
— Ну первый вылет на фронт — после России — состоялся уже в октябре 1949 года, когда эскадрон прибыл в Сайгон. Там он выполнял боевые задачи по огневой поддержке наземных войск, поскольку в воздушном пространстве Вьетнама удерживалось полное господство французской авиации. Ставились задания по обработке с воздуха мест высадки десанта, обеспечении безопасности приземления парашютистов и огневое сопровождение их операций по прочесыванию джунглей. В содержание боевых задач входило также блокирование морских путей доставки боеприпасов вьетнамцам. Летчики эскадрона наносили штурмовые удары по судам и суденышкам, груженным военным имуществом.
— Воевали на «кингкобрах»?
— Не только. Осенью 1950 года часть эскадрона перевооружилась на F-6F «Хелкет». Базировались они тогда на авиабазах в Тансонуте и Ханое, а также в Туране (нынешний Дананг).
— Случались ли боевые потери там, в Индокитае?
— К сожалению. Например, в ноябре 1950 года погиб лейтенант Бастид. Правда, не от огня противника — при попытке вынужденной посадки вне аэродрома на Р-63. Отказала система охлаждения двигателя. Было немало случаев вынужденного покидания самолетов в аварийной ситуации. Некоторые — с большим риском для жизни летчиков. В тех условиях даже вертолеты спасательной службы с немалым трудом обнаруживали и брали на борт приземлившихся с парашютом пилотов. Джунгли, море и горы — не лучшая площадка для подобного приземления. Летчики «Нормандии» вернулись во Францию 9 мая 1951 года.
— Какие-нибудь итоги все же записаны на боевой счет?
— Ну разве что вот это: совершено около пяти тысяч боевых вылетов (если быть скрупулезно точным — 4977), налетано во фронтовых условиях до 6900 часов.
— Понятно, что живую силу противника, которая была основной целью «нормандских» летчиков, учесть было невозможно… Закончились ли на этом боевые пути авиаторов?
— Нет, ведь была другая горячая точка — Алжир. Переучившись на самолеты типа «Тандерболт», авиагруппа взяла курс на алжирский город Оран. Там довооружилась машинами типа «Вампир», французское наименование «Мистраль», и «Нормандия—Неман» стала выполнять боевые задачи по противовоздушной обороне французских военных гарнизонов. С 1954 года летчики совершают боевые вылеты с аэродромов Блида и Телергма по поддержанию порядка Насколько интенсивной была такого характера боевая работа, говорит хотя бы итог одного лишь месяца — октября 1956 года: свыше трехсот боевых вылетов.
— Однако навести полный порядок не удалось? Вся эта операция не добавила славы «Нормандии»?
— Финал известен: все закончилось провозглашением Декларации независимости Алжира «Нормандия» возвратилась на авиабазу Оранж. С марта 1962 года преобразовалась в истребительную всепогодную авиагруппу 2/30. В июне шестьдесят шестого передислоцировалась на авиабазу города Реймс, где располагается и поныне. В ее активе еще два освоенных типа боевых самолетов — «Вотур» IIN и «Мираж» F1С.
— Небо Подмосковья помнит эти машины…
— Да в конце шестидесятых годов возобновляются связи ветеранов «Нормадии—Неман» с их советскими собратьями по воздушным сражениям с общим врагом, участились взаимные визиты военных делегаций обеих стран. Теперь уже внуки героев войны, асы высшего пилотажа демонстрируют свое искусство над аэродромами Реймса и Кубинки. Полувековая история авиагруппы, которая началась в России, продолжается. Кстати, в прошлом году авиаторы «Нормандии— Неман» достаточно ярко отметили свой золотой юбилей — 50 лет со дня создания эскадрильи. Теперь ничто не мешает поддерживать дружеские отношения между российскими и французскими авиаторами, скрепленные кровью.
— Нам особенно памятна одна из таких встреч, когда поздравить боевых друзей приехал в посольство Франции вице-президент России А. Руцкой. Алэн, а вам знакома песня в исполнении известного нашего певца Марка Бернеса?
«В небесах мы летали одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить…»
— Как же, лично у меня она в записи на пленке. У нас ее знают и не забывают, как не забывают и своих братьев по оружию.
Беседу вел Александр СОРОКИН
Приложение. Послевоенная матчасть «Нормандии-Неман» в фотографиях и рисунках
«Девуатин» 520, на котором «Нормандия» начинала летать в Сирии 1942 г.
Centre NC 900 эскадрилии Normandie -Niemen 1946 год
«Москито» FB VI
«Кингкобра» Р-63
«Хелкет» F6F
«Тандерболт» P-47D
SE535 «Мистраль»
«Вотур» IIN
Mirage F1C
"Миражи" в юбилейной окраске на праздновании 50-летия создания полка
Mirage F1C из эскадрильи EC 2/30 Normandie-Niemen в юбилейной окраске по случаю 50-летия авиачасти. Декоративные элементы нанесены поверх однотонной окраски, широко используемой на "Миражах" в 1970-80-е гг.
Mirage F1C из эскадрильи EC 2/30 Normandie-Niemen в юбилейной окраске по случаю 50-летия авиачасти и макет Як-3 в музее полка
"Мираж" в юбилейной окраске на праздновании 55-летия создания полка
"Русские витязи" и "Миражи" 1997 год
Ветераны полка на фоне "юбилейного" "Миража" 1997 год
"Мираж" в юбилейной окраске на праздновании 60-летия создания полка
"Мираж" в юбилейной окраске
Гвардии полковник А,А.Фетисов (справа), председатель Совета российских ветеранов 1 отдельного ИАП “Нормандия-Неман"
источник: "«НОРМАНДИЯ-НЕМАН» В БОЯХ… ПОСЛЕ ВОЙНЫ" Крылья Родины 1993-02