Специально для Павел Вишняков, который, надеюсь, попинает за кривую терминологию 🙂 Не так давно я публиковал тут пример типового отчёта-анкеты о боестолкновении, что заполняли командиры подразделений морской авиации США.
В «шапке» этих документов имелись правила их заполнения, среди которых присутствовало крайне ценное: «Не вносите липовые сведения — если какие-то данные не могут быть установлены с достаточной точностью, то поставьте в соответствующие разделы прочерки или оставьте их пустыми.» То, что я перевёл как «не вносите липовые сведения», в оригинале было DO NOT «GUN DECK». Казалось бы, причём тут орудийная палуба?
Начать надо с того, что именно на верхней орудийной палубе — сильно не самое престижное на корабле место — в британском парусном флоте находились кубрики мичманов, грубо говоря — кандидатов в офицеры (на самом деле мичманы там были разные, и их статус был гораздо сложней, но мы сейчас не об этом).
В общем, мичманы, которые именно кандидаты в офицеры, одновременно со службой проходили ещё и обучение, и в частности — обучение навигации. Поэтому в их обязанности входило ежедневно делать замеры высоты Солнца и определённых звёзд — дабы учиться определять широту, на которой находится корабль. Результаты этих измерений они должны были докладывать штурману.
Однако для этого, как нетрудно догадаться, нужно было брать в зубы секстант и переться на верхнюю палубу. Замер этих углов с качающейся палубы — само по себе то ещё развлечение, а ведь есть ещё и всякие погодные условия, при которых ну совершенно неохота мокнуть и мёрзнуть, причём даже не во время своей вахты. Поэтому неудивительно, что самые хитрожопые из тех мичманов придумали — как это сейчас называется — лайфхак.
Они безо всякого секстанта поднимались на квартердек (по-нашему — на шканцы) и быстренько смотрели на так называемую «traverse board» (доску перемещений). Это было гениальное изобретение (см. картинку) — аналог навигационного журнала, «заполнять» который могли даже не особо грамотные матросы-рулевые. На этом устройстве максимально простым и доступным «графическим» способом отображались изменения курса и скорости корабля в течении суток. После чего их вносил в настоящий письменный журнал уже грамотный штурман, и цикл начинался по-новой.
Если эти изменения были не очень большими (особенно по курсу), то хитрый мичман возвращался в свой кубрик — на ту самую орудийную палубу, gundeck — где в относительных тепле и уюте, путём не самых сложных вычислений прикидывал текущее местонахождение корабля по широте, исходя из предыдущего положения, основанного на замерах. Откуда достаточно просто можно было прикинуть и те текущие углы высоты светил, измерения которых он поленился провести.
В общем, если не сильно наглеть и заниматься этим хотя бы через раз — особенно в условиях неизменного курса — то эти данные не сильно отличаются от реальных. Но мы же понимаем, что лень-матушка… В результате, совсем потерявшие края мичманы периодически бывали биты, а их лайфхак вошёл в английский военно-морской в виде идиомы «to gundeck» или «gundecking», означающей «давать ложные данные в письменном виде». То бишь наша «липа». Происхождение уже нашей идиомы тоже интересно, но это, как говорится, «совсем другая история», что к флоту отношения не имеет.