Если кто вдруг решил, что на палубниках мидуэйские самолётики закончились — то вы зря так решили. Чего-чего, а этого добра у меня ещё — как у дурака махорки!
С подачи прежде всего американцев (которые совершенно искренне верят, что раз что-то реализовано не так, как у них, любимых, — то это отстой просто по определению) принято считать, что одной из главных причин поражения японцев при Мидуэе была хреновая организация тактической авиаразведки. Ведь сами американцы задействовали для этого обычные палубные пикировщики с максимальной заправкой (за счёт уменьшения бомбовой нагрузки). Ну разве можно придумать что-либо более остроумное и эффективное?!!
А вот глупые японцы почему-то решили, что каждый должен заниматься своим делом. Ударные самолёты, для доставки которых требуется такая редкая и дорогая фигня, как авианосец, — должны топить супостата, а вот разведку оставить специализированным машинам. Нет, в отсутствии оных они вполне себе задействовали для разведки и ударные (вспомним то же Коралловое море), но штатно этим должны были заниматься дальние катапультные разведчики-гидропланы, базирующиеся на тяжёлые крейсеры и линкоры эскорта.
На словах «катапультный гидроплан» автоматически представляется какой-нибудь мелкий биплан-кукурузник с тканевой обшивкой плоскостей. Такие, конечно, у обеих сторон тоже были, их мы рассмотрим позже. Но вот для дальней разведки у японцев были здоровенные (размах крыла — 14,5 м) цельнометаллические монопланы с боевым радиусом порядка 1000 км (и это ещё без подвесных баков). А именно, представленный на картинке новейший (обр. 1940 г) Aichi E13A1 Jake, вооружённый как специальной оптикой для наблюдения и целеуказания, так и специально обученным лётнабом.
Пару таких машин мог нести любой тяжёлый крейсер или линкор, но специально в качестве «глаз» флота японцы построили два «гидроавианесущих» тяжёлых крейсера типа «Тонэ», способных нести четыре дальних и четыре ближних разведчика каждый (хотя в реальности обычно их там было меньше). И с самого начала войны эта сладкая парочка придавалась Первому Мобильному (авианосному) соединению.
Конкретно с этим самолётом №4 с крейсера «Тонэ» связан ещё один распространённый миф — типа, он тоже главный виновник поражения при Мидуэе. Но это мы рассмотрим в следующей серии.