Сразу предупрежу, что, в отличие от картинок с самолётиками, это может быть интересно лишь тем, кто хотя бы в общих чертах представляет ход сражения при Мидуэе. И вообще «многобукф».
Как правило, в ранних (и единственных переведённых у нас) работах типа книг У. Лорда и М. Футида претензии к организации японцами авиаразведки при Мидуэе сводятся к следующему:
1. Японцы использовали для разведки не ударные самолёты, как «белые люди», а гидропланы с крейсеров и линкоров.
Чем SBD «Донтлес» в данном случае лучше, чем специализированный дальний разведчик «Аити» E13A, остаётся непонятным. Не говоря уж о том, что ударные самолёты для разведки японцы там тоже использовали — два торпедоносца «Кейт» с авианосцев «Акаги» и «Кага». Что характерно, их отправили в наиболее безопасном южном направлении, где должны были уже находиться другие японские соединения. А вот в потенциально угрожаемых секторах предпочли использовать профессионалов.
2. Японцы сэкономили и на количестве разведчиков. Если американцы для разведки сектора в 180° задействовали аж 22 «Каталины», то японцы для почти такого же сектора ограничились лишь 7 машинами.
Во-первых, роль ещё одного «разведчика» играла ударная группа, летевшая к собственно Мидуэю, так что фактически поисковых секторов было 8. Во-вторых, американцы вели разведку на дальности 700 миль, так что в конце маршрута расстояние между соседними «Каталинами» составляло 100 миль. В то время как японцы — на дальность в 300 миль и, соответственно, порядка 120 миль между машинами в крайней точке. Так что практическая «плотность» разведки была лишь немногим меньше.
Ну и последнее и главное: японцы могли отправить на разведку хоть все свои самолёты, но ни у одного из них не было шанса оказаться на более удачном маршруте, чем у разведчика на маршруте №5 (пеленг 77°, см. карту), который пролетал практически над 17-м оперативным соединением американцев и имел все шансы обнаружить его ещё около 06:30. Но помешала облачность в этом районе.
3. Роковую роль сыграла 30-минутная задержка со взлётом разведчика на маршруте №4 (пеленг 100°). Из-за этого он обнаружил американцев лишь в 07:28.
Самое смешное, что здесь вообще всё с точностью до наоборот — если бы он взлетел вовремя и двигался по графику, то обнаружил бы американцев минимум на 30-40 минут ПОЗЖЕ. А в реальности он, чтобы наверстать упущенное время сократил маршрут и вышел на них в те самые 07:28. Опять см. карту.
4. Командир разведчика №4 мичман Амари Дзёри более 30 минут ухитрялся не замечать в составе обнаруженного соединения два огромных авианосца. Из-за чего японское командование не смогло принять своевременные решения об ответных действиях.
А это действительно загадка. Облачность в районе обнаружения была менее плотной, чем в нескольких десятках миль северней. Единственное правдоподобное объяснение — в момент контакта авианосцы «Энтерпрайз» и «Хорнет» проводили взлётно-посадочные операции, отвернули на ветер и немного удалились от кораблей эскорта, которые первоначально обнаружил Амари. Ну и не забываем, что Нагумо начал перевооружение самолётов сразу после сообщения об обнаружении противника. Не дожидаясь информации о наличии там авианосцев.
5. Командир разведчика определил координаты с очень большой ошибкой, «поместив» противника примерно на градус (около 60 миль) северней, чем тот был на самом деле.
Это ещё одна загадка, так как по долготе он всё доложил точно, что означает, что пройденное расстояние он исчислял правильно. Скорей всего ошибка возникла из-за неправильных координат точки вылета, что он получил на корабле.
Не говоря уж о том, что это тоже ни на что не повлияло. В штабе Нагумо были не идиоты и, нанеся точку обнаружения на карту, сразу же задались вопросом, а какого чёрта этот самолёт там делает? Это вообще соседний сектор! После чего без излишних сантиментов приказали болтавшемуся чуть не над вражескими кораблями разведчику врубить рацию и начать передавать сигнал для пеленгации.
Кроме того, Амари ухитрился более часа проторчать поблизости от поголовно имеющих радары ПВО вражеских кораблей. Периодически прячась в облаках от направленных на его поиск истребителей. Но он дождался сменщика, дал ему радиопеленг и вывел на противника. А тот в свою очередь уже точно наводил обе группы ударных самолётов.
Тут самое время вспомнить, как с этим обстояло у американцев. Патрульная «Каталина» 4V58 обнаружила противника уже в 05:30. Ошибка с координатами составила «каких-то» 40 миль, причём в основном по дальности (явно ошибка в оценке скорости и направления ветра). После чего сразу же разорвала контакт.
Если самолётам с Мидуэя этого целеуказания ещё хватило (японское соединение не меняло курс), то поворот их затем на север не отследил никто. Так что уже палубные эскадрильи вынуждены были сами искать врага, причём действуя на пределе дальности и даже за ним. Многие самолёты из-за этого не смогли вернуться, а две эскадрильи пикировщиков вообще не нашли противника.
В общем, предлагаю самим оценить, у кого на самом деле там было лучше с авиаразведкой и насколько удачным для своих задач был тот «Аити» E13A1.