Николай Колядко. Четыре крейсера и шесть версий
Как некоторые, наверное, помнят, события двух моих статей – «Хроника не очень пикирующего бомбардировщика» и «Боевой чатик образца 1942 г.» – начинались с одного и того же события, столкновения пары японских крейсеров в ночь с 4 на 5 июня 1942 г. И вот при написании последней чёрт меня дёрнул заглянуть в Википедию – всего лишь уточнить длину этих кораблей. И там с удивлением прочёл поразившее меня описание данного манёвра. Напоминаю диспозицию: четыре крейсера идут в кильватерной колонне курсом на север, и тут на головном замечают подлодку в надводном положении на 25° левей их курса.
Из-за угрозы торпедной атаки четыре крейсера 7-й дивизии получили приказ выполнить поворот «все вдруг» на 45°, но из-за ошибок в его передаче и темноты только на шедшем первым «Кумано» и четвёртым «Могами» его исполнили верно. Шедшие же вторым «Судзуя» и третьим «Микума» начали делать поворот «все вдруг» на 90°. И если «Судзуя» прошёл в опасной близости за кормой «Кумано», то «Микума» к исходу пятой минуты протаранил «Могами».
Причём даётся это со ссылкой на «Сломанный меч» Дж. Паршалла и Э. Талли. Бог с ним, что в указанной книжке всё описывается совсем не так. Бог с ним, что всё это давно разобрано в соответствующем томе японской официальной «Сэнси сосё» – «Истории войны», где даже имеется подробная схема манёвра, приведённая, кстати, и в том же «Сломанном мече»… Но вот неужели нельзя было просто включить мозги и попытаться представить то, о чём пишешь?
Во-первых, вы обнаруживаете немного левей вашего курса вражескую подлодку. И конечно же, самый умный в этих условиях манёвр – отвернуть на 45° влево, дабы продолжать сближаться с ней, благородно подставив борт под её торпеды. Во-вторых, если головной корабль отворачивает на 45°, а следующий за ним на 90°, то как, извините, этот второй мог «пройти в опасной близости» от головного, если они идут расходящимися курсами?
Не удержался и полез уже в англоязычную Википедию, а там приводится другая версия, со ссылкой уже на «Tabular Record of Movement» крейсеров типа «Могами». Согласно ей, команду «все вдруг 45° на левый борт» выполнили все, кроме шедшего третьим «Микума», который повернул на 90° и подставился замыкающему «Могами». Это более реалистичный вариант, правда тогда непонятно каким образом чуть не столкнулись ещё и два головных корабля…
В японской Википедии, как вы уже, наверное, догадались, описана третья версия. Согласно ей, флагман скомандовал поворот «все вдруг» на 45° влево, а потом ещё раз на 45° влево, но вторую команду приняли только на третьем в строю, на «Микума». Так что нечётные корабли повернули на 90°, а чётные – на 45° из-за чего две пары оказались на пересекающихся курсах. Написано это со ссылкой почему-то на «Чудо при Мидуэе» Г. Пранджа, где этот манёвр не описывается вообще никак, и на «Сэнси сосё», где он описывается совсем по-другому.
Тут я не удержался и полез ещё и в «Невозможную победу» Уолтера нашего Лорда, которую сто лет уже не открывал и поэтому подзабыл, как оно описывается там. Как вы опять, наверное, догадываетесь, там нашлась ещё одна версия:
При помощи маломощной сигнальной лампы направленного действия с флагманского крейсера на остальные корабли отряда передали сигнал о срочном повороте влево на 45°. На мостике «Могами» штурман крейсера капитан 3-го ранга Масаки Ямаути отстранил в сторону вахтенного офицера, желая выполнить этот сложный манёвр лично. Повернув крейсер, Ямаути решил, что дистанция между «Могами» и его мателотом «Микума» несколько увеличилась. Тогда Ямаути изменил курс «Могами» немного вправо и тут, к своему ужасу, обнаружил, что вообще потерял из вида «Микуму», поскольку в его видимости находился только «Судзуя» – второй корабль кильватерной колонны. Поняв, что «Микума» теперь идёт между ними поперёк курса «Могами», капитан 3-го ранга Ямаути скомандовал «Лево на борт» и дал машинами полный назад. Но было уже поздно.
Откуда взялась эта версия – вполне понятно. Она базируется на единственных в течении долгого времени японских источниках об этом событии – на послевоенном допросе командира «Могами» и личном опросе штурмана крейсера Масаки Ямаути, с которым У. Лорд общался уже сам в процессе работы над книгой в начале 1960-х. По понятным причинам оба офицера рассказывали лишь о манёврах своего корабля.
Остановится я уже не мог и заглянул ещё и в «Боевой путь Императорского японского флота» П. С. Далла, где в общем-то повторяется версия из Лорда с некоторыми «додумками» автора – ошибка в маневрировании штурмана замыкающего крейсера «Могами», который принял второй корабль «Судзуя» за третий «Микума» и довернул вправо, чтобы сомкнуть строй. Что опять же не объясняет, каким образом в опасной близости оказались ещё и два головных корабля.
Подозреваю, что при желании можно найти ещё какие-нибудь версии, но мне уже стало лень. Так что лучше посмотрим, как это всё реконструировали в посвящённом Мидуэю 43-м томе японской «Истории войны», авторы которой имели возможность опросить офицеров со всех четырёх крейсеров.
Итак, четыре крейсера кильватерной колонной идут курсом на север. На флагмане «Кумано» замечают подводную лодку примерно на 25° левей их курса. Логично было уклониться вправо, но это сильно уводило корабли от их цели – им нужно было на северо-запад. Поэтому на «Кумано» принимают решение повернуть соединение на 90° влево, на запад, чтобы потом, разорвав контакт с лодкой, обратным манёвром вернуться затем на нужный курс.
Крейсеры соблюдали радиомолчание и светомаскировку, поэтому сигналы передавались направленными кормовыми сигнальными фонарями. Поскольку их видел лишь следующий в колонне крейсер, то он должен был передать их дальше по цепочке. Команда с мостика передавалась сигнальщику на корме с помощью цифрового кода, который перепутали, так что на «Судзуя» увидели сигнал «красный-красный», что означало «все вдруг на 45° влево». Крейсер передал сигнал дальше и начал выполнять команду.
Таким образом «Кумано» повернул на 90°, в то время как все остальные корабли начали поворот на 45°. Так что неудивительно, что через три минуты на «Судзуя» увидели, что идут прямёхонько в левую раковину флагману. На мостике успели среагировать, довернули вправо и сумели проскочить за кормой «Кумано». В этот момент уже и на «Кумано» поняли, что что-то пошло не так и тоже отвернули вправо, чтобы в них, чего доброго, не вписался третий в колонне крейсер «Микума». На «Микума» тоже увидели, что впереди творится какой-то бардак с беспорядочным маневрированием и вполне логично решили от греха подальше отвернуть уже влево.
На замыкающем «Могами» сигнал приняли с опозданием, когда идущий впереди «Микума» уже начал поворот. Поэтому вместо 45° там на всякий случай повернули на 60°, чтобы избежать сближения. Когда дистанция увеличилась, то пришлось дважды доворачивать вправо, чтобы сократить отставание. Какое-то время там пытались понять манёвры двух головных, потеряв из виду «Микума», который в тот момент уже отвернул влево и лёг на пересекающийся курс.
В последний момент на «Микума» и «Могами» заметили друг друга, врубили «полный назад» и начали отворачивать – первый вправо, второй влево. В результате таранного удара форштевнем в борт удалось избежать, но и «скользящего» оказалось достаточно, чтобы смять и почти оторвать нос «Могами» чуть не по первую башню главного калибра, а «Микума» отделался помятыми плитами броневого пояса и 20-метровой «царапиной» ниже ватерлинии, вызвавшей течь одного из топливных танков левого борта. Ну а что было дальше – читайте в указанных в начале этой заметки статьях, если вдруг ещё не читали.
В общем, вы получили кучу совершенно ненужной вам информации, а я, наоборот, ценный урок: не заглядывай, блин, в Википедию, когда статью пишешь!
источник: https://vk.com/@664805017-chetyre-kreisera-i-shest-versii