Невезучие наследники «москито». Часть 5 Проект высокоскоростного невооруженного бомбардировщика Miles M.39
Компания Miles Aircraft (Miles) стала единственной авиастроительной компанией, принявшей участие в конкурсе по спецификации B.11/41 и разработка которой дошла до этапа летных испытаний. В 1941 году Фредерик Джордж Майлз узнал о высокой аварийности, связанном с посадками на палубу авианосце. Было очевидно, что это было связано с плохим обзором вперед у таких палубных самолетов как Seafire. Поэтому компания по собственной инициативе начала работу по исследованию возможностей неортодоксальных компоновок с целью как улучшения обзора пилота, так и устранения конструктивных проблем и потери времени, вызванных складыванием консолей крыла. После изучения нескольких возможных компоновок решением оказалось тандемное крыло при условии, что это было осуществимо с точки зрения аэродинамики.
Фредерик Майлз не хотел представлять для официального рассмотрения вызывавший сомнения проект и поэтому решил изготовить и испытать в полете экспериментальный самолет M.35; эта машина была проектирована и построена всего за шесть недель. Первый полёт был выполнен 1 мая 1942 года, и, несмотря на некоторую продольную неустойчивость, машина убедительно продемонстрировала, что тандемное крыло вполне осуществимо и управляемо. Самолет получил собственное имя Libellula (по энтомологическому названию семейства стрекоз), и предложение создать палубный истребитель были немедленно предложены Адмиралтейству и Министерству авиационной промышленности. Однако результаты полетов M.35 были настолько обнадеживающими, что Фредерик Майлз продолжил свои исследования и перешёл к разработке бомбардировщика.
Проект Libellula, получивший внутрифирменное обозначение M.39, был разработан в соответствии с требованиями спецификации B.11/41 и был представлен на рассмотрение Министерства авиационной промышленности в июле 1942 года. Проект был представлен после отмены проекта Hawker P.1005, что позволяет предположить, что спецификация B.11/41 была чем-то вроде рабочего справочника для авиаконструкторов.
В то же самое время начались работы над экспериментальным самолетом M.39B, представлявшим собой летающую модель в масштабе 5:8, которая поднялась в воздух 22 июля 1943 года. Зарегистрированный как U-0244, экспериментальный самолет M.39B оснащался двумя двигателями de Havilland Gipsy Major мощностью по 140 л.с. (104 кВт) каждый. Его переднее крыло имело размах 25 футов (7,6 м), заднее – 37 футов 6 дюймов (11,4 м), длина – 22 фута 4 дюйма (6,8 м). Полная масса самолета составляла 3200 фунтов (1452 кг), а его максимальная скорость 164 миль в час (264 км/ч). Летные испытания M.39B показали, что машина превосходит все желаемые достоинства и, по-видимому, не обладает недостатками или нежелательными характеристиками в области управляемости. В этот период официальные круги проявляли большой интерес к разработке крупных самолетов, использующих нетрадиционные компоновочные схемы.
Кратко говоря, концепция Libellula состояла из двух крыльев, установленных тандемно и соединенных между собой коротким фюзеляжем. Переднее крыло всегда имело меньшую площадь, чем заднее (пропорции для бомбардировщика M.39 были 1 к 3), и оба были оснащены средствами механизации. Некоторые из преимуществ концепции Libellula заключались:
- в достижении гораздо большего допустимого диапазона смещения центра тяжести, чем это было возможно при любой традиционной компоновочной схеме;
- в возможности использовать создающие большую подъёмную силу средства механизации на обоих крыльях;
- в снижении массы конструкции двух тандемных крыльев по сравнению с одиночным крылом той же площади (это было особенно заметно на очень крупных самолетах);
- в устранении массы и лобового сопротивления стабилизатора, рулей высоты и необходимого для этого удлинения хвостовой части фюзеляжа;
- улучшении обзора пилотов (в случае одномоторной силовой установки).
Были и другие аэродинамические преимущества концепции Libellula.
Передовое крыло использовалось для управления по тангажу и могло быть объединено с разработанной Майлзом с вспомогательной убирающейся аэродинамической поверхностью, создававшей большую подъемную силу и действовавшей как закрылок, так и как руль высоты, что способствовало исключительно большому диапазону перемещения центра тяжести. Это не только обеспечивало большой диапазон коэффициента подъемной силы для переднего крыла, но и позволяло пилоту изменять доступную площадь крыла без изменения коэффициента подъемной силы – таким образом, площадь крыла можно было изменять в соответствии с оптимальным значением положений при любых заданных положениях нагрузки. Это также обеспечивало возможность изменять доступную для управления по тангажу площадь рулей высоты в соответствии с любой заданной скоростью полета – компоновка состояла из рулей высоты, размещенных ближе к корневым частям, и закрылков, размещенных ближе к законцовках; средства механизации устанавливались на задней кромке. Заднее крыло несло средства управления самолетом по крену, а также могло нести на своих законцовках кили и рули направления. Центр тяжести самолета всегда находился между двумя крыльями. На M.39 заднее крыло несло закрылки (у корневых частей) и элероны (у законцовок). На законцовках киля были установлены кили и рули направления. (Примечание: в концепции Libellula переднее крыло не было передним горизонтальным оперением аэродинамической схемы «утка», оба крыла действовали как несущие поверхности).
M.39 имел низкорасположенное переднее крыло и высокорасположенное заднее крыло, в результате чего задняя несущая поверхность была свободна от эффекта нисходящего потока переднего крыла и обеспечивала достаточный дорожный просвет для воздушных винтов. Предполагалось, что M.39 в конечном итоге будет оснащен тремя реактивными двигателями W.2/500 и на высоте 36000 футов (10973 м) развивать скорость 500 миль в час (805 км/ч), но в 1942 году они еще не были доступны, и поэтому в качестве альтернативного варианта планировалась двухмоторная силовая установка из высотных двигателей Merlin 60 или Hercules VIII (последний так и не был запущен в серийное производство). Концепция Libellula делала замену поршневых двигателей реактивными довольно простой операцией. Конструкция бомбардировщика должна была быть цельнометаллической. Три члена экипажа должны были размещаться в герметичной кабине, а бомбовый отсек находился в центральной части фюзеляжа. Самолет должен был получить шасси с носовой стойкой, а в корневых частях крыла планировалось размести две 20-мм пушки.
16 сентября 1943 года Министерство авиационной промышленности согласилось заключить контракт на разработку, который включал в себя приобретение у компании экспериментального самолета M.39B с присвоением последнему нового серийного номера SR392. Заказ на полномасштабный прототип M.39 (RR910) был размещен в ноябре, но этот самолет так и не был изготовлен. В компании Miles были продолжены испытания экспериментального самолета M.39B, и, вооружившись полученными в результате дополнительными полетными данными, Джордж Майлз повторно представил проект в январе 1944 года с улучшенными характеристиками, но снова безрезультатно.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Miles M.39
Назначение: высокоскоростной невооруженный бомбардировщик
Статус: проект
Силовая установка: два 12-цилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Merlin 61, развивавших по 1580 л.с. (1160 кВт) каждый
Размеры:
размах крыла
• переднего 37 футов 6 дюймов (11,4 м)
• заднего 55 футов 9 дюймов (17,0 м)
длина 35 фута 10 дюймов (10,9 м)
площадь крыла
• переднего 139 кв. футов (12,9 м²)
• заднего 417 кв. футов (38,8 м²)
Летные характеристики:
крейсерская скорость 360 миль в час (579 км/ч)
Вооружение: 6000 фунтов (2722 кг)
источник: Tony Buttler «British Secret Projects: Fighters & Bombers» pages 86, 87, 92
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-nevezuchie-nasledniki-moskito-chast-5