Неудачники программы Sokół. Проект легкого истребителя RWD 25 Sokół. Польша
Содержание:
Продолжающееся существование компании «Экспериментальные авиационные мастерские» (Doświadczalne Warsztaty Lotnicze – DWL) [1] в качестве частного авиапроизводителя было источником постоянного раздражения Авиационного командования, и неоднократные попытки генерала Любомила Райского добиться ее национализации создали острый конфликт между ним и руководством компании DWL. В уходе Райского со своего поста в начале 1939 года и изменении в политике командования руководство компании DWL увидело долгожданную возможность получить от польских ВВС контракты и, официально уведомив об упоре на разработку истребителей, стало проявлять интерес к спецификации на легкий истребитель Sokół (сокол). Участие компании DWL в конкурсе было одобрено, и конструкторское бюро компании было уполномочено приступить к проектным работам.
ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ
Разработанный под руководством Ежи Джевецкого проект легкого истребителя, который был соперником цельнометаллическому PZL P-45 и цельнодеревянному PWS-42, должен был получить обозначение RWD 24. Однако поскольку в это время в серийном производстве находился истребитель-«пулавчик» PZL P-24, то во избежание путаницы с ним проекту был присвоен следующий номер RWD 25. Конструкция разработанного самолета следовала общей концепции компании DWL и была чрезвычайно простой: консоли крыла были деревянными, а основу фюзеляжа представляла собой ферма, сваренная из стальных труб. В целях облегчения производства и технического обслуживания инженеры компании отказались от какого-либо типа закрылков и выбрали аэродинамический профиль с высокими несущими свойствами и неубирающиеся основные стойки шасси, хотя для более совершенной модификации была предусмотрена установка убирающихся основных стоек. Принимая во внимание утилитарный характер самолета, который должен был служить как в качестве перехватчика, так и в качестве учебного истребителя, конструкторы стремились не к высокой скорости, а максимальной маневренности и хорошим характеристикам управляемости.
В соответствии с требованиями спецификации Sokół легкий истребитель RWD 25 должен был получить 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhône Mars, развивавший мощность 700-800 л.с., и вооружение из четырех 7,7-мм пулеметов Wz 36. Чтобы избежать необходимости использовать синхронизаторы, пулеметы были установлены в консолях крыла вне зоны ометания воздушного винта. Рабочее проектирование началось летом 1939 года под общим руководством Лешека Дулембы (Leszek Dulęba), Хенрика Миллицера (Henryk Millicer) [2], разработавшего конструкцию крыла, и Яна Идзиковского (Jan Idzkowski), ответственного за хвостовое оперение. Подготовка к изготовлению прототипов была начата в июле 1939 года, и была надежда, что первый полет будет выполнен в марте 1940 года.
Проект RWD 25 был последней главой блестящей истории компании DWL – смелого промышленного предприятия, которое за несколько лет своего существования стало одним из основных европейских претендентов на лидерство в области разработки легких самолетов. 1 сентября 1939 года руководство компании DWL получило приказ покинуть свои помещения в Окенце (Okęcie), и чертежи RWD 25 вместе со всей технической документацией завода были вывезены в пригород Варшавы Млочины (Młociny; ныне район города), где они были предположительно уничтожены.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
RWD 25 Sokół был одноместным истребителем-монопланом смешанной конструкции.
Низкорасположенное свободнонесущее крыло, сужавшееся от корневых частей к законцовкам, имело цельнодеревянный силовой набор. D-образная передняя кромка имела фанерную обшивку, а остальная часть крыла покрывалась фанерой и полотном. Площадь крыла приблизительно была равна 14 м².
Основа фюзеляжа представляла собой ферму, сваренную из стальных хромомолибденовых труб. Для придания фюзеляжу обтекаемой формы к ферме были присоединены вспомогательные легкие деревянные шпангоуты. В передней части фюзеляжа в качестве обшивки был использован листовой алюминий, в задней части – фанера и полотно. Закрытая кабина пилота была оснащена системами отопления и вентиляции, радиостанцией и кислородным оборудованием.
Хвостовое оперение представляло собой обычную свободнонесущую конструкцию из дерева, покрытую фанерой и полотном.
Шасси состояло из двух отдельных стоек, каждая из которых была оснащена масляным амортизатором и вильчатым механизмом с размещенными внутри него колесом с шиной среднего давления Dunlop и гидравлическими тормозами. Стойки шасси были покрыты «штанами» с каплевидными обтекателями колес. Для более позднего варианта предусматривались убирающиеся основные стойки шасси.
Стандартная силовая установка самолета состояла из одного 14-цилиндрового двухрядного радиального двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14M05 Mars (или его эквивалент производства компании Avia), который на номинальном режиме работы на высоте 3650 метров при 2850 об/мин развивал 660 л.с.; на максимальном режиме работы на высоте 3500 метров при 3135 об/мин развивал 730 л.с..
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: RWD 25 Sokół
Назначение: истребитель
Статус: прототип (недостроен)
Размеры (здесь и далее приведены расчетные данные):
размах крыла 10,50 м
длина 7,00 м
площадь крыла 14,0 м²
Масса:
с полной нагрузкой (расчетная) 1800 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 3000 метров 450 км/ч
дальность полета 750 км
[1] компания выпускала самолеты под обозначением RWD: сокращение от фамилий Станислава Рогальского (Stanisław Rogalski), Станислава Вигуры (Stanisław Wigura) и Ежи Джевецкого (Jerzy Drzewiecki)
[2] на момент написания книги работал в австралийской компании Victa Aviation, где разработал легкий самолет Air Tourer и его модификации
источник: Jerzy B. Cynk «Polish Aircraft 1893-1939», стр.574-576